Яна Поплавская: «Худсовет не хотел меня утверждать на роль Красной Шапочки, говорили, что я урод, лягушка. Но Леонид Нечаев заявил: «Либо она, либо я отказываюсь снимать картину»
Режиссера Леонида Нечаева можно назвать самым известным сказочником советского кино. На его добрых и светлых картинах «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюбленный», «Проданный смех», «Не покидай» выросло не одно поколение мальчишек и девчонок. А сами фильмы стали классикой.
Наша первая встреча с режиссером состоялась в Москве в 2002 году в его однокомнатной квартире на Олимпийском проспекте. Нечаев тогда только женился на 23-летней студентке Института культуры Надежде. Был счастлив и полон творческих планов, собираясь снимать сказку о Дюймовочке. Мы сидели на кухне, пили украинскую горилку, привезенную из Киева, и закусывали селедочкой и солеными огурцами. Мой собеседник рассказывал киношные байки, хвастался своей коллекцией. Леонид Алексеевич собирал всякие старинные предметы: колокольчики, чайники, ключи. Показывал даже легендарный золотой ключик, который умыкнул после команды «Стоп!» в день окончания съемок фильма «Приключения Буратино».
Последний раз мы встретились с Леонидом Алексеевичем на кинофестивале в Крыму, спустя семь лет, незадолго до смерти режиссера. К тому моменту в его жизни произошла масса перемен. Родился сын Леша, которому сейчас шесть лет, затем дочь Лиза (ей недавно исполнилось три годика). Семья Нечаевых переехала в новую просторную трехкомнатную квартиру. Жилье режиссеру выделил мэр Москвы Юрий Лужков. Нечаеву было присвоено звание народного артиста России. 69-летний режиссер был как всегда бодр и полон оптимизма, правда, во время вечерних актерских посиделок наотрез отказывался пить. «Все, завязал! — сказал он. — Только сейчас понимаю, как быстро летит время, а мне еще надо детей на ноги поставить, да и в кино далеко не все реализовано. Мечтаю снять картину «Мой милый Емеля» по мотивам сказки «По щучьему велению».
Когда-то давно сказка про предприимчивого Емелю и предопределила будущую профессию тогда еще юного Лени. В восьмом классе друг привел его во Дворец пионеров, где мальчика сразу взяли на главную роль в постановку «Емеля». С этим спектаклем начинающие актеры объехали всю Москву, а потом чуть ли не полстраны. В журналах печатали фотографии Леонида Нечаева, многочисленные поклонницы не давали проходу. «Мне разрешили в школу ходить с длинными волосами», — вспоминал в интервью «ФАКТАМ» Леонид Алексеевич.
24 января сердце 70-летнего режиссера остановилось. Своими воспоминаниями об известном сказочнике поделились те, кто попал к нему на съемочную площадку еще в юном возрасте.
Дима Иосифов (Буратино): «Пока моя мама бегала за обедом, меня сняли подвешенным за ноги»
- Помню, с Леонидом Нечаевым мы как-то в начале 90-х встретились в одном из коридоров «Мосфильма», он бросился ко мне: «Димка, родной! Жив!» — рассказывает «ФАКТАМ» Дмитрий Иосифов, сыгравший Буратино. — Оказывается, до него дошли слухи, будто я погиб в Афганистане. Леонид Алексеевич признался, что упал в обморок, когда ему, крепкому мужику, сообщили эту новость. Очнулся на полу, из носа льется кровь. Даже плакал, «похоронив» меня.
Наверное, благодаря Леониду Алексеевичу я и связал свою жизнь с кино. Отучившись во ВГИКе на актера, по распределению попал в родной Минск, где и закончил режиссерский факультет. Сейчас я уже и не воспринимаю себя в роли Буратино, но работой Нечаева продолжаю восторгаться. Говорю это не потому, что его не стало, меня всегда поражал его профессионализм. Столько труда вложено в его фильмы! А ведь в его картину я попал случайно. Помощники Леонида Алексеевича нашли меня в одной из школ фигурного катания. Я сразу же был утвержден на роль Арлекина. А вот главного героя искали долго. Перепробовали сотни мальчиков, но режиссеру Нечаеву никто не нравился. На кинопробах я нехотя согласился подыгрывать разным актерам. И режиссер увидел меня в роли Буратино. Поначалу не очень нравилось сниматься, потом втянулся. Когда спустя полгода режиссер сказал: «Стоп! Снято!», я даже не понял, что все закончилось.
Леонид Алексеевич и сам был большим ребенком. Он умел увлечь, повести за собой. На площадке было очень интересно. Леонид Нечаев ТАКУЮ компанию собрал! В нее вошли все, кого ни в какие картины не брали. Один раз чуть дорогущую камеру не разбили. Она полетела со скалы (все лето снимали в Крыму), благо оператор успел схватить ее. Обнял, скатившись вместе с ней.
А помните сцену с подвешиванием за ноги Буратино? Мне совсем не было страшно, но моя мама сильно переживала, ведь под веткой лежал огромный камень. Если бы, не дай Бог, сук сломался или веревка не выдержала, можно было запросто башку разбить. Мама была категорически против этих съемок, и Нечаев не стал ее переубеждать. Просто пошел на хитрость. Близилось время обеда, и режиссер сказал маме, что сейчас снимать невозможно: жарко, свет не тот. А тут я еще подыграл, начал ныть: «Есть хочу, не могу! Живот болит!» Одним словом, отправили мы ее за обедом. Пока она ездила, все сняли! Потом мы ей, конечно, рассказали правду. Мама повозмущалась, но дело уже было сделано.
У Леонида Алексеевича, как и у большинства талантливых людей, была масса недоброжелателей и завистников. «Приключения Буратино» не хотели принимать чиновники. «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть — кот без хвоста, лиса в платье?» — говорили ему. По поводу сцены, где мой герой бросает в Карабаса шишки, возмущались: «Полнейшее безобразие — издевательство ребенка над пожилым человеком». Картину приняли только, чтобы не срывать Госплан.
Кстати, заключительный эпизод, когда Буратино и компания сидят в зале, среди обычной советской детворы, был добавлен уже после того, как все смонтировали и комиссия приняла. Эта идея пришла Нечаеву в голову поздней ночью. Утром он отдал распоряжение собрать «своих сорванцов», как называл нас, и доснять. Мы не только на площадке, но и после съемок называли его папа Леня.
Яна Поплавская (Красная Шапочка): «Я стала самой юной обладательницей Государственной премии СССР»
- Я безумно благодарна судьбе за то, что свела меня с таким прекрасным человеком и талантливым режиссером, как Леонид Нечаев, — рассказывает Яна Поплавская, сыгравшая Красную Шапочку. — Впервые я снялась в кино (картина «Помни имя свое»), когда мне было четыре с половиной года. Затем были «Ералаши», фильм Валерия Харченко «Фантазии Веснухина». Но после «Красной Шапочки» проснулась знаменитой. Мне приходили мешки писем со всего Союза. Более того, за эту роль я получила Государственную премию СССР! Было мне всего 11 лет.
Я прекрасно понимаю, что чем бы ни занималась в жизни, какие роли ни играла, продолжаю оставаться Красной Шапочкой. Как-то на юбилее нашего любимого режиссера я сказала Тане Проценко, сыгравшей Мальвину: «Танюха! Ты всегда останешься Мальвиной, а я — Шапкой!» Помню, Леонид Алексеевич хвастался тогда: «Девчонки, представляете, фильм «Буратино» продан в 91 страну, а «Шапка» — в 85!» Он очень гордился своими картинами.
Именно Нечаев отстоял меня перед худсоветом. Мою кандидатуру категорически не хотели утверждать на роль Шапочки, говорили: «Она же урод! Лягушка!» Но Леонид Алексеевич настоял: «Либо Поплавская в главной роли, либо я отказываюсь снимать картину!»
Многие забавные вещицы, которые «снимались» в фильмах Нечаева (каминные часы из «Проданного смеха», говорящий царский бокал из «Не покидай», свистульки из «Красной Шапочки»), хранились у него дома. Многое он раздаривал. У меня, например, до сих пор есть красная фетровая шапочка — их было пошито для съемок две. Знаю, что у Димки есть деревянные башмаки Буратино, Тане Проценко режиссер подарил платье Мальвины, а композитору Алексею Рыбникову отдал бас, на котором играл Карабас.
Татьяна Проценко (Мальвина): «За несколько минут мы делали пару дублей и продолжали играть в индейцев»
— О смерти любимого режиссера я узнала еще до того, как информация появилась в новостях, — рассказала «ФАКТАМ» Татьяна Проценко, сыгравшая Мальвину в сказке «Приключения Буратино». — В воскресенье утром мне позвонил Димка Иосифов и сказал: «Пап Леня умер »
Мое знакомство с Леонидом Нечаевым было случайным. Как-то мы ехали с мамой в поезде «Москва-Минск» проведать мою крестную. Там нас и увидела помощник режиссера: «Это то, что надо, я вас столько искала!» Оказалось, что на роль Мальвины не могут найти девочку. Приехав в Минск, мы отправились на студию «Беларусьфильм», где снималась картина. Мне предстояло пройти кинопробы, а это непросто. Обычно для них выбирают самую сложную сцену из картины. У меня на пробах была часть, которая не вошла в фильм, хотя предполагалась. Буратино ночью прибегает к Мальвине, а она появляется в своем окошке и говорит: «Я сплю, ничего не могу поделать. Приходите утром». Представьте, нужно сыграть куклу, да еще спящую! Очень трудно. Тем не менее Нечаев меня утвердил. Быть может, оттого, что уже отчаялся. Помню, Леонид Алексеевич посмотрел на меня и произнес: «Ну что, будем сниматься?»
Он был мастером своего дела. Лично утверждал реквизит, костюмы, грим. Был очень скрупулезный в работе и не любил халтуры. Мог найти подход к любому юному актеру. Помню, снимали сцену, когда Мальвина, закрыв Буратино в темном чулане, пустила слезу. Я должна плакать, а слез не было. И тогда режиссер скомандовал порезать лук и поднести мне. Я так разрыдалась Но плакала не от лука, а от обиды: как же так? Не могу сама сыграть — лук мне суют. Режиссер побежал к камере и лично начал снимать, чтобы не упустить момент.
А еще помню историю, когда помощники Нечаева нашли цветовода, у которого весь сад был в розах и орхидеях Но когда он узнал, что, помимо актеров, человек двадцать съемочной группы будет, софиты, камеры, отказался предоставить свой сад, решив, что от его клумбы ничего не останется. Тогда Нечаев приказал срочно изготовить декорацию в павильоне, и мы вырезали по трафаретам из бумаги ромашки для полянки Мальвины.
На съемках было весело. Создавалось ощущение, что я попала в сказку. За несколько минут мы делали пару дублей и продолжали играть в индейцев. Правда, мне, в отличие от других героев фильма, пришлось самой озвучивать Мальвину. Всех героев озвучивала актриса-травести, а для Мальвины не смогли найти дублера. Озвучивание, в отличие от съемок, серьезная работа. Нужно было часами сидеть в студии, говорить с нужной интонацией, плакать, смеяться. Приходилось выжимать из себя эмоции. Трудно было, но Леонид Алексеевич очень помогал, показывая, что и как надо делать. Почему-то поначалу многие думали, что режиссером «Буратино» был Ролан Быков, сыгравший в фильме кота Базилио. Леонид Нечаев тогда еще не был так известен. Благодаря «Буратино» он прогремел на весь Советский Союз.
С Леонидом Алексеевичем у нас складывались замечательные отношения. Когда я снялась в роли Мальвины, сценаристка Инна Веткина по просьбе Леонида Алексеевича специально под меня написала сценарий «Про Красную Шапочку». Я случайно попала в кино и так же случайно с ним рассталась. Сыграть Шапочку мне было не суждено. Я каталась на велосипеде, и соседский мальчишка, обгоняя меня, толкнул. Упав, я сломала ключицу, височную кость. Накануне съемок угодила в больницу в тяжелом состоянии. Леонид Алексеевич готов был ждать моего выздоровления, но после больницы врачи сказали, что в течение 5-7 лет никаких съемок, переездов, эмоциональных нагрузок.
Мы поддерживали отношения с Леонидом Алексеевичем, иногда пересекались на съемках каких-то программ, созванивались. В мае прошлого года я позвонила ему, поздравила с 70-летним юбилеем. Он был бодр, полон планов. Жаль, что уходят такие талантливые люди. А еще обидно, что творческий пик Нечаева пришелся на 90-е годы, когда в отечественном кинематографе случился застой. Режиссер сильно сожалел об этом, у него было много планов Со смертью Леонида Нечаева уходит целая эпоха!
2052Читайте нас у Facebook