«Ярослав Мудрый незаслуженно присвоил себе славу строителя Софийского собора. Свидетельства этого мы обнаружили на стенах храма»
С заведующей отделом Национального заповедника «София Киевская» профессором Надеждой Никитенко и ее коллегой Вячеславом Корниенко идем смотреть недавнюю находку на одной из стен Софийского собора — граффити (надпись), нацарапанную почти 1000 лет назад. «Вообще-то, граффити здесь тысячи, — говорит Вячеслав. — От детских рисунков (в соборе во времена Киевской Руси находилась школа) до надписей, сделанных по заказу членов княжеских семей. Вам мы хотим показать вот эту (Вячеслав высвечивает фонариком полустертые буквы. — Авт. ). Особая ценность данного граффити в том, что в нем указана дата нанесения, — поясняет ученый. — На Руси тогда еще не использовали привычных нам цифр — вместо них писали буквы и ставили над ними черточку (титло). Четко прочесть дату граффити не удалось — уже слишком затерта надпись, однако ясно, что это либо 1018-й, либо 1021 год. Значит, к этому времени собор уже был построен и расписан, украшен мозаикой. Это очень важный, даже сенсационный факт. Ведь он опровергает устоявшееся мнение о том, что Софию Киевскую (кстати, собор является древнейшим из сохранившихся в Восточной Европе христианских храмов) построил Ярослав Мудрый. В 1021 году князь только несколько лет находился на киевском престоле и не сумел бы за столь короткий срок возвести такой величественный шедевр древнерусской архитектуры, как Софийский собор».
«Храм построили за семь лет»
Два года назад «ФАКТЫ» рассказали о находке в Софийском соборе другого граффити, на котором четко прочитывается дата 1022.
— С тех пор мы обнаружили еще несколько надписей с датами, причем все они сделаны раньше 1037 года, когда, как утверждает знаменитая летопись «Повесть временных лет», Ярослав Мудрый начал возводить Софию Киевскую, — говорит доктор исторических наук Надежда Никитенко. — Почему автор «Повести временных лет» приписал князю славу строителя этого храма? Да потому, что летопись составлялась во времена правления Ярослава, под его контролем и в его угоду. Князь понимал, что София — это шедевр. Вот почему в «Повести временных лет» сказано, что возведение этого собора — главное и самое важное деяние Ярослава. На самом деле строительство Софии начал его отец Владимир Креститель, а Ярославу выпала честь завершить роспись и освятить храм.
Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволили определить, что 4 ноября 1011 года было проведено освящение места, отведенного под строительство собора, а 11 мая 1018 года был освящен престол построенного и расписанного храма. Обоснование наших выводов дирекция Национального заповедника «София Киевская» направила в ЮНЕСКО, ведь Софийский собор внесен в список всемирного культурного наследия этой авторитетнейшей организации. И вот в конце прошлого года из Женевы пришло официальное решение 35-й сессии ЮНЕСКО о признании наших выводов! Так что 4 ноября 2011 года будем праздновать тысячелетие Софийского собора.
— Как вам удалось с точностью до дня определить даты начала и завершения строительства храма? — обращаюсь к Надежде Никитенко.
— Помогли святцы (церковный календарь), где сказано, что собор освящали 4 ноября и 11 мая. Но в каких годах — неизвестно. Найдя граффити 1018 года, мы узнали, что освящение проводилось до этой даты. По православным канонам, храм — дом Божий, а это значит, что освящали его в воскресенье. Еще одно важнейшее обстоятельство — в средневековом христианском мире считалось, что храм следует построить ровно за семь лет. Ведь Иерусалимский храм, сакральный образ всех церквей, был построен именно за такой срок. Об этом подробно написано в Библии. Первый каменный храм Киевской Руси — Десятинную церковь — князь Владимир Креститель построил за семь лет. В этот срок должны были уложиться, возводя и Софию Киевскую.
Так вот, располагая этими данными, мы изучили календарь и обнаружили, что во втором десятилетии XI века 4 ноября выпадало на воскресенье в 1011-м, а 11 мая — в 1018 году. Эти даты разделяет как раз семь лет! Так мы все и выяснили.
«Владимир видел своими преемниками сыновей Бориса и Глеба, а не Ярослава»
- Получается, князь Владимир в 1011-м начал строить собор, а через четыре года внезапно умер. Завершить дело отца выпало Ярославу, — продолжает Надежда Никитенко. — Кстати, об этом в «Слове о законе и благодати» (это истинная жемчужина древнерусской литературы) писал киевский митрополит Илларион, при котором строился собор. Митрополит был сподвижником Ярослава, но он не молчал о том, что Владимир причастен к созданию Софии. Илларион указывает в «Слове», что Ярослав завершил начинание Владимира подобно тому, как царь древнего Израиля Соломон завершил дело своего отца Давида в строительстве Иерусалимского храма.
До наших дней дошли сведения о Софийском соборе современника Ярослава — немецкого епископа Титмара Мерзебургского. В своей хронике он записал рассказ германских рыцарей, побывавших в Киеве. Тут нужно сказать, что после смерти князя Владимира Крестителя его сыновья начали воевать друг с другом за киевский престол, и власть несколько раз переходила из рук в руки. В 1018-м один из братьев, Святополк, вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, разгромил Ярослава в битве на реке Буг, взял Киев. Ярослав бежал в Новгород. В свите польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись на родину, они рассказали епископу Титмару Мерзебургскому, что Киев — большой город, в котором 400 церквей и восемь рынков, а также о том, что митрополит с мощами святых встречал победителей в монастыре Святой Софии. Значит, в этом монастыре уже был каменный храм, освященный за несколько месяцев до завоевания города Святополком и Болеславом Храбрым. Затем Ярославу удалось все же одержать победу и вернуть себе Киев.
Именно на Святополка свалили вину за гибель его братьев — князей Бориса и Глеба, причисленных после смерти к лику святых. Однако когда их убили, Святополка на Руси не было. Есть веские основания говорить, что Бориса и Глеба убили варяги. А нанял их Ярослав. В скандинавской Эймундовой саге об этом рассказано с предельной откровенностью и ясностью. Князь Борис со своими союзниками шел на Киев отвоевывать престол у Ярослава. И тот нанял варягов убить брата. Когда вечером дружинники Бориса перепились, наемники пробрались в лагерь и умертвили князя. Голову привезли Ярославу. В саге сказано, что, увидев ее, князь покраснел и со свойственным ему двоедушием проговорил, как бы укоряя: «Быстро же вы справились!» Когда власть Ярослава укрепилась, вину за братоубийство свалили на Святополка, дав ему прозвище Окаянный.
Владимир Креститель считал своими соправителями и наследниками великокняжеского престола именно Бориса и Глеба, а не Ярослава. Дело в том, что Борис и Глеб — сыновья, родившиеся в браке Владимира с византийской царевной Анной.
О предпочтении Бориса и Глеба другим сыновьям красноречиво свидетельствует фреска «Княжий портрет», находившаяся в Софийском соборе. До наших дней она сохранилась лишь частично, но в 1651 году ее перерисовал голландец Абрахам Ван Вестерфельд, и этот рисунок в нашем распоряжении. На фреске была изображена семья князя Владимира Крестителя. В самых престижных, символизирующих верховную власть плащах корзно художник нарисовала самого Владимира и его жену Анну, сыновей Бориса и Глеба, а также старшую дочь Феофану. На фреске есть и Ярослав, он тоже в царских одеждах, но на нем нет плаща корзно. Это значит, что отец видел его только правителем Новгорода, а не всей Руси. Верховную власть Ярослав захватил силой, против воли отца.
Фреска «Княжий портрет» была одной из ключевых в соборе. Чтобы это понять, нужно знать средневековую христианскую символику. Семья Владимира в данном случае символизирует Русь, которую князь привел в лоно христианской церкви. Вообще, София — образ небесного Иерусалима, как она описана в Апокалипсисе: в ней 12 столбов, 12 врат, посередине был вмонтирован большой зеленый камень — светило небесного Иерусалима.
«Изображения на купюрах Владимира и Ярослава с бородами ошибочны, ведь эти князья носили только усы»
— Как историки в Украине относятся к вашей датировке создания Софийского собора?
— Среди них есть немало тех, кто с нами не согласен. Они считают «Повесть временных лет» непререкаемым авторитетом. Так что в Украине наши выводы предстоит доказывать многим. В связи с этим, кстати, важно отметить, что вплоть до XVIII века официальной датой освящения Софийского собора считался 1011 год. Эта цифра изображена над центральным входом Софии. Соответствующая надпись сделана и в храме по распоряжению знаменитого митрополита Петра Могилы в первой половине XVII века. Принимая такое решение, просвещенный митрополит, вероятно, исходил из сведений, которые он почерпнул, изучая документы архива Софии Киевской (он не сохранился). Надпись, сделанная Петром Могилой, просуществовала вплоть до середины ХХ века! Сохранилась ее фотография. Надпись зарисовали во время реставрации. Почему так поступили? Возможно, причина в том, что там упоминался польский король Владислав IV. Тот, пытаясь установить мир в восставшей Украине, вернул Софийский собор православным и узаконил в своем государстве православную церковь. Поэтому в сделанной Петром Могилой надписи содержится благодарность королю.
— Получается, что на современной двухгривневой купюре не следовало размещать Ярослава Мудрого вместе с Софийским собором?
— Кстати, современники этого князя Мудрым не называли. Столь лестным эпитетом его наградил уважаемый историк XVIII века Николай Карамзин за любовь к книгам. Что же касается оформления купюры, то это вопрос неоднозначный. Ведь Ярослав все же причастен к созданию Софии Киевской — завершил работу над собором. Но более оправданно было бы изобразить рядом с ним что-либо другое, например, построенные Ярославом церкви святых Георгия и Ирины либо Благовещенскую церковь, которую он построил на Золотых воротах. Создание Софии — это все-таки деяние Владимира Великого, самого выдающегося из правивших на Руси князей. Недаром былины, сложенные народом во времена Киевской Руси, посвящены исключительно Владимиру Красное Солнышко — ни один правитель не удостоился чести стать героем эпоса.
И вот еще что. На современных денежных знаках Владимира и Ярослава вначале изображали с усами, без бороды. А на купюрах, введенных в обращение в последние годы, — с бородами. Правильно были оформлены первые варианты купюр, авторы которых ориентировались на изображения на древнекиевских монетах. Дело в том, что князья придерживались традиций своих предков варягов, которые бород не носили, но отпускали усы.
1441Читайте нас у Facebook