«целитель нам сказал: «поначалу состояние ребенка ухудшится, а затем наступит улучшение и выздоровление»
Спасая единственную дочурку, молодая женщина погрязла в долгах, но выложила кудеснику требуемую сумму — несколько тысяч долларов. После проведенного «лечебного курса» опухоль резко разрослась, выйдя далеко за орбиту глаза и охватив две трети мозга. Специалисты Одесской детской областной клинической больницы невероятными усилиями спасли девочку, но ее жизнь по-прежнему в опасности…
«Чудо-целителя, практикующего в одном из сел Одесской области, нам порекомендовал врач»
- Когда маленькую Настю поздно вечером привезли в нашу больницу, ее состояние можно было охарактеризовать одним словом: «Никакое!» — рассказывает «ФАКТАМ» заведующий отделением нейрохирургии Одесской областной детской больницы, кандидат медицинских наук Евгений Григорьев. — Девочка находилась в коме. Как пояснили сопровождавшие ее мама и бабушка, наша больница стала для них последней надеждой: в других медучреждениях им отказали. Дежурный хирург согласовал с главным врачом госпитализацию иногородней пациентки — благо, Александр Лиман, почти два десятилетия возглавляющий больницу, моментально оценил ситуацию. Разросшаяся опухоль могла в любой момент вызвать массивное кровотечение и, как следствие, — летальный исход. Увы, родственники девочки упустили драгоценное время…
- Болезнь выявили, когда дочурке было всего восемь месяцев, — говорит 22-летняя Елена Габуда, мама Насти. — Медики по месту жительства, в Кременчуге, заметили, что правый глаз девочки неестественно блестит, и направили ее на консультацию в Одесский научно-исследовательский институт глазных болезней и тканевой терапии имени академика Филатова. Офтальмологи всесторонне исследовали ее и поставили страшный диагноз — злокачественная опухоль глаза! Нам предложили немедленно удалить пораженный орган.
Мы были в шоке: такую кроху обречь на слепоту! Ведь тогда Настенька еще видела на этот глаз. Начали искать другие пути избавления от недуга. И, казалось, нашли…
По словам специалистов академического офтальмологического института, у малышки была ретинобластома — раковая внутриглазная опухоль. Только один ребенок из 20 тысяч младенцев страдает этим недугом. В случае несвоевременного диагностирования и без радикального хирургического вмешательства (удаления пораженного органа) он ведет к полной слепоте. Более того, наступают необратимые изменения не только в органах зрения, но и в мозге пациента. В 75 процентах случаев злокачественное новообразование одностороннее, а средний возраст больного на момент его выявления — 12 месяцев. Однако опухоль может развиться и у новорожденных.
- Мы провели курс химиотерапии, вернулись в родной Кременчуг и решили еще раз проверить глаз Насти с помощью компьютерной диагностики, — продолжает Елена. — Знаете, как бывает: а вдруг, по счастью, ошибка вышла! Но нет, диагноз подтвердился. Тогда врач порекомендовала нам поехать в Одесскую область, где в одном из сел практикует чудо-врачеватель. По словам медика, он не только возвращает людям зрение, а и поднимает на ноги безнадежно больных.
Тут же поехали. Знахарь отмахнулся от медицинских документов, сказав, что диагноз понятен, а бумажки ему не нужны. Он назвал стоимость лечения (в целом несколько тысяч долларов), затем осмотрел Настю и сказал: «Будем лечить. Поначалу состояние девочки ухудшится, а затем наступит улучшение и выздоровление». Деньги он брал авансом.
«Чтобы оплатить лечение, мы продали из дома все, что было возможно… «
Почти за полтора года ежемесячных поездок из Полтавской в Одесскую область Лена и ее мама, Людмила Викторовна, досконально изучили маршрут. Их узнавали водители автобусов. Каждая поездка, каждый десятидневный курс иглотерапии были ожиданием чуда. Но, видимо, чудеса происходят только в сказках. Измученных женщин ждали лишь сплошные мытарства и непосильные траты.
- Каждая процедура — установка иголок в шейный позвонок — стоила сто гривен, курс, соответственно, тысячу, еще семьсот-восемьсот гривен уходили на дорогу и порядка двухсот — за проживание, — уточняет бабушка Насти Людмила Владимировна. — Но мы об этом даже не думали — чтобы раздобыть деньги, продавали из дома все, что было возможно. Помогать-то нам некому. Муж Лены и отец ребенка Максим оставил семью, как только узнал о страшном диагнозе дочки. Его родители сказали, что он еще молодой (сейчас ему — 27), найдет себе другую жену. Ни копейки на содержание Настеньки он не дает. Выяснять отношения в судебных органах нет ни сил, ни времени. Ведь Лена еще и занимается в университете.
- Мы верили целителю до последнего, — говорит мама девочки. — Очереди к нему буквально сумасшедшие, и все говорят, что он — почти Бог. Да и сам врачеватель (почтенный, почти девяностолетний мужчина, имеющий учеников, а его родные сын и дочь уже практикуют) внушал доверие.
Тем не менее состояние Насти не улучшалось. В конце минувшего года у нее стало «тянуть шею» — именно в том месте, куда знахарь вставлял чудо-иглы. Решили, что-то произошло с позвонками: сделаем, мол, массаж и пройдет. Но массаж не дал эффекта. Во время очередного сеанса иглотерапии у дочери начались судороги и рвота. Она потеряла сознание. Лечение пришлось прервать. Деньги, конечно, нам не возвратили. Но если бы только это!..
По дороге в Кременчуг Насте стало совсем плохо. Местные врачи сделали все, что было в их силах, но с каждым днем состояние ребенка ухудшалось. Пришлось ее срочно везти в Одесский институт имени академика Филатова, родители были готовы удалить пораженный глаз. Однако офтальмологи не взялись за операцию: ретинобластома уже «проросла» и в левый глаз, а также в головной мозг. Не решились вмешаться и столичные хирурги. Отважился на это лишь Евгений Григорьев.
- В Институт Филатова ребенка вторично не взяли, потому что требовалась уже не только офтальмологическая, но и нейрохирургическая операция, — рассказывает Евгений Алексеевич. — За 25 лет работы с таким запущенным случаем мне сталкиваться еще не приходилось! Злокачественная опухоль, масса которой, как выяснилось, составляла более 200 граммов, «вылезла» за пределы орбиты глаза, часть ее распространилась в полость черепа, захватив две трети мозга. Просто невозможно себе представить, как такое «не заметил» горе-целитель! Даже дилетант от медицины обратил бы внимание на ужасную картину изливающейся наружу разлагающейся опухоли, зловонный запах от которой буквально валил с ног…
Мы сделали предельно допустимое для такого случая: удалили часть опухоли, выходившую за пределы глазницы и имплантировали в мозг ликворо-шунтирующую систему. Это вывело пациентку из критического состояния. Появилась перспектива применить сеансы химио- и лучевой терапии. Сейчас опухоль стабилизировалась, возможна приостановка ее роста. В дальнейшем можно будет частично удалить опухоль. Однако, повторюсь, время безвозвратно упущено. Ведь операцию Насте — более легкую и эффективную — можно было провести еще два с лишним года назад. Когда-то в моем отделении работали две сестры-близняшки, у которых в раннем детстве удалили ретинобластому. Затем им подобрали глазные протезы, так что дефект практически незаметен. Сейчас им уже по 27 лет: живут, работают.
А здесь родственники поверили какому-то целителю… К сожалению, такие случаи не одиноки. Иглоукалывание сейчас становится все популярнее, входит в практику традиционных медиков (при неврологических заболеваниях без органического поражения, при других недугах). Однако использование этого метода (кстати, как и физиотерапии) категорически противопоказано при доброкачественных и злокачественных опухолях! А тут еще и такой возраст пациентки… В данном случае действия целителя-рефлексотерапевта, направленные якобы на стимуляцию поврежденного органа зрения, активно способствовали росту опухоли у девочки.
«Больного лейкозом ребенка родители решили лечить у… гомеопата»
- Увы, нынче многие пациенты обращаются к народным целителям, которые никакого отношения к медицине не имеют, — говорит главный врач Одесской областной детской клинической больницы Александр Лиман. — В силу различных причин, нищеты, непросвещенности люди не желают покупать качественные дорогостоящие медпрепараты, предпочитая лечиться у шарлатанов. Знахари нередко прибегают к рекламе в средствах массовой информации, вводя тем самым в заблуждение людей. Причем берутся лечить абсолютно все: от бесплодия до опухолей головного мозга. Но ведь лечить имеет право лишь тот, кто получил соответствующие знания.
Два месяца назад к нам доставили ребенка, после обследования которого установили диагноз: ранняя стадия лейкоза. Заболевание, конечно, очень грозное, но на этом этапе есть реальный шанс на излечение. Однако родители отказались от госпитализации и повезли ребенка в Киев. На семейном совете родные решили: ребенка следует лечить у… гомеопата.
А чуть ранее в больницу госпитализировали сразу троих детей с параличем конечностей. Выяснилось, что они стали жертвами так называемых целителей. В том числе уже известного нам по случаю с Настей деда Коли (так все величают в селе обрусевшего знахаря, выходца с Востока), который врачевал детей при помощи сеансов того же иглоукалывания. Одного из мальчиков реаниматологам спасти не удалось… Подобные факты наблюдались и у взрослых пациентов «врача-уникума». После его «иголочек» некоторых госпитализировали в стационары городских лечебных учреждений.
Возникает вопрос: почему знахарю все сходит с рук, он остается безнаказанным, а у его дома по-прежнему стоят километровые очереди?
- Случай, конечно, возмутительный, — говорит член-корреспондент НАН Украины, доктор медицинских наук Евгения Мачарет, к которой «ФАКТЫ» обратились за комментарием. — И тут есть главное, на мой взгляд, обстоятельство: имеет ли вообще право упомянутый «целитель» заниматься рефлексотерапией. Получить специальность «рефлексотерапевт» может только врач-лечебник, который прошел специальные трехмесячные курсы обучения у нас, на кафедре неврологии и рефлексотерапии Национальной академии последипломного образования, сдал экзамен и получил соответствующий сертификат. Работать такой специалист должен только под контролем дипломированных врачей, лечащих заболевание пациента. При онкологии рефлексотерапия применяется исключительно в виде точечного массажа — для облегчения боли у больного. Пытаться при помощи иглоукалывания уничтожить опухоль — вопиющая и преступная безграмотность. Я хорошо понимаю чувства матери, у которой случилась такая беда с ребенком, искренне сочувствую ей. Считаю, что правоохранительные органы обязаны установить истинных виновников едва не произошедшей трагедии и добиться их наказания. А вся эта история должна стать предостережением излишне доверчивым людям. Какими бы сложными не были обстоятельства, никогда нельзя вверять здоровье неквалифицированным людям.
- После проведенной в Одессе операции состояние Насти заметно улучшилось, — сообщила «ФАКТАМ» в телефонной беседе Елена. — Она уже самостоятельно кушает. Из стационара ее выписали. Сейчас мы проходим курс химиотерапии в Киевском научно-исследовательском институте онкологии. Дочка осталась жива лишь благодаря профессионализму врачей Александра Гавриловича Лимана и Евгения Алексеевича Григорьева, а также помощи знакомых и друзей, которые поддерживают нас, кто чем может. Спасибо им огромное!
Как сложится судьба Настеньки, медики однозначно прогнозировать не берутся. Надежда на выздоровление, конечно, есть, но состояние девочки очень сложное. Те, кто хочет помочь ребенку, могут обратиться в редакцию.
12688Читайте нас у Facebook