ПОИСК
Події

«у вас что там, химическая война?! »

0:00 14 листопада 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Такой была реакция немецких врачей после изучения симптомов болезни детей из полтавского села Хомутец, пострадавших в 1998 году от неизвестного отравляющего вещества. На днях общественные организации Полтавщины провели слушания «Правда о Хомутецкой трагедии»

«ФАКТЫ» уже писали о массовом отравлении детей и взрослых в селе Хомутец, что в 15 километрах от знаменитого курорта Миргород на Полтавщине. Напомним, что 17 сентября 1998 года во время митинга, посвященного годовщине освобождения села от немецко-фашистских захватчиков, ученики местной школы, учащиеся ветзоотехникума, преподаватели внезапно почувствовали резкое недомогание. Первой потеряла сознание ученица младших классов… «Солнечный удар», -- решили присутствующие. Но через несколько минут на землю стало падать все больше и больше детей.

Спустя два года у подростков объявились «букеты» болезней

У большинства присутствовавших на митинге проявлялись одинаковые симптомы: слабость, резкая головная боль, галлюцинации, удушье, судороги (лицо выворачивало асимметрично: верхнюю губу выкручивало в одну сторону, нижнюю -- в противоположную, пальцы на руках растопыривались, как грабли, или сжимались до посинения, вывернутые внутрь ноги походили на «восьмерки»), у многих были тошнота, сильное слезотечение, сонливость, терялись ориентиры в пространстве и времени, координация движений, временно пропадали слух и зрение. Пострадали 36 учеников школы и два их педагога, а также семеро учащихся техникума.

Все симптомы однозначно свидетельствовали о поражении нервно-паралитическим газом типа ФОС (фосфорорганические соединения). Детям требовалось срочное лечение. Однако ни врачи хомутецкой больницы, ни медики миргородской райбольницы не стали вводить детям антидоты и сердечные препараты, хотя на этом категорически настаивали главный санитарный врач Миргородского района Николай Олефир и заведующая терапевтическим отделением райбольницы Нина Таран. Не потому ли, что введение этих лекарств свидетельствовало бы, что пострадавших действительно лечат от отравления ФОС?

Ровно через 12 дней пострадавшие вновь оказались в больницах (часть из них -- в реанимации) с такими же симптомами. Выписывая впоследствии детей, врачи заверяли родителей, что все уже в порядке. Увы, это оказалось неправдой. И по сей день у школьников и учащихся техникума, подвергнувшихся воздействию не идентифицированного до сих пор отравляющего вещества, периодически случаются приступы, схожие с теми, которые были у них в день митинга.

РЕКЛАМА

Проведенные в тот же день Миргородской санэпидстанцией исследования показали на месте митинга наличие остаточного количества отравляющих веществ из группы фосфороорганических соединений. Однако в больницах детей лечили не от химического поражения, а от обычного токсикологического отравления. Все болезни, которые проявились позже, врачи объясняют не последствиями попадания в организм подростков отравляющих веществ, а плохим питанием и переходным возрастом.

Спустя два года у большинства подростков объявились целые «букеты» тяжелых хронических болезней -- по семь-двенадцать диагнозов у каждого(!). Практически здоровые до злополучного сентября ребята (что подтверждают их истории болезни) не выдерживают сегодня ни физических, ни умственных нагрузок, страдают от постоянных сильных головных болей.

РЕКЛАМА

-- Мы килограммами вынуждены скармливать своим детям анальгин и другие болеутоляющие лекарства, -- говорят их родители. -- В 12--13 лет у ребят давление скачет в течение дня по несколько раз: утром 140 на 90, а к вечеру -- 90 на 60. Одна девочка в 13 лет уже перенесла онкологическую операцию. У многих наблюдаются расстройство нервной системы, резкое ухудшение зрения.

Следствием до сих пор не установлено, какое же вещество вызвало отравление

Общественные организации Полтавщины все это время проводили независимое расследование последствий отравления в Хомутце. Собрано множество документов, свидетельств пострадавших, мнений десятков отечественных и зарубежных специалистов -- химиков, экологов, военных медиков. Есть основания утверждать: истинные причины трагедии в Хомутце замалчиваются, медики, которые лечили пострадавших, были некомпетентны, а следствие не пожелало вскрыть причины и найти виновников ЧП.

РЕКЛАМА

На днях в Полтаве прошли общественные слушания «Правда о Хомутецкой трагедии», организованные городскими общественными организациями. В очередной раз была предпринята попытка привлечь внимание властей к проблемам потерпевших, к сложной экологической ситуации в Полтавской области, которую принято считать чуть ли не экологическим раем в Украине. О том, что заставило общественность заняться «хомутецким» делом, «ФАКТАМ» рассказала ответственный координатор слушаний, президент Полтавского областного медиа-клуба Людмила Кучеренко:

-- В нашей стране так сложилось, что люди, не найдя справедливости у чиновников, обращаются к журналистам. Мы не могли остаться равнодушными к судьбам десятков, если не сотен детей-хомутчан. Ведь пострадали не 40 человек, а, по нашему мнению, все 800 участников митинга. Просто у некоторых симптомы отравления проявились мгновенно, а у других -- спустя какое-то время. Однако медики не хотят этого признавать. Председатель постоянной депутатской комиссии Полтавского облсовета по вопросам экологии Виктор Акимов, подводя 3 октября нынешнего года в Хомутце итоги выездного заседания депутатских комиссий, с сожалением сказал: «Мы опоздали с выездом в Хомутец ровно на два года… ».

По факту массового отравления участников злополучного митинга прокуратура Миргородского района возбудила уголовное дело по статье 206, часть 2 Уголовного кодекса Украины (хулиганство). Но до сих пор следствием не установлены ни злоумышленники, которые могли совершить преступление, ни вещество, вызвавшее массовые отравления.

«Это не хулиганство, а самый настоящий теракт», -- заявляют родители пострадавших

-- Наши дети все эти два года продолжают болеть, и с каждым месяцем заболеваний у них становится все больше, -- говорит Ирина Дудник, мать двух пострадавших девочек. -- Они быстро утомляются, стали нервными, а многие начали бояться темноты, одиночества… Я сама педагог и воспитывала своих дочек в нормальных условиях. До заболевания девочки были доброжелательными, веселыми. Теперь же агрессивны по отношению к родителям, окружающим, даже друг к другу. Объяснить это не могу ничем другим, как влиянием перенесенного ими отравления. Дочки еле выдерживают школьные нагрузки -- дополнительные занятия английским, музыкальную школу пришлось оставить. Головные боли, скачки давления -- для них уже обычное дело.

Мы обращались со нашими проблемами к врачам. Детей обследуют, проводят какое-то лечение, и на некоторое время дочерям становится легче, но потом все опять возвращается на круги своя. Мы хотим знать только одно: что же нам в конце концов лечить? Просто боимся за будущее своих детей! И все родители пострадавших уверены, что полной правды никто нам не говорит. Наоборот, врачи считают потерпевших симулянтами и врунами, которые безо всяких на то оснований хотят получить от государства какие-то льготы.

Одной из потерпевших -- учащейся ветзоотехникума -- удалось обследоваться в клинике Санкт-Петербурга, где у нее установили диффузные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга. Мы хотим, чтобы и наших детей обследовали независимые медики, потому что полтавским (да и киевским членам межведомственной комиссии) больше не доверяем.

-- Дети нерегулярно посещают школу, эффективно отработать могут только два-три урока, после чего начинают жаловаться на плохое самочувствие, слабость, сильные головные боли, -- характеризует состояние здоровья детей психолог Хомутецкой сельской школы. -- На занятиях они рассеянны, очень невыразительно формулируют свои мысли. Школьники стали крайне нервными, у них наблюдаются резкие перепады эмоционального состояния, неадекватная реакция на шум школьной среды.

«Чиновники замалчивают хомутецкую трагедию, хотят обойтись полумерами»

-- Родственникам пострадавших удалось связаться с Красным Крестом города Дрезден в Германии и передать туда описание клинических симптомов поражения и заболеваний детей, -- рассказывает директор народного университета культурно-просветительского общества инвалидов «Ирина» Любовь Калюжная. -- Немцы недоумевают: «Что у вас происходит? Химическая война?». Они выразили готовность принять нескольких детей, бесплатно их обследовать и при необходимости пролечить. Однако для этого нужна была справка-вывод Полтавского облздравуправления, в выдаче которой хомутчанам отказали.

Мы не согласны с формулировкой, по которой ведется следствие: хулиганство. По нашему мнению, возбудить уголовное дело надо было по 60-й статье -- диверсия, 113-й -- неоказание помощи больному лицом медицинского персонала, 227-й, часть 1 -- утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваниях населения, ст. 229, части 2, 3 -- незаконное введение в организм другого лица помимо его воли наркотических средств или психотропных веществ.

Генеральная прокуратура Украины, изучив в свое время уголовное дело, установила, что следствие проведено с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и направила прокурору Полтавской области письмо с требованием принять меры для всестороннего и объективного проведения следствия. Однако воз и ныне там…

-- Следствие принимает все меры для выполнения поставленной перед ним задачи в деле раскрытия происшествия, имевшего место в Хомутце, -- утверждает следователь Миргородского межрайотдела внутренних дел Григорий Захаров. -- Что касается вопроса переквалификации статьи, по которой уголовное дело ведется, то мы не располагаем необходимыми для этого материалами. (На фоне документов, собранных в ходе независимого расследования и обнародованных на слушаниях, слова следователя вызвали горький смех участников).

-- Чиновники, по нашему мнению, замалчивали и далее замалчивают хомутецкую трагедию, пытаются обойтись полумерами, -- говорит Людмила Кучеренко. -- На фоне того, как государственные органы прореагировали на случаи токсикодермии в Болеславчике, это, мягко говоря, непонятно. Игнорируются поручения Президента Украины по Хомутцу, данные Кабинету министров Украины в сентябре нынешнего года.

«Потерпевшим в селе Хомутец нужен четкий ответ на вопрос, что привело к трагедии?»

Общественное слушание приняло резолюцию с требованиями исключить из состава рабочей межправительственной комиссии, созданной по распоряжению Кабмина, тех должностных лиц, которые расследовали трагедию в Хомутце в 1998--1999 годах и исказили в выводах действительную ситуацию в отношении состояния здоровья потерпевших; включить в состав новой комиссии представителей потерпевших, Минобороны, Минагрополитики, независимых научных центров, общественных организаций, которые два года проводят независимое расследование. Люди требуют также привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в непредоставлении квалифицированной медицинской помощи потерпевшим, в умалчивании и искажении информации.

По мнению общественности, Генпрокуратура должна дать принципиальную оценку действиям правоохранителей Полтавщины, которые и сегодня не возбудили уголовное дело по признакам таких преступлений, как халатность, диверсия, неоказание квалифицированной медицинской помощи, введение в организм без согласия человека психотропных веществ…

В связи с тем, что в ходе общественных слушаний неоднократно поднимался вопрос о том, что дети пострадали в результате воздействия неизвестного вещества, схожего по своей клинической картине с поражением нервно-паралитическим газом типа «зарин», «ФАКТЫ» попросили прокомментировать ситуацию начальника Войск радиационной, химической и бактериологической защиты Вооруженных Сил Украины Виктора Литвака. По его утверждению, после ратификации нашей страной Конвенции о запрещении применения химического оружия все химические отравляющие вещества были вывезены с территории Украины в Россию на захоронение и уничтожение. Только незначительное количество их было оставлено для научных исследований, и вероятность того, что они могли попасть в руки злоумышленников, полностью исключена. Отравление могло быть вызвано соединениями веществ, в обилии выбрасываемых в атмосферу, или ядами, которые бесконтрольно завозятся в Украину.

-- Специалисты медицинской службы Вооруженных Сил Украины не принимали участия в обследовании данного очага поражения потому, что от Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по вопросам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы официальных обращений по поводу консультативной помощи не поступало вообще, -- сказал Виктор Литвак. Хочу также добавить, что потерпевшим в селе Хомутец необходимы не громкие необоснованные заявления, а четкий ответ на вопрос, что привело к этому трагическому происшествию.

P. S. Через несколько дней после слушаний газета «Зоря Полтавщини» опубликовала открытое письмо медицинских работников Полтавской области, в котором медики с полной ответственностью утверждают, что медицинская помощь пострадавшим на всех этапах лечения оказывалась своевременно и в полном объеме. Полтавские медики утверждают, что вместо конструктивного диалога во время слушаний на которое они рассчитывали, имело место односторонне, ничем не обоснованное непрофессиональное судилище над ними.

481

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів