Татьяна Литвинова: "Бойцы просят: "Приезжайте почаще. Нам надо понимать, что мы нужны своей стране"
Уже второй раз на линию фронта приезжает концертная бригада Украинского радио. Инициатором ее создания стала журналист, певица и автор-исполнитель Татьяна Литвинова. Вместе со своими коллегами Дмитрием Хоркиным, Анастасией Яблонской, украинскими артистами Анной Твердоступ и Игорем Ильницким они устраивают концерты на передовой в поддержку украинских военных. Вчера фронтовая бригада вернулась с очередного выступления перед нашими бойцами. Артисты поехали в самую горячую точку на востоке страны — в Артемовск. Оттуда выдвинулись на линию фронта, в расположение 30-й танковой бригады. Украинские военные уже давно знакомы с Татьяной Литвиновой и с нетерпением ждут каждого приезда ее концертной бригады. Кстати, недавно Татьяна вместе с Дмитрием Хоркиным записали дуэтом песню «Ти не плач», которую сами сочинили. Говорят, эта композиция теперь звучит на рингтонах у бойцов из 30-й танковой бригады.
— С декабря минувшего года мы начали активно помогать военным, находящимся сейчас на востоке страны, — говорит Татьяна Литвинова. — Организовали концертную фронтовую бригаду, с которой поехали на линию фронта. К тому времени мы уже активно занимались волонтерской работой, собирая средства на нужды нашим бойцам. Стараемся помогать адресно. Есть 30-й батальон танковой бригады, к которому мы ездим уже второй раз. Помогаем ребятам тепловизорами, оптикой, формой. В этот раз привезли цифровые рации, тактические перчатки, оптические фонарики. Сейчас они находятся на самой передовой, в пяти километрах от Артемовска, по направлению к Дебальцево.
— Не страшно было ехать на самую линию фронта?
— Признаться, мы до последнего полагали, что объявленное перемирие таки работает. Но когда подъезжали к Славянску, перезвонили наши бойцы и сказали, что, возможно, нам не стоит ехать в Артемовск. Там начались активные боевые действия. «Здесь все громыхает», — сказали нам. Но наша бригада все-таки приняла решение двигаться дальше.
— На чем вы ехали?
— Это был микроавтобус, в котором, кроме нашей бригады и передачи для ребят, находилась аппаратура. Знаете, страха никто не ощущал. Из артистов с нами были финалистка проекта «Голос країни» Анна Твердоступ и харьковский композитор, автор-исполнитель Игорь Ильницкий. Мы приехали на позиции 30-й танковой бригады. Это было в среду, 11 марта, днем. Как раз выпала минутка короткого затишья. А через пару часов после выступления, когда нас отвезли в маленькую гостиницу под Артемовском, услышали грохот разрывающихся снарядов. Уже позже узнали, что украинские войска отбили наступление сепаратистов на Артемовск. Слышалось, что обстрел велся из тяжелой артиллерии. За несколько поездок мы уже научились различать мощность выстрелов.
— Остались ночевать в гостинице?
— Это маленький отель, в котором на первом этаже живет хозяйка, а на втором располагается несколько комнат. Кроме нас, постояльцев больше не было. Мы с Аней только прилегли, чтобы немного поспать, как пришли наши ребята и сказали, что получили команду срочно спускаться в подвал. Бойцы из 30-й бригады сообщали, что начался активный обстрел Артемовска. Ни о каком сне уже и речи не шло, мы быстро оделись и побежали в подвал. С нами была хозяйка отеля, которая призналась, что такого сильного обстрела не помнит за последние несколько недель. Казалось, снаряды разрываются просто у нас над головой. Пребывали в шоковом состоянии — конечно, никто не ожидал, что начнут так активно стрелять. Спокойнее всех к происходящему относилась хозяйка отеля. Она сказала, что за несколько месяцев уже устала бояться. Подъезжая к гостинице, мы увидели, что недалеко от нее в земле зияли воронки от разорванных снарядов.
— Вы спрашивали, почему эта женщина не покинула Артемовск?
— Она ответила: «А куда мне ехать? Здесь мой дом». У нее, как и у многих жителей Артемовска, с которыми мы говорили, ощущение невероятной усталости от того, что им пришлось пережить. Многие из них уже даже не говорят о том, что они ждут украинские войска или сепаратистов. Им просто хочется, чтобы этот кошмар закончился. Мы видели людей, которые шли по улице с чемоданами и тяжелыми сумками. Некоторые уезжали на мирную землю ближе к Киеву. Но были и те, кто собирался переехать в Донецк.
— Каким вы увидели Артемовск?
— Чтобы добраться до Артемовска, пришлось проехать четыре блокпоста. В самом городе много украинских военных. По улицам ходят местные жители, есть дети. За десять километров до Артемовска в селе Семеновка мы остановились у железного вагончика, в котором женщина продавала кофе. Вагончик стоял прямо на дороге, а рядом — полностью разрушенные жилые дома. У женщины были усталые глаза, измученный вид. Она показала рукой на груду камней буквально в нескольких метрах от своего ларька и сказала: «На этом месте был ресторан, в котором я проработала 20 лет. Куда мне теперь идти?..» Знаете, в Артемовске меня не покидало чувство постоянной тоски. В городе комендантский час, после восьми часов уже никого нет на улицах. Закрываются и магазины. Работают лишь несколько кафе и то только до 11 вечера. Мы зашли в одно из них и были единственными посетителями.
— Где проходило выступление вашей концертной бригады?
— Выступали в полевых условиях. В пошарпанном ангаре, который в мирное время, видимо, сдавался под склад, живут ребята. Внутри стоят старые двухъярусные кровати с матрасами. На них бойцы и расположились, слушая наше выступление. Мы поставили аппаратуру в уголочке. Пели, что называется, по заявкам. Бойцам хотелось слушать только положительные композиции. Им явно не хватает хороших, добрых эмоций, общения, веселых песен. В конце выступления мы вручили воинам флаг от нашей фронтовой бригады, на котором расписались артисты, принимающие участие в выездных концертах. В свою очередь ребята дали нам украинский флаг, на котором поставили свои автографы. Теперь мы везем его в Киев как самый ценный трофей. Ребята были рады пообщаться с кем-то с мирной земли. Они расспрашивали о рядовых вещах: подорожании продуктов и электроэнергии, падении гривни. У них в бригаде даже есть слабенький Wi-Fi и несколько компьютеров. Но они признаются, что на передовой совершенно нет времени отслеживать новости.
*Татьяна Литвинова и Дмитрий Хоркин вместе с артистами фронтовой бригады выступали перед бойцами 30-й бригады в огромном ангаре. В таких жутких условиях живут наши военные
— Ребята просили что-то особенное из продуктов?
— Да нет, все стандартное. Мы привезли много консервации и круп. С продуктами у наших бойцов проблем нет. Едят они из одноразовых тарелок одноразовыми приборами. Рассказывают, когда темнеет, к ним приходят местные жители, принося какую-то еду. И обязательно воду. Помню, как мы первый раз попали на фронт. Это было как раз в День святого Николая, в минувшем году. Привезли ребятам много нужных вещей, подарки и салат оливье. По-моему, они ему радовались больше всего.
— Где это было?
— Мы ездили под Геническ, в 10-ю мотопехотную бригаду, и под Мариуполь, где тогда базировалась наша 30-я бригада. Больше всего меня поразила атмосфера, которая царила в наших Вооруженных Силах. Собираясь в эту поездку, мы думали, что будем изо всех сил морально поддерживать наших воинов. А возвращаясь в Киев, поняли, что сами от них получили огромный энергетический заряд. Для ребят было очень важно общение с нами, это лучше любых подарков. Помню, когда мы уезжали из Мариуполя, бойцы говорили: «Не надо ничего собирать, просто приезжайте к нам почаще. Нам надо понимать, что мы нужны своей стране». Знаете, мы даже приучили ребят слушать Украинское радио и нашу программу «Полевая почта», которую создали специально для военных. Слушатели каждый день могут звонить на прямой эфир и говорить слова поддержки, которые так важны для наших воинов. Особенно для тех, чьи судьбы калечит эта война.
В нашу первую поездку на фронт 19 декабря познакомились с молодым офицером Александром. Сидели за одним столом, беседовали, шутили. А в январе узнали, что в одном из боев Саша потерял руку и ногу. Его перевезли в винницкий госпиталь. Мы нашли парня и решили ему помочь. Удалось найти людей, которые помогли Саше с протезами. Сейчас он проходит реабилитацию, а через какое-то время отправится за границу, где ему будет сделано протезирование.
4259Читайте нас у Facebook