Борис Олийнык: «В личности поэта и его творчестве привлекает, прежде всего, откровенность»
По традиции в канун новогодних праздников называются лидеры читательского голосования «Моя книга-2009». Лучшей поэтической книгой на этот раз читатели признали сборник социальной лирики «Україна в диму» Игоря Павлюка.
В предисловии к книге Борис Олийнык замечает: «Поэт — это его биография и в прямом, и в переносном смысле». «Виражи» в судьбе Игоря Павлюка поражают. Он успел поучиться в военно-инженерном училище, готовившем кадры для космического центра «Байконур». По зову поэзии и со скандалом вырвался оттуда. За что «загремел» в Забайкалье, на строительство автомобильной магистрали. Позже закончил Львовский университет и отправился в Нью-Йорк, где работал в пивбаре. Путешествовал по всей Америке — от Вашингтона до Мексики Сейчас Игорь Павлюк — доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института литературы имени Тараса Шевченко, автор нескольких монографий, книг стихов и прозы.
А рос он сиротой — мама ушла из жизни почти сразу после его рождения. Ему пришлось раньше своих ровесников становиться взрослым и принимать решения. «В украинской поэзии определенного периода, — пишет Борис Олийнык, — начало утрачиваться мужское начало. Преобладала какая-то плаксивость, своеобразный мазохизм Эта, простите, обабленость, сгорбленность неприятно поражала. Потому истосковавшиеся по мужской мускулистости читатели так потянулись к Высоцкому, заговорившему хрипловатым голосом мужчины — смельчака, который верен своим побратимам, по-солдатски прямолинеен, плюет на условности «застегнутого на все пуговицы» общества и не подстраивается под начальство. Именно этот мотив Высоцкого, вырастающий из киплинговских солдатских маршей и баллад, отозвался в поэзии Игоря Павлюка и сразу же привлек внимание читателей. Говоря «отозвался», не имею в виду наследование. Мужские мускулы поэзии Павлюка наращиваются на сугубо украинской почве. И наиболее выразительно это проявляется в его книге «Україна в диму».
В правоте слов классика убеждаешься, читая стихи Игоря Павлюка. Они непафосны и не декларативны, оттого и берут за душу. Как, например, это двустишие, посвященное Тарасу Шевченко:
Спить зима на зеленiм житi,
А Тебе забрав поїзд скорий
Ми не вмiєм iнакше жити!
Ми не хочем спiвати в хорi.
Наче мрiя колись — так совiсть
В чорнi ночi менi спiває
Як знiмають вiнок терновий -
Це болючiше, нiж вдягають.
Читайте нас у Facebook