ПОИСК
Події

Узнав, что родина-мать простоит еще как минимум 15 лет, владимир щербицкий удовлетворенно заметил: «ну, мне хватит»

0:00 6 травня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Она -- одна из самых популярных женщин в Украине. Одни призывают поскорее снести ее. Другие готовы встать грудью на ее защиту, как встали когда-то в сорок первом…

Легенда гласит, что идея построить на склонах Днепра мемориал в честь подвига советского народа в Великой Отечественной войне возникла у Владимира Щербицкого во время прогулки по реке. Легенда не отрицает и того, что в этой прогулке украинского руководителя сопровождал скульптор Евгений Вучетич, прославившийся созданием уникальной скульптуры Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Возможно, Вучетич и подал идею возвести подобную скульптуру и на днепровских кручах.

Но как бы там ни было, через некоторое время на строительство мемориала в Киеве дал добро ЦК КПСС, и авторский коллектив, в который вошли лучшие скульпторы, архитекторы и строители, приступил к работе.

Уже 19 лет огромная скульптура Родины-матери на берегу Днепра поражает воображение людей, заставляя их придумывать самые невероятные легенды и истории. Но сегодня мы постараемся рассказать о ней, не прибегая к слухам, устами тех, кто ее создавал и сейчас работает над тем, чтобы сохранить для потомков память о подвиге советских солдат в Великой Отечественной войне.

РЕКЛАМА

«Сначала планировали покрыть всю скульптуру сусальным золотом»

Когда я вошел в тесную комнатку, где работает главный архитектор проектов Государственного института проектирования городов «Гипроград», заслуженный архитектор Украины, один из членов авторского коллектива Николай Фещенко, он стоял за стареньким кульманом, возможно, тем же самым, за которым рождались очертания Национального музея Великой Отечественной войны.

-- После принятия решения о строительстве мемориала Великой Отечественной войны в Киеве был создан авторский коллектив. С самого начала его возглавил приехавший из Москвы Евгений Вучетич. Незадолго до этого он работал над проектом мемориала для Поклонной горы в Москве. Однако там между академиками возникли большие споры, и в результате проект не был принят.

РЕКЛАМА

Поэтому Вучетич, по-видимому, решил попытаться воплотить свой замысел где-нибудь в другом месте. А поскольку после строительства мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде он был в хороших отношениях с Брежневым, то смог стать руководителем творческого коллектива по созданию мемориала в Киеве.

Он и предложил идею, поразившую всех своим размахом. Мемориал должен был занять весь склон от Днепра до вершины горы. Для этого транспорт от моста Патона до станции метро «Днепр» планировалось опустить под землю. А от берега Днепра на вершину холма должен был серпантином вести подземный ход. В нескольких местах, где ход выходил на поверхность, предполагалось возвести тридцатиметровые фигуры обнаженных по пояс солдат.

РЕКЛАМА

Венчала композицию огромная 70-метровая скульптура Родины-матери. От груди и ниже на ней планировали разместить барельефы, изображающие сцены из истории КПСС. Всю скульптуру предлагали покрыть сусальным золотом. В то же время строительство собственно музея Великой Отечественной войны, согласно первоначальному проекту, не предполагалось.

Однако, когда работа над проектом еще не была закончена, Евгений Вучетич умер. И вскоре был создан новый авторский коллектив. Нам выделили место в Выдубецком монастыре. Архитекторы сидели в трапезной, а в главном соборе скульпторы работали над созданием пятиметрового макета будущей скульптуры.

Было разработано несколько вариантов: Родина-мать с ребенком и оливковой ветвью, солдат с ружьем за спиной или мечом в руке. Но в конце концов решением Политбюро ЦК Компартии Украины был утвержден проект скульптора Василия Бородая, воплощение которого мы и видим сегодня на склонах Днепра.

Наш творческий коллектив отказался от планов перестройки всех днепровских склонов. В частности, от тридцатиметровых солдат, которые заслонили бы собой все церкви, расположенные на склонах, разрушив тем самым исторически сложившийся архитектурный ансамбль.

Кроме того, было решено создать не только скульптурные изображения, но и помещения для музейной экспозиции.

Много пришлось повозиться для того, чтобы скульптура не была выше Большой лаврской колокольни.

-- Кстати, по одной из самых популярных в народе легенд, киевский митрополит вел об этом переговоры со Щербицким. И в конце концов было решено укоротить меч скульптуры.

-- О таких переговорах мне ничего не известно. А добиваться равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры нас заставляли законы архитектуры. И Родина-мать, и колокольня являются архитектурными доминантами на этом участке берега Днепра, расположенными на очень малом расстоянии друг от друга (около 1 километра), и ни одна из них не должна была «перетягивать» пространство на себя. Поэтому кончик меча Родины-матери на 12 метров ниже, чем верхушка Большой лаврской колокольни, если считать от уреза воды в Днепре. По этой же причине мы отказались и от позолоты, сделав скульптуру из «нейтрального» металла.

-- А все-таки меч у скульптуры выглядит коротковатым…

-- Его действительно укорачивали в процессе работы, но не по просьбе митрополита, а по рекомендации ученых. Понятно, что такое колоссальное сооружение испытывает огромные ветровые нагрузки. Тем более что в наших краях весной бывают довольно сильные ураганы. Поэтому, прежде чем начать строительство, мы создали 50-сантиметровую модель будущей скульптуры и отправили ее в Москву в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Там специалисты испытали ее в аэродинамической трубе и пришли к выводу, что меч может не выдержать ветра.

Кстати, с подобной проблемой столкнулись и создатели мемориала в Волгограде. Там через пять лет после открытия скульптуры меч начал разрушаться, и его пришлось заменить. А чтобы уменьшить нагрузку, в нем проделали отверстия.

Мы же сочли, что отверстия в мече будут плохо смотреться, поэтому предпочли его укоротить. Кроме того, внутри меча расположено специальное устройство (гаситель колебаний), которое не дает ему сильно раскачиваться.

-- Некоторым людям кажется странным, что огромная фигура Родины-матери расположена лицом к Днепру, а не к центру Киева, к Печерску.

-- Во-первых, это тоже непреложный закон архитектуры. Высокие скульптуры, если рядом с ними есть большое открытое пространство, должны быть обращены лицом к нему. Наиболее известный пример -- статуя Свободы. Она ведь повернута лицом к океану, а не к Нью-Йорку.

Ну, а во-вторых, наша скульптура находится недалеко от железнодорожного моста, поэтому она как бы встречает гостей города. А откуда в то время приезжали самые важные гости? Из Москвы. Так что она повернута лицом на восток.

«Чтобы Леониду Брежневу не пришлось подниматься на второй этаж музея пешком, был смонтирован специальный лифт»

-- Как проходило строительство музея?

-- Ударными темпами. Планерки проводил лично первый секретарь Киевского горкома Компартии Украины Юрий Ельченко.

На заводе имени Парижской Коммуны организовали специальную бригаду сварщиков, которая создавала сегменты скульптуры. Сегменты эти не должны были по высоте превышать 4,5 метра, так как иначе их не удалось бы провезти под киевскими путепроводами. На месте блоки крепили к каркасу из труб и балок.

Сварочных работ было так много, что у рабочих начали болеть глаза, и специально для них пришлось доставать импортное лекарство.

Не обошлось и без накладок. Так, например, уже в процессе сборки пришлось на полметра удлинить скульптуре шею.

-- Зачем?

-- Человеческий глаз устроен так, что он непроизвольно искажает большие объекты. Создатели скульптур должны учитывать такую особенность. Этим искусством, кстати, хорошо владел Евгений Вучетич. Представленный им в Волгограде 9-метровый макет Родины-матери казался искаженным, но, когда фигура была возведена в полный рост, она стала выглядеть абсолютно естественно.

Наша же скульптура имела в макете нормальные пропорции, но во время сборки оказалось, что если смотреть на фигуру снизу, то шея кажется очень короткой. Пришлось ее срочно удлинять.

-- Когда вы создавали проект скульптуры, то рассчитывали, сколько она простоит?

-- Этим вопросом интересовался и Владимир Щербицкий. Приехав незадолго до открытия осмотреть музей, он подозвал нас и спросил:

-- Сколько простоит эта скульптура?

-- Долго.

-- Ну, например, пятнадцать лет простоит?

-- Конечно.

-- Ну, мне хватит, -- удовлетворенно заключил Щербицкий.

А если серьезно, то статуя сделана очень добротно. И без капитального ремонта она простоит минимум 50 лет.

-- К приезду Леонида Брежнева на открытие музея специально готовились?

-- Конечно. В помещении музея даже смонтировали уникальное устройство -- лифт, который поднимался всего на один этаж. Чтобы генсеку не пришлось ходить по лестнице. Ход лифта сделали очень плавным, чтобы Леонид Ильич не ощутил толчка при подъеме.

-- А во сколько обошлось строительство музея?

-- В Москве нам выделили 15 миллионов рублей. Но этой суммы хватило только на сооружение здания музея и венчающей его фигуры. Все остальные объекты финансировались из республиканского бюджета. А поскольку Украинская ССР не могла самовольно истратить более 3 млн. рублей, каждое сооружение оформлялось как отдельный объект стоимостью 1,5--2 млн. руб.

В общей сложности весь комплекс обошелся в 28 млн. рублей.

-- Позднее в облик музея вносились изменения?

-- Нет. Разве что добавлялись новые экспонаты. Был, например, такой случай. Как-то после открытия музея -- через полгода или год -- звонят мне от Ельченко с приказом срочно явиться в музей. Приезжаю -- а там уже собрались Георгий Кислый (главный инженер нашего творческого коллектива), Валентин Ежов (главный архитектор Киева) и председатель горисполкома Валентин Згурский.

Ельченко, обращаясь ко всем, говорит:

-- Товарищи, я договорился с командующим Киевским военным округом, он нам дает для музея ракету СС-18.

-- Но зачем? -- возразили мы. -- У нас же музей Великой Отечественной войны. А в то время никаких ракет и в помине не было.

-- Да как вы не понимаете? Ведь бесплатно же дают! Давайте, подписывайте, что согласны.

Делать нечего -- подписали. Потом начали думать, как же ее пристроить в экспозицию. Сначала, по моему предложению, выкрасили ракету в белый цвет, чтобы она не очень выделялась на фоне неба. Но потом все равно перекрасили в зеленый. Так она и по сей день там стоит.

«Верующие молились на полу в зале Славы, утверждая, что там находится центр воздействия каких-то космических сил»

О слухах, и легендах, которыми овеяна история Национального музея Великой Отечественной войны, я беседую с заместителем генерального директора музея Иваном Ковальчуком.

-- В начале 80-х в Киеве было много разговоров о том, что вскоре после постройки музея на холме начался оползень, и все сооружение стало накреняться в сторону города.

-- Никаких оползней вокруг музея нет. А уж крен статуи и вовсе невозможен. Она ведь не просто стоит на крыше здания. Ее каркас начинается на глубине 17,8 м, если считать от входа в музей. На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра. Своим основанием он упирается в породу, которая называется «полтавский песок». Может быть, это и породило слухи о зыбкости конструкции. Но на самом деле «полтавский песок» -- это твердая скальная порода.

Впрочем, в 1982 году «оползень» у нас действительно был. Дело в том, что нижние этажи музея, расположенные под основанием статуи, как бы спрятаны под землей. Их бетонные перекрытия покрыты песком, на который уложен тонкий слой дерна. И вот однажды работник музея поливал траву и забыл закрыть кран. Вода из шланга текла довольно долго и подмыла песок. В результате он «пополз» вместе с дерном. Пришлось укладывать все заново.

А за смещениями наших сооружений специально следит предприятие «Укринжгеодезия». Каждый год производятся специальные исследования, которые показывают, что подвижек в здании музея практически нет.

-- Поговаривали, что на создание скульптуры пошел чуть ли не годовой объем производства титана всего СССР.

-- Этот слух вообще ни на чем не основан. Скульптура сделана не из титановых сплавов, а из нержавеющей хромоникелевой стали. Так что титана в ней нет вообще.

-- Некоторые говорят о том, что у статуи Родины-матери якобы плохая то ли аура, то ли энергетика.

-- Это вещи неосязаемые, и каждый их воспринимает по-своему. Приведу такой пример. Как-то у нас в зале Славы (коническое помещение над музеем, на стенах которого выбиты имена всех героев Советского Союза. -- Р. В. ) появилась группа верующих. Они расселись на полу и принялись молиться. А когда их спросили, почему они выбрали именно это место, они ответили, что тут находится центр воздействия каких-то космических сил.

-- Когда зажигается огонь в чаше перед музеем?

-- С самого начала предполагалось, что огонь будет зажигаться в праздники и памятные дни. Никто и не предполагал делать его вечным. Да это и невозможно, ведь огромный факел расходует 400 кубометров газа в час. Этого себе не мог позволить даже Советский Союз.

При нынешних экономических трудностях зажигать огонь стало еще сложнее, но 9 мая он обязательно будет гореть. Для этого специально выделены средства из городского бюджета.

-- Могут ли посетители музея войти внутрь скульптуры и подняться наверх?

-- Нет. Доступ в нее закрыт. Правда, сейчас мы работаем над тем, чтобы дать возможность посетителям за отдельную плату подниматься на вершину постамента -- к подножию скульптуры. Там есть круговая смотровая площадка, с которой можно полюбоваться панорамой Киева. Но ее еще нужно привести в порядок и подготовить выход. Ведь, когда фигуру строили, никто не думал о том, что туда будут водить экскурсии.

-- Поступают ли в музей новые экспонаты?

-- Конечно. Их приносят дети и внуки ветеранов, которые не хотят продавать за копейки реликвии своих предков. И мы стараемся никого не обижать, показывать посетителям все вещи. Для этого наши сотрудники постоянно обновляют стенды, придумывают тематические экспозиции. Например, мы организовали выставку, посвященную курительным принадлежностям времен войны. Ведь на фронте затяжка была одной из очень немногих радостей, которые мог позволить себе солдат. И курение превращалось в почти магический ритуал, воспетый даже в песнях. Помните «Давай закурим, товарищ, по одной… »?

-- Много посетителей бывает в музее?

-- В последнее время мы видим возрождение интереса людей к истории. В прошлом году наш музей посетили 600 тысяч человек. Причем, что особенно приятно, среди них было много детей и молодежи.

-- Будут ли 9 мая в музее чествовать ветеранов?

-- Обязательно! Такие праздники мы устраиваем каждый год. И в нынешнем Киевская госадминистрация выделила деньги для того, чтобы устроить праздник для ветеранов. Так что, милости просим.

«Уникальный кран с помощью которого возведена скульптура, был разрезан на куски»

Вместе с главным инженером музея Валерием Малышевым и заведующим отделом по наблюдению и эксплуатации зданий и сооружений Александром Савченко я отправился осматривать внутреннее устройство скульптуры. Вначале мы спустились вниз, на дно того самого колодца, который упирается в «полтавский песок».

Огромное круглое помещение с бетонными стенами. В центре стоит, уходя в потолок, стальная труба метрового диаметра. Внутри она залита бетоном. Труба является основой каркаса скульптуры. Выше, уже внутри фигуры, она разделяется на четыре трубы потоньше, на которые опирается каркас из стальных балок, скрепленных огромными «шпильками».

-- Мы специально не штукатурим и не красим стены колодца, -- говорит Валерий Малышев. -- На гладком бетоне трещины будут заметнее, если вдруг в здании действительно начнутся подвижки. Но за 19 лет ни одной трещины так и не появилось.

Вернувшись на поверхность, мы садимся в лифт, который поднимает нас к вершине скульптуры. С его помощью можно попасть на шесть разных уровней, верхний из которых находится приблизительно на уровне груди Родины-матери. Дальше -- только пешком.

«Этаж» представляет собой помост из железных прутьев. Кругом -- скрещивающиеся балки каркаса. К ним крепятся стальные листы, составляющие обшивку фигуры. Честно говоря, я ожидал увидеть здесь гораздо более запущенное хозяйство. Но внутри скульптуры -- образцовый порядок и чистота. Даже пыли за 19 лет не накопилось.

-- Трудно следить за техническим состоянием такого огромного сооружения?

-- Не очень. Скульптура построена очень добротно. Поэтому ее техническое обслуживание не требует больших усилий. Единственное, что мы делаем, -- подкрашиваем балки каркаса. На них осенью собирается роса, а это может привести к коррозии.

-- Статуе уже 19 лет, а она блестит, как новенькая. Приходится ли ее чистить?

-- Нет. Она сделана из хорошей нержавеющей стали, благодаря чему практически не подвержена коррозии. Поэтому и блеск сохраняется.

К нам приходили альпинисты, предлагали ее помыть. Даже бесплатно. Просто им было интересно по ней полазить. Но мы отказались, так как в мытье нет необходимости.

Поднявшись по металлической лестнице мы оказываемся перед «норой», уходящей наклонно вверх. Это рука Родины-матери. После локтя «нора» суживается и становится вертикальной. Дальше нужно преодолеть два узеньких люка, в которые не всякий большой начальник пролезет. И вот мы выходим на крохотную огороженную площадочку. С одной стороны от нее -- исполинский щит, с другой -- огромные, толщиной в тело человека, пальцы. Интересно, что на пальцах есть даже ногти -- все, как у настоящего человека, только очень большое.

-- В Киеве порой бывают ураганные ветры. Не наносили ли они каких-либо повреждений скульптуре?

-- Однажды сильный ветер разбил несколько стекол в зале Славы. А со скульптурой у нас никогда не было никаких неприятностей. Она действительно очень прочная и, по расчетам, может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов.

-- Несколько лет назад особо непримиримые революционеры настаивали на том, чтобы демонтировать скульптуру. Мол, она уродует берег Днепра и не соответствует идее независимости Украины.

-- Это памятник не КПСС и не социализму. Наш музей построен для увековечения памяти солдат, сражавшихся за свою Родину. И сломать его -- значит, оскорбить память павших, чувства живых и их потомков.

Да, кстати, и с технической точки зрения, демонтаж такого сооружения почти невозможен. Скульптуру строили при помощи уникального крана БК-1000. Он был создан в единственном экземпляре при постройке огромной домны где-то на Донбассе. Затем его перевезли в Киев и использовали для возведения скульптуры.

Высота крана была 100 метров. И только с его помощью можно было доставлять части скульптуры на такую огромную высоту. Но когда работу закончили и близилось открытие, на демонтаж оборудования у строителей оставалась всего неделя. Поэтому кран не разобрали, как положено, а просто разрезали на куски. Сейчас его практически невозможно восстановить.

P. S. У выхода из музея стоят два танка, раскрашенные в яркие цвета и украшенные цветами. По ним лазят любопытные мальчишки, даже не подозревающие о том, сколько зла при желании можно наделать при помощи подобных «игрушек».

Дай Бог, чтобы трагедии прошлого больше никогда не повторились и этим малышам не пришлось испытать на себе разрушительной силы современного оружия.

А наш долг -- научить их чтить память своих дедов и прадедов, у которых война отняла молодость, покой, любимых людей, а зачастую и жизнь. Давайте же вместе в преддверии Дня Победы поздравим живых и помянем павших. Спасибо им. Мы их не забудем.

5177

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів