ПОИСК
Культура та мистецтво

Микола вересень: «журналистика, как женщина. Ее нужно хотеть… »

0:00 4 травня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Так уж повелось, что слово «профессионал» ассоциируется не с образованием, помноженным на опыт, а лишь с понятием «опыта», как такового. Возможно, в сложившихся условиях этого достаточно. Правильно это или нет вопрос. Но чем богаты, тем и рады. Более того, сегодня нашим доморощенным «галатеям» и Пигмалион-то не нужен. Они, самосозданные, не согласны молчать, ибо способны мыслить нестандартно. Среди букета подобных личностей выделяется Микола Вересень. Провоцируя народ на высказывания, он сам предпочитает молчать, хотя его намеки на то, что ему-таки есть, что сказать, довольно непрозрачны.

«Даже не знаю, что такое вранье»

-- Господин Вересень, по мнению некоторых представителей отечественной шоу-индустрии, шоу-бизнес как таковой в нашей стране не существует. В украинском телевидении ситуация подобная?

-- Шоу существует, бизнес -- нет. TV показывает, значит, шоу есть, а бизнес, к сожалению, пока в этой стране невозможен. Сегодня зарегистрировано множество телекомпаний, для нормального существования которых необходим рекламный рынок, в три раза больший, чем настоящий. Вообще СМИ -- это политический бизнес: большие инвестиции и маленькие прибыли. Если провести параллель с классическим понятием бизнеса, то это приблизительно такая ситуация: к примеру, вы купили ящик водки, вылили ее, сдали бутылки купили на эти деньги мороженое. 1998 год был кризисным для России, что привело к разрушению рынков, ведь российская и украинская экономики связаны, к сожалению. Затем ситуация несколько изменилась, и теперь мы можем назвать наше телевидение полубизнесом. Кроме того, не стоит забывать о политическом влиянии на медиа. Возможно, людям, которые у власти, невыгодно, чтобы это был бизнес. Вы же понимаете, как это работает. Если я, например, начинаю врать с экрана, люди меня меньше смотрят, рейтинги падают. В свою очередь рекламодатель не дает мне денег, и, как следствие… программа получается некачественная.

-- Микола Вересень не врет?

РЕКЛАМА

-- Я? Даже не знаю, что это. Я ограничил себя политической журналистикой именно потому, что не люблю вранья. Имея опыт работы в Би-би-си, я не умею работать под прессингом. Хотя святых людей не бывает…

-- В нескольких словах о проблемах нашего ТВ.

РЕКЛАМА

-- В нескольких -- не могу. Два часа минимум, даже если коротко.

«Журналист должен лежать под зрителем»

-- Не мало ли на экране интеллекта?

РЕКЛАМА

-- О! Наконец-то! У нас властвует аберрация (полная замена), то бишь «умничанье». Журналист должен быть подлежащим, то есть лежать под зрителем. Украинский же журналист над зрителем. Он поучает. Чем, собственно, унижает слушателя, читателя и особенно зрителя. Телевидение должно быть простым, ибо это наибольший масштаб вещания.

-- Тогда же как с телеэнергетикой?

-- Энергетика -- понятие спорное. Человек может не двигаться в кадре и весьма лаконично высказываться. Ты чувствуешь, что лишь там, внутри, что-то происходит, но это «что-то» имеет такое колоссальное излучение! Или, к примеру, ироническая энергетика Диброва -- самоироничная, но добрая. Вообще, постсоветское телевидение должно быть добрым. Отношение к зрителю, как и к любому собеседнику, должно быть добрым. Богатый собеседник равнодушен к каким-то там издевательствам и иронии: мол, сяду в свой «Мерс» -- уеду и забуду. А когда ты беден, «избит жизнью», а тебя еще и с экрана «бьют»… Я когда-то сказал (простите за самоцитирование): «Журналистика, как женщина, ее нужно хотеть». К сожалению, постсоветский журналист просто отрабатывает свою зарплату.

-- В Украине есть настоящее развлекательное шоу?

-- Ни одного. Я придумал в свое время штук двести, но…

-- Нет денег на реализацию?

-- Да, это дорого. Не так уж дорого, но…

-- И все же, наверное, стоит что-то делать, хотя бы за две копейки? Пусть во вред качеству, зато свое.

-- Нет. За две копейки ничего невозможно сделать.

-- ТВ -- это массовый гипноз?

-- Зависит от цели. Если вы хотите зомбировать общество, это довольно легко (например, по принципу формирования определенных стереотипов, как в Советском Союзе: «Наши разведчики -- ихние шпионы», «Наши маневры -- ихние игрища»). Завтра закроем все телеканалы, откроем новые, поставим нужных редакторов, скорректируем направление остальных СМИ, и за полгода-год общество изменится. Оно станет серым, дискомфортным, и тогда исчезнут красивые люди.

-- А какова цель нашего телевидения?

-- Разная. Есть более политизированные, менее политизированные каналы. Кстати, политизация, скорее, попытка политизации -- отличительная черта украинского TV. У руля стоят политически-олигархичные люди, для которых телевидение -- лишь инструмент в своей игре. А страдает зритель, так как лишен качественной продукции. Хотя есть разнообразие на экране. Можно поклацать, посмотреть и, возможно, даже сравнить…

 


363

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів