Актриса алла демидова: «я до сих пор не знаю таблицу умножения, хотя закончила экономический факультет»
В кино Алла Демидова часто играла интеллектуалок со впалыми щеками, иронично искривленными губами и насмешливым взглядом. Большинство ее героинь немногословны, строги, хладнокровны, горды. Казалось, с ними очень сложно сосуществовать, если хоть чуточку комплексуешь из-за недостатка манер или образования. Говорили, что хозяйка этой киногалереи -- умствующая особа. А сама она давно мечтает жить в уединенном месте в окружении животных. В своей московской квартире ей частично удалось реализовать свою мечту: когда Демидова открыла дверь, меня атаковали пудель и пекинес. Хозяйка скомандовала «Стоять!», но относилось это ко мне, а не к собакам.
«У меня кот -- философ, а пес -- клоун»
-- Видите ли, я не люблю давать интервью, но не смогла отказать вам, ведь это ваша работа. А собаки чувствуют мое настроение. Раньше я подбирала животных на улице, в основном пуделей, они чаще теряются. Раздавала приятелям. И вот когда все мои друзья были уже «опуделены» даже в Петербурге, я нашла собачку Машку, всю в крови, избитую. Она живет у меня уже 14 лет. Пекинесика Микки мне подарила приятельница, он домашний клоун. Когда приходится уезжать, оставляю животных подруге, солистке Большого театра. Но Микки не дает ей заниматься. Только она подходит к инструменту, он тут как тут и повторяет нота в ноту все ее экзерсисы. Я даже думала в «Дог-шоу» поучаствовать: Микки бы спел, а Машка станцевала вальс. Она это чудесно делает, но только за кусочек швейцарского шоколада, за русский не станет.
-- Да, семья у вас талантливая
-- Микки даже снимался со мной в фильме «Маленькая принцесса». Я играла начальницу детского пансиона, это не мое амплуа, и я подумала: возьму Микки, он половину за меня сыграет. Так и случилось. Он прекрасно понимал, что делает. Однажды в кадре мне надо было бросить палку в вазу, рядом с которой лежал Микки. В первом дубле я не рассчитала и попала в него. Он в ужасе слетел со стола. Думала, второго дубля не будет, но он согласился работать дальше. И уж в следующий раз я не промахнулась.
-- А что это у вас там в коробке шевелится?
-- О, это кот-философ. Обожает играть с Микки и Машкой: спрячется в коробке, они чувствуют, что он там, и носятся вокруг. Вдруг из коробки высовывается лапа и «бац» кому-нибудь из них по голове. Он не любит, когда я уезжаю, и в последнее время стал метить мои чемоданы. Платья тут же приходится сдавать в химчистку. Я пробовала его обманывать -- соберу чемодан и забросаю его книгами, вещами. Раз обманула, два. И вот еду в Японию. В Шереметьево таможенник просвечивает чемодан и спрашивает: «Что у вас там?» -- «Платья». Открываем, а там кот. Однажды он убежал, два дня не могли найти, объявление повесили. И тут соседка с верхнего этажа спрашивает: «Это не ваш кот между двух рам забился? А я хожу и думаю: какая-то старая рыжая шапка валяется». После этого он совсем обалдел!
«Зарубежные актеры за мой мастер-класс платят большие деньги»
-- Почему вы ушли из Театра на Таганке?
-- Там начались брожения, амбиции, раздел имущества и объяснения в нелюбви. Последние годы занимаюсь педагогикой, меня интересует проблема энергетического обмена между актером и зрителем. У меня есть книга на эту тему, провожу мастер-классы, и молодые западные актеры активно их посещают. Прежде чем заняться мастер-классами, я два года преподавала в Щукинском училище. Не понравилось, ушла. Наши несмышленыши, попадая в бесплатный вуз, иждивенчески относятся к процессу -- мол, учите нас. Я никого не собираюсь учить, я просто пытаюсь поделиться своим опытом, и это надо «брать»! Здесь необходимы воля, желание, целеустремленность. За рубежом на мастер-классы записываются заранее. И молодые актеры платят большие деньги, чтобы чему-то научиться. Последние занятия я провела в Японии в рамках театрального фестиваля. Вообще заняться педагогикой меня подвигли наблюдения и опыт. Плюс аналитический сдвиг в сознании. Недаром я закончила экономический факультет университета. Хотя до сих пор не знаю таблицу умножения. Как госпожа Простакова из «Недоросля» считает, что незачем знать географию, кучер довезет, так и я думаю: зачем мне знать таблицу умножения, продавец посчитает.
-- И тем не менее, сцену вы не оставили
-- Да, я организовала собственный театр «А». Наши спектакли «Медея» и «Квартет» чаще видели в Южной Америке и в Японии, чем в Москве. Столичная публика их вяло принимала. И тогда я сказала: «Если смотришь в прорезь занавеса и не находишь зрителя с одухотворенным лицом, нужно уходить!» Осенью прошлого года я уже решила покинуть сцену, но тут меня пригласил Анатолий Васильев на роль в «Каменном госте», и я задержалась.
-- Вам интересно было работать с Анатолием Васильевым?
-- Безусловно. Он любопытно мыслит. Сейчас в режиссуре вакуум. А хочется чего-то нового. Нужно приглашать мастеров из других стран, но для этого нужны большие деньги. Мне повезло, что я встретилась с греческим режиссером Терзопулосом, и мы вместе поставили «Квартет» и «Медею». Кстати, он родился в том же селении, что и Еврипид. Я видела это местечко, там до сих пор продолжаются раскопки, нашли бани даже, простите, туалеты -- такая длинная-длинная каменная лавка с отверстиями, внизу течет река. И древние греки сидели там и философствовали. Они совершенно иначе относились к этому помещению, как и к жизни вообще.
«Меня называют священным чудовищем»
-- Алла Сергеевна, как к вам относится заграничная публика?
-- Возможно, за рубежом меня даже переоценивают. Слишком хорошо обо мне пишут. Может быть, потому, что видят только мои последние спектакли. Здесь же меня знают «от» и «до» уже 35 лет. В памяти зрителей и мои неудачные роли, и неудачные интервью. А за рубежом я выступаю в «чистом» виде. Как-то меня назвали «монстр-сакре», священное чудовище. Я испугалась: какое же я чудовище? Оказывается, это самый высший актерский титул. Играя перед носителями другого языка, я получаю большое удовольствие, потому что восприятие идет не через язык, а через психическую энергию. Наших зрителей перекормили словом, сюжетом. Сегодня ставят, в основном, малознакомые западные пьесы, чтобы публика досидела до конца и узнала, чем дело кончится.
-- Вы известны как знаток и ценитель поэзии. Кто из современников вам интересен?
-- Одно время я увлекалась и поддерживала молодых поэтов-авангардистов. Выводила их на сцену, представляла, сама читала их произведения. Потом у меня был «шляпный» период, когда я много позировала в различных головных уборах, меняла парики, экспериментировала с косметикой. Надо же как-то разнообразить свой образ, чтобы самой не заскучать.
-- Вы можете назвать свой недостаток, о котором знают все?
-- Замкнутость. Некоторые считают это гордыней, а я считаю, что это застенчивость.
-- Есть актеры, которые никогда не смотрят чужие постановки. Вы из их числа?
-- Нет, я очень люблю театр как зритель. Но то, что интересно мне, неинтересно московской публике, и наоборот. Кто прав, кто виноват, не оцениваю. Зачем кому-то не нравиться, кого-то раздражать? Если мне захочется поиграть, я это сделаю в благоприятных условиях, например, у режиссера Сузуки в Японии. У него театр в Токо, там рядом ущелье, старая японская деревня, запах сандалового дерева, театр, сделанный без единого гвоздя, но с такой компьютерной техникой освещения, что нам и не снилось. И атмосфера там чудесная, потому что актеры у Сузуки делают все. Вчера, предположим, актриса играла Антигону, сегодня, смотрю, уже к станку ковер приколачивает. У него артисты и еду готовят, и посуду моют. Кстати, в моем театре «А» мы тоже без обслуги работали. Я гладила костюмы, гримировала Диму Певцова Люблю такое содружество. И когда, скажем, тот же Дима стал звездой, знаменитостью, мне приходилось ему подыгрывать. А я предпочитаю быть на равных. Хотя, может, ему в свое время тоже приходилось мне подыгрывать, когда мы в «Федре» работали. Я это не в осуждение говорю, просто так менялись отношения, и мы постепенно перестали играть квартет. На долгое время такое сотрудничество невозможно, это хрупкое создание
Примерно на этих словах Алла Демидова произнесла: «Все». Я поняла, что уважительное отношение актрисы к моей работе исчерпано, и раскланялась.
«Facty i kommentarii «. 5 января 2000. Культура
1005
Читайте нас у Facebook