Благодаря лидеру итальянских коммунистов хрущев узнал, что алексей стаханов живет в москве
65 лет назад, 31 августа, никому не известный забойщик Алексей Стаханов в 14 раз перевыполнил норму по добыче угля. В тот момент его карьера была сделана раз и навсегда. Страна нуждалась в героях-рабочих. Однако дальнейшая судьба этих людей-легенд мало интересовала руководство Страны Советов. Со временем и у рядовых граждан отношение к рекорду изменилось. Советскому Союзу все еще нужны были герои, но в них уже никто не верил. При въезде в город Стаханов на одном из стендов долгое время висел лозунг: «Можно пить по пять стаканов -- только подноси! Но работать, как Стаханов, -- Боже упаси!»
Шахтеры ломали отбойные молотки, не желая ими работать
История жизни Алексея Стаханова окутана тайнами, поэтому существует несколько версий биографии легендарного героя труда. По одной из них, Алексей -- выходец из интеллигентной семьи. Его дед Сергей Петрович был напарником А. Ф. Можайского в составе экипажа первого российского самолета. А на шахту его направил сам Анатолий Луначарский.
По другой, более вероятной версии, Алексей -- потомственный крестьянин. Он родился в деревне Луговая Орловской губернии. В семье Стахановых было трое детей: две дочери и сын Алексей. В 1914 году отец ушел на фронт. Чтобы прокормить семью, 9-летний Алеша пошел батрачить. В 11 лет он стал подпаском. Летом работал за продукты, а зимой ходил в школу. В 1917 г. вернулся из австрийского плена его отец. Поскольку в селе мужчин было мало, а грамотных и того меньше, Григория Стаханова избрали председателем сельской кооперации. Через пять лет, сильно простудившись, умирает отец Алексея, а через несколько месяцев скончалась и мать. 16-летний парень стал главой семьи. Ему вновь пришлось батрачить у зажиточного хозяина.
Затем Алексей устроился работать землекопом в Тамбове. Работа буквально горела в его руках. За день он вывозил из карьера по дощатому настилу примерно 450 тачек грунта. Коллеги стали смотреть на Алексея косо и проявлять недовольство рвением товарища, который не давал нормально жить остальным землекопам. Они успокоились лишь, когда в контору пришел запрос направить наиболее грамотных работников на шахты Донбасса. Лучшей кандидатуры, чем Алексей Стаханов, не было.
Летом 1927 года Алексей уехал на Донбасс и попал в Кадиевку, на шахту «Центральная--Ирмино». 21-летний рабочий начинал тормозным (вспомогательная профессия), затем освоил специальность коногона (подземный транспорт в шахтах в 30-е годы). Забойщиком на отбойном молотке Алексей стал в 1933 году. Он трудился под землей с необыкновенным энтузиазмом, часто без отдыха. Настолько увлекся работой, что все реже и реже поднимался на поверхность. Лишь изредка его видели в столовой и бараке, где ночевали шахтеры. Лицо, покрытое глубоко въевшейся в кожу угольной пылью, горящие красные глаза, -- именно таким запомнили Стаханова товарищи.
Шахта «Центральная--Ирмино» была одним из самых отстающих угольных предприятий. Ее даже стали называть помойкой. У местных горняков была любимая поговорка: «Даешь стране угля, хоть мелкого, но до (очень много)». К середине 1935 года шахта резко снизила добычу. Чтобы поднять престиж предприятия, молодой парторг Константин Петров решил пойти на рекорд.
Надежда была только на отбойный молоток. Но внедрить его в производство было очень трудно. Дело в том, что сжатый воздух, вылетая из молотка, поднимал плотное облако угольной пыли, а респираторы в то время на шахтах не использовались. Поэтому рабочие ломали молотки, не желая ими работать. Парторг решил сделать рекорд, используя отбойный молоток. Самой подходящей кандидатурой для этой авантюры был Стаханов. Он довольно хорошо владел отбойным молотком и за смену выдавал около 10 тонн угля.
Последний свой рекорд Стаханов установил в 1937г. , выдав на-гора 320 тонн угля
Однако парторг столкнулся с неожиданной проблемой. Ему пришлось приложить немало сил, чтобы уговорить жену Алексея дать согласие на трудовой рекорд. Она очень боялась, что ее муж не справится и опозорит себя и семью.
Чтобы не сорвать план, если рекорд не удается, решено было работать в ночную смену, которая считалась ремонтной. Угольный пласт выбрали мягкий, а крепежный лес опустили заранее. 30 августа Стаханов с отбойным молотком, запасом керосина и масла для его смазки опустился под землю.
Кроме крепильщиков Тихона Щиголева и Гаврилы Борисенко с ним пошли начальник участка Сергей Машуров и Константин Петров, который светил коногонкой, пока Стаханов работал. Под землей также находился и редактор местной многотиражки «Штурмовка» Павел Михайлов. Он первым написал о трудовом подвиге горняка из Кадиевки. В ту ночь за 5 часов 45 минут Алексей отработал весь пласт, полностью вырубив уголь от начала до конца. А это почти 100 метров проходки, высотой полтора метра.
«Работали мы отчаянно, -- вспоминал впоследствии сам Алексей Стаханов. -- Уголь рушился водопадом. Я переходил от уступа к уступу. Вслед за мной шли крепильщики. Я согнал полоску угля по всей высоте лавы и вырубил 102 тонны. Когда мы подсчитали, то сами себе не поверили. Затем еще несколько раз пересчитали. Рекорд был».
По тем временам -- это невиданная производительность труда. Отбойным молотком добывали в смену не более 7 тонн. Вскоре об этом рекорде «Правда» опубликовала небольшую заметку, буквально в несколько строк. Однако для Серго Орджоникидзе, отдыхавшего в Сочи и прочитавшего информацию, этого было достаточно. С благословения Орджоникидзе и было провозглашено стахановское движение.
Алексей Стаханов не остановился на достигнутом. Через две недели он выдал на-гора уже 176 тонн, а еще через неделю -- 227 тонн угля за смену. Такое количество угля добывали за одну смену 23 забойщика. Последний его рекорд был поставлен в 1937 году. Герой труда выдал на-гора 320 тонн черного золота. Хотя уже не работал в шахте, а учился в Промышленной академии. К тому времени Стаханова знала вся страна. Тогда он в последний раз спустился в забой как горняк.
В сентябре 1935 года легендарному шахтеру выделили в Кадиевке полдома. Для горняка того времени это были царские апартаменты. Сразу же после первого рекорда, по решению партийного комитета, Алексею установили телефон, выделили два постоянных места в первом ряду кинотеатра, семейную путевку на курорт. Местные партийные лидеры даже предоставили Стаханову в личное пользование выездную лошадь с повозкой и наградили его премией в размере месячного оклада.
На шахте «Центральная--Ирмино» положение улучшилось. Если в августе 1935 года в сутки добывалось 860 тонн, то уже в декабре ежедневно на-гора выдавали полторы тысячи тонн.
Из-за подхалимов, пользующихся его славой, герой труда потерял связь с реальностью
Идеологическую важность рекорда горняка из Кадиевки поняли и в Москве. По горячим следам было созвано совещание ударников движения, уже названного стахановским. На нем присутствовал сам Сталин. На его вопрос Константину Петрову, что же нужно, чтобы поддержать движение, парторг ответил коротко, однако не совсем по-коммунистически: «Дайте деньги».
В Промышленной академии Стаханов так и не доучился, потому что началась война. Сталин отклонил прошение знаменитого шахтера направить его на фронт. Алексея послали в Караганду начальником одной из шахт.
С 1943 г. легендарный горняк работал в аппарате Министерства угольной промышленности. Будучи в фаворе у власти, он помогал всем, кто к нему обращался. К сожалению, благодарность тех, кому Стаханов помог, ограничивалась застольем. Подхалимы, постоянно пользующиеся его славой, внушили бывшему шахтеру, что он всемогущ.
Показателем того, что он напрочь потерял связь с реальностью, была жалоба, написанная на имя Сталина в сентябре 1945 года. В стране были разруха и голод. Не случайно документ, составленный на основании письма, хранился в Центральном партийном архиве под грифом «совершенно секретно. » Трудовой герой выступал в нем в крайне неприглядном виде.
Постановлением комиссии Секретариата ЦК ВКП(б) Георгию Маленкову поручено было разобрать письмо Стаханова, с которым он обратился к Сталину о выделении ему материальной помощи. После беседы с одним из товарищей Стаханова выяснилось, что он действительно живет неважно. Получает 2000 рублей (средняя зарплата составляла тогда около 500 рублей), расходы на бытовые нужды большие, поэтому средств не хватает. В связи с этим знаменитому шахтеру решено было срочно отремонтировать квартиру, пополнить ее недостающей мебелью, уменьшить квартирную плату, выдать промтоварную и продовольственную лимитные книжки, увеличить зарплату до 3000 рублей.
Кроме того, планировалось выделить ему небольшую дачу. В будущем он должен получить автомобиль «Победа». А пока министерство угольной промышленности подыщет ему другую машину, поскольку «Победы» еще не выпускались. Из разговоров со Стахановым стало ясно, что он почти ничего не читает и культурно отстал. Необходимо выдавать ему книжный паек. Конечно, он не сразу засядет за книги, но это все же заставит его больше интересоваться ими. Трудовой герой должен перестроиться, не ходить по ресторанам, не допускать разгула. Когда Алексею задали вопрос, почему он ведет себя таким образом, он рассказал, что к нему часто ходят его земляки. По-видимому, это не совсем хорошие люди. Они осаждают его всякого рода просьбами. В случае невыполнения своих прошений обвиняют его в зазнайстве и втягивают в выпивки.
С приходом к руководству страной Хрущева судьба Стаханова стала складываться драматически. Став своеобразным символом, Стаханов был забыт как человек. Фактически он стал уже отработанным материалом. Страна надеялась жить в этом столетии при коммунизме, поэтому одних лозунгов уже было мало. Требовались квалифицированные кадры. Отсутствие образования все-таки сказалось, и Стаханова вскоре перевели в наградной отдел министерства.
В то время СССР посетил лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. В беседе с Хрущевым он поинтересовался судьбой знаменитого горняка. Хрущев даже не знал, что Стаханов уже давно живет в Москве. Поэтому ответил: «Да жив, здоров наш герой. И продолжает трудиться на шахте». Пока Тольятти осматривал достопримечательности Москвы, советский руководитель дал задание найти Стаханова. Когда ему сказали, что герой труда в Москве, Хрущев дал приказ немедленно перевести его на Донбасс. Тольятти пожелал с ним встретиться, а Никита Сергеевич не мог допустить, чтобы у товарища по партии, да еще из капстраны, возникли мысли, что генсек Страны Советов не ведает, где живут его герои. Вопрос был политическим.
Первая жена легендарного горняка бесследно исчезла
Семья Стаханова отказалась уезжать из столицы. В угольный край ему пришлось ехать самому. Но на Донбассе его никто не ждал. Тогда секретарем Луганского обкома партии был Виктор Шевченко, бывший секретарь горкома Кадиевки. Стаханова он знал очень хорошо. Когда Шевченко узнал, что знаменитого горняка хотят вернуть обратно, то сказал: «Этот пьяница нам здесь не нужен». Кстати, по заданию Хрущева в Кадиевку был переведен и Константин Петров. Переулок Комсомольский, где он получил квартиру, подняли в ранге и стали называть улицей. А затем присвоили ей имя Петрова. А вот Стаханову места на Луганщине так и не нашлось. Тогда он уехал в город Чистяков Донецкой области на шахту «Красная звезда», где его взяли заместителем главного инженера.
Но отсутствие семьи все же сказалось. Он запил, как бы подтверждая слова Шевченко. Здоровье Алексея Григорьевича сильно пошатнулось. Ему предоставили путевку на курорт, куда он поехал со своей сиделкой. Переезд был для него очень опасен, а тут еще супруга приехала из Москвы и устроила на старости лет сцену ревности.
Семейная жизнь Алексея Стаханова всегда была покрыта тайной. Официально у него были две жены. Первая жена -- Евдокия -- исчезла. Одни говорили, что она умерла своей смертью еще в 30-х годах. Другие поговаривали, что ее арестовали и просто убрали от Алексея за то, что она препятствовала рекорду, и вообще своей необразованностью портила всю картину рядом с рабочим аристократом. Вторая жена уже стала украшением, так как в свое время была известной московской актрисой. Один из его сыновей стал военным, а второй -- инженером. Но говорят, что, кроме этих детей, у него было несколько внебрачных. По слухам, одна из дочерей стала диктором на центральном телевидении.
Умер Алексей Стаханов в 1977-м, а через год Кадиевка была переименована. Кстати, Стаханов -- единственный в мире город, названный в честь рабочего человека.
-- К 50-летию трудового рекорда, в 1985 году, в городе был открыт большой бронзовый памятник легендарному горняку, -- рассказывает директор Стахановского краеведческого музея Владимир Храпов. -- На его открытие приехали сыновья, внуки, жена и младшая сестра Алексея Стаханова.
Кстати, последний рекорд Стаханова не был побит. Несмотря на то, что поступала новая техника, из-за неустойчивости породы отбойный молоток так и остался на этой шахте основным орудием труда.
Не лучшая участь ждала и шахту, где работал Стаханов.
-- Шахта «Центральная--Ирмино» была первой закрыта в Украине, -- говорит городской голова Стаханова Виктор Скобликов. -- Из многотысячного коллектива шахты на угольном предприятии осталось всего 24 человека.
«Facty i kommentarii «. 01-Сентябрь-2000. Жизнь.
1165Читайте нас у Facebook