Правильный диагноз погибающему от инфекционного эндокардита больному поставила Его жена, посмотрев телепередачу об этом заболевании
60-летний Олег Антонович, преподаватель одного из киевских вузов, уже третий месяц находился в одной из престижных больниц, врачи которой тщетно пытались найти причину его необычного недуга, сопровождавшегося высокой температурой, потерей памяти и слабостью. Решив сначала, что у больного тяжелая форма гриппа (он накануне сильно промерз), его лечили антибиотиками, которые ничего не дали. Затем обследовали легкие, печень, почки -- их состояние хотя и оставляло желать лучшего, тем не менее не могло привести к столь тяжелым последствиям.
-- Я была в отчаянии -- время шло, муж таял на глазах, а врачи не могли ничего сделать, -- вспоминает Анна Григорьевна, супруга больного. -- Начала читать медицинские журналы, следила за публикациями в газетах. А однажды по телевизору показали ролик о том, как в Институте сердечно-сосудистой хирургии лечат инфекционный эндокардит. Я стала прислушиваться: его симптомы были точь-в-точь как у мужа. В передаче также подчеркивалось, что этот недуг часто путают с другими заболеваниями.
Анна Григорьевна, очень волнуясь, немедленно связалась по телефону со специалистами этого института, которые посоветовали побыстрее показать им больного. Обследовав на следующий день сердце Олега Антоновича на аппарате УЗИ, здесь подтвердили диагноз, о котором догадалась проницательная женщина. Мужчину срочно прооперировали, и уже через несколько дней его состояние нормализовалось.
-- Дело в том, что инфекционный эндокардит трудно диагностировать из-за того, что его симптомы, особенно вначале, весьма схожи с сопровождающими другие заболевания, -- говорит заведующий отделением хирургических методов лечения коронарной недостаточности Института сердечно-сосудистой хирургии Анатолий Руденко. -- И лишь спустя некоторое время, когда в сердце возникают шумы (это происходит потому, что инфекция начинает разрушать клапан), врач может догадаться об истинной причине болезни и направить больного на ультразвуковую диагностику. Створки клапана при этом заболевании выглядят иначе, чем у здоровых людей, -- они теряют эластичность, «болтаются», толщина инфекционного очага достигает 2--3 мм, антибиотики туда уже не способны проникнуть. Вот почему лекарственная терапия в этих случаях неэффективна. Хирурги могут восстановить ткани, прибегнув к пластической операции, а если болезнь сильно запущена, как было в случае с Олегом Антоновичем, заменить клапан искусственным.
Однако каким образом инфекция может проникать в сердце? По словам Анатолия Руденко, инфекционный эндокардит развивается после сильного переохлаждения -- тот провалился под лед, другой долго мок под дождем. Защитные силы организма при этом настолько ослабевают, что даже незначительная инфекция (стафилококковая, стрептококковая, грибковая), попавшая в организм через ссадину, не говоря уж о больных зубах, горле, легких, может привести к эндокардиту.
-- Помню молодого офицера-десантника, которого после прыжка с парашютом ветер снес далеко в лес, где он ночевал под проливным дождем, -- продолжает Анатолий Викторович. -- Через три недели этот парень, никогда ничем не болевший, попал к нам, и мы вынуждены были установить ему в сердце искусственный клапан.
Случается, что больные, недооценивая тяжесть своего заболевания, отказываются от этой жизненно важной операции. «Жить с искусственным клапаном?! Да я ведь еще так молод!» -- рассуждал один из пациентов. Не переубедило его даже то, что, как ему сказали врачи, без операции в течение года умирает 90% больных (те же, кто решился на нее, живут сколь угодно долго). Однако через полгода он все-таки был вынужден вновь обратиться к специалистам института, поскольку заболевание осложнилось -- инфекционный процесс затронул почки, и он два--три раза в неделю теперь находился на гемодиализе. В таком состоянии парня прооперировали. Сейчас он ожидает еще одной операции -- по трансплантации почки. «Обидно получилось, -- с сожалением вздыхает Анатолий Руденко. -- Если бы он вовремя согласился на операцию, то почки не пострадали бы »
Как утверждает Анатолий Руденко, операции на сердце сегодня уже не представляют такого значительного риска, как раньше -- 95% из них проходят успешно. Что касается хирургического лечения инфекционного эндокардита, то рецидивы в течение года случаются лишь у одного-двух больных из сотен прооперированных, поскольку современные клапаны -- устройства весьма надежные, изготовленные из биологически инертных, сверхпрочных материалов, а техника операций настолько отточена, что даже коллеги из США, Италии, Германии, бывая в институте, где накоплен большой опыт,первым делом интересуются именно их проведением.
798Читайте нас у Facebook