БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
Происшествия

Супруги любовь орлова и григорий александров всю жизнь прожили в разных комнатах и называли друг друга на «вы»

0:00 17 августа 2000 36688
Людмила ГРАБЕНКО специально для «ФАКТОВ»

История их отношений во многом напоминает легенду о Пигмалионе и его творении -- Галатее. Что-то в рассказах о судьбе звездной пары вымысел, что-то -- правда, но несомненно одно: встреча двух талантливых людей была предопределена судьбой и только вдвоем они могли создать картины, ставшие любимыми для нескольких поколений советских людей, среди которых были наши бабушки и дедушки, мамы и папы… Легендой стала и история их любви, возведя супружеские отношения звездной пары в пример для подражания.

До встречи с Орловой Александрову приписывали гомосексуальные отношения с Сергеем Эйзенштейном

Они познакомились в 1933 году, когда вернувшийся из Соединенных Штатов Александров мечтал снять картину, абсолютно непохожую на то, что он делал до сих пор, а именно -- музыкальную комедию. Оба перед этим успели побывать в браке: Орлова -- за крупным партийным чиновником Андреем Берзиным, репрессированным в 1930 году по «делу Чаянова», Александров -- на молодой актрисе, которая родила ему сына Василия, переименованного впоследствии в Дугласа (в честь знаменитого американского артиста Дугласа Фербенкса). Орловой, к тому же, приписывают романы с Михаилом Немировичем-Данченко (сыном прославленного режиссера) и неким австрийским бизнесменом, которым она увлекалась несколько месяцев, а Александрову -- … гомосексуальные отношения с Сергеем Эйзенштейном.

Но как бы там ни было, еще до их знакомства Александров, написав сценарий «Веселых ребят», приступил к поиску актеров. С исполнителем главной мужской роли определились сразу: Костю Потехина должен был сыграть солист Ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов. А вот найти актрису на роль Анюты никак не удавалось. Существует несколько версий, как, собственно, познакомились Орлова и Александров. По одной из них, Любовь Петровну привел на съемочную площадку Леонид Утесов, к которому впоследствии Григорий Васильевич жену долго и напрасно ревновал. Согласно другой, художник Петр Вильямс посоветовал Александрову пойти в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала тридцатилетняя Орлова. Он был покорен с первого взгляда, и судьба роли Анюты решена. В тот же вечер они познакомились, а на следующий день вместе пошли в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л. В. Собинова. Позже Александров написал об этом вечере: «Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям». Что ему еще оставалось, если на его предложение сниматься она категорически ответила: «Нет».

Когда закончился банкет, они вышли на улицу и до утра бродили по Москве, Любовь Петровна рассказывала о себе… Была весна, и, кто знает, возможно, именно эта романтическая ночь легла в основу одного из эпизодов будущего одноименного кинофильма. Тогда же она согласилась сниматься в «Веселых ребятах», а потом сказала: «Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?» Александров ответил: «В спорах рождается истина».

По третьей версии, идея знакомства принадлежала не Александрову, а … Орловой. Она якобы пришла на студию и сама предложила себя на роль Анюты. Однако кинопробы Александрову категорически не понравились. И тогда оказалось, что Любовь Петровна не из тех, кто сдается на милость победителя -- она тут же предприняла новую попытку привлечь внимание режиссера, воспользовавшись для этой цели услугами своей подруги -- режиссера студии документальных фильмов Лидии Степановой (та хорошо знала Александрова). Все было разыграно по старому, как мир, сценарию: Степанова пригласила Александрова в гости «на чашку чаю», в то же время, разумеется, совершенно случайно, к ней зашла Орлова, а через некоторое время выяснилось, что хозяйке срочно нужно куда-то уйти. Они остались наедине. Что произошло между актрисой и режиссером в тот вечер, неизвестно, но уже через несколько дней Любовь Петровна была утверждена на роль Анюты.

Орлова ввела моду на подставные плечи и обтягивающие бедра юбки

Снимали «Веселых ребят» летом, в Гаграх. Именно там стремительно развивался их роман, который Александров, несмотря на присутствие в экспедиции жены и сына, ни от кого не скрывал. Говорят, за Орловой пытались ухаживать и другие члены съемочной группы, но она отдала предпочтение режиссеру. Сразу же после окончания съемок они поженились. С всесоюзного триумфа картины начался и многолетний триумф Орловой. Трудно назвать актрису, которая могла бы сравниться с ней по популярности. С ума от ее красоты сходили не только мужчины, но и стремящиеся во всем подражать звезде женщины. Последние -- в прямом смысле этого слова. У психиатров этот диагноз получил название «синдром Орловой». Она была красива какой-то совершенно несоветской красотой и выглядела пришелицей с далекой планеты Голливуд. В ней воплотилась мечта наших людей о «красивой жизни». Он ввела в моду осветленные до белизны волосы, крутой перманент, подставные плечи и юбки, туго обтягивающие бедра. А белый, в облипочку, свитер, в котором героиня Орловой марширует в финале картины «Цирк», стал модным «хитом» нескольких сезонов. У нее учились ходить, сидеть, одеваться.

Все картины с участием Орловой были построены по простой схеме непременного торжества справедливости, когда вопреки всем законам жизни Золушка превращается в Принцессу. Законодателями моды Орлова и Александров стали и в области супружеских отношений -- о них не было грязных сплетен, их брак был считался идеальным. Беспрецедентная ситуация: ни в одной картине героини Орловой ни с кем даже не целуются! Правда, многие говорили о том, что великая любовь Орловой и Александрова -- не что иное, как легенда, которую они искусственно создали и столь же искусственно поддерживают. Оказывается, не только в наши весьма прагматические, но и в те далекие, вроде бы романтические, времена удивительным казалось, что супруги спят в разных комнатах и обращаются друг к другу исключительно на «вы» (кстати, здесь у них тоже было много подражателей), а Любовь Петровна ни разу в жизни не позволила себе появиться пред очи мужа без прически, косметики или, упаси Бог, в халате.

Блестящая карьера Орловой не в последней степени объясняется тем, что к актрисе восторженно относился Сталин, бывший поклонником всех ее картин -- именно он после «Веселых ребят» распорядился присвоить актрисе-дебютантке звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и пригласил ее на прием в Кремль. Там Сталин выразил желание побеседовать с Орловой и, знакомясь, сказал: «Выполню любую вашу просьбу!» Обычно в таких случаях просили квартиры и звания, а Любовь Петровна сказала: «Шесть лет назад арестовали моего первого мужа -- Андрея Берзина. Я ничего не знаю о его судьбе. Не могли бы вы помочь мне связаться с ним». Сталин помочь обещал. А через некоторое время Орлову вызвали на Лубянку, где сообщили, что ее бывший муж жив…

Александров спас жену от алкоголизма

Были в их совместной жизни и периоды, когда только любовь и забота Александрова помогали Орловой преодолевать разные жизненные коллизии. В июне 1938 года газета «Советское искусство» написала о том, что знаменитая актриса пристрастилась к алкоголю. Это было правдой, но каким-то образом Александрову удалось спасти жену от пагубной привычки. Предполагают, что он припугнул ее окончанием карьеры в кино, а именно это для актрисы было самым главным в жизни. Однако вскоре случилась новая напасть, связанная с тем, что Орлова и Александров решили построить себе дачу во Внуково. Для строительства нужны были деньги. И тогда Любовь Петровна, которая гастролировала по стране с концертами, стала неоправданно повышать свои концертные ставки. Эта история дошла до ЦК, и 10 июня 1938 года в газете «Советское искусство» появилась статья под названием «Недостойное поведение». Орлова вынуждена была на некоторое время уйти в тень, а Александрову, несмотря на все его связи, большого труда стоило защитить жену от нападок.

Однако уже перед войной неприятности постепенно забылись, и Любовь Петровна удостоилась Сталинской премии за участие в фильмах «Волга-Волга» и «Светлый путь». Война застала Орлову и Александрова в Риге, откуда они трое суток добирались под бомбежками сначала до Минска, а потом до Москвы. В столице Александров записался в отряд противовоздушной обороны, а когда немцы подошли к Москве, кому-то из московских градоначальников пришла в голову мысль расклеить в осажденном городе гастрольные афиши Орловой. Многих это действительно успокоило: москвичи решили, что если сама Орлова в Москве, то бояться им нечего -- город не сдадут.

После нескольких пластических операций возраст Орловой выдавали только руки

Последней триумфальной картиной Орловой и Александрова стала послевоенная «Весна». С 1947 года Любовь Петровна работала на сцене Театра имени Моссовета. В 1963 году в спектакле «Милый лжец», который поставил Александров, она сыграла роль Патрик Кэмпбелл, а в «Странной миссис Сэвидж» -- миссис Сэвидж. Но вскоре В. П. Завадский отдал эту роль Вере Марецкой. Орлова постепенно сошла со сцены и сла вести тихую и размеренную жизнь пенсионерки. Все это время они с Александровым жили на той самой даче во Внукове. Среди московской богемы у них практически не было друзей. Наверное, поэтому и Новый год они предпочитали встречать вдвоем: за десять минут до боя курантов выходили из дома, поздравляли друг друга, целовались и долго молча стояли, держась за руки…

А в начале 70-х Александров внезапно решил вернуться в кино и приступил к съемкам картины по собственному сценарию «Скворец и лира», в котором 70-летняя Орлова должна была играть 25-летнюю разведчицу. Действительно, несмотря на преклонный возраст, звезда советского кино выглядела потрясающе. Правда, секрет ее красоты был довольно прост -- начиная с сорока лет Любовь Орлова с завидной регулярностью делала себе пластические операции. Говорят, не требовала вмешательства лишь не поддающаяся годам шея Орловой, остававшаяся, как в молодые годы, гладкой и упругой. Единственное, с чем не могла справиться даже пластика, -- это руки Орловой, которые даже в молодости выглядели увядшими. Любовь Петровна всегда очень страдала по этому поводу и перепробовала массу самых различных средств. Но ничего не помогало. Рассказывают, что причиной их раннего старения было тяжелое детство актрисы: когда она жила у своей тетки в Воскресенске, ей приходилось возить на продажу молоко аж в Москву. Часто ранним зимним утром она волочила тяжеленные бидоны и обмораживала руки. Однако фильм постигла печальная участь -- художественный совет киностудии не выпустил его на экраны. Вероятно, это и подкосило актрису окончательно. Вскоре она попала в Кунцевскую больницу с сильными болями -- Орлова была уверена, что у нее камни в почках. Но диагноз оказался смертельным -- рак поджелудочной железы. Врачи, обнаружившие метастазы, рассказали Григорию Васильевичу правду. А он попросил их ничего не говорить жене… Но, очевидно, она все-таки чувствовала, что умирает, потому что начала метаться в поисках пьесы, с которой могла бы достойно уйти не только со сцены, но и из жизни… 23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Любовь Петровна внезапно потеряла сознание. Ее отвезли все в ту же Кунцевскую больницу, где спустя три дня она и скончалась. Григорий Александрович пережил жену на восемь лет, успев за несколько месяцев до смерти снять документальный фильм «Любовь Орлова» и, очевидно, посчитал свою миссию на земле выполненной. Он умер 16 декабря 1983 года в возрасте 80 лет и похоронен рядом с Орловой на Новодевичьем кладбище.

… Дача, стоившая Любови Петровне столько сил и здоровья, ныне продана. В их квартире на Большой Бронной находится офис иностранной фирмы. Единственный наследник Орловой и Александрова, внук Григория Васильевича от брака с первой женой, живет в Париже. От жизни великих людей не осталось на этой земле почти ничего -- только фильмы. Да и те, к сожалению смотрят все реже. От огромной жизни, полной любви, огорчений, успехов, трудностей, творчества, поисков, не осталось почти ничего…


«Facty i kommentarii «. 17-Август-2000. Человек и общество.

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров