Удастся ли нам 31 октября использовать шанс изменить страну, не ударяясь в крайности?
31 октября граждане Украины придут на избирательные участки, чтобы в третий раз за историю независимости страны выбрать главу государства. Нет сомнения в том, что украинские граждане готовы именно выбирать, а не просто голосовать, как в советское время, когда и выбора-то никакого не было. Тем не менее, избирателям, скорее всего, придется напряженно вглядываться в список из 13 кандидатов, чтобы в очередной раз убедиться: выбор по-прежнему невелик. Украинская политика не сдала самого главного экзамена на зрелость -- она и в 1999 году не дала нам возможности выбирать лучшего из нескольких «хороших» кандидатов.
Хотя многим, безусловно, кажется, что у нас богатый выбор. Только кандидатов от левых -- четверо. Но давайте смотреть в суровые глаза реальности. Еще несколько месяцев назад мы надеялись, что некоторые кандидаты смогут предложить избирателю нечто более существенное, чем обычные коммунистические или националистические лозунги восьмилетней давности. Но увы! Мороз, Ткаченко и Марчук окончательно погребли себя под обломками собственных амбиций, а Удовенко и Костенко не смогли создать обновленный Рух. Таким образом, во второй тур, скорее всего, выйдут действующий Президент Леонид Кучма и кто-то из левых -- Петр Симоненко или Наталья Витренко. А это значит, что в ноябре нам придется выбирать между тем, что есть, и «коммунистическим реваншем».
Украинские левые страшно отстают от народа
Этот выбор украинским гражданам предлагается сделать не впервые. Еще с 1991 года основным идеологическим спором у нас в стране был спор между национал-демократами и коммунистами. Но на президентских выборах украинцы делали достаточно взвешенный и осторожный выбор, как бы уклоняясь от этого спора. Например, в 1991 году граждане Украины голосовали не за Социалистическую партию, которая возникла на обломках запрещенной КПУ, и не за Народный рух, а за Леонида Кравчука, который ассоциировался и с независимостью, и с советской властью -- он был Председателем Президиума Верховного Совета УССР. В 1994 году избиратели выбирали между двумя вполне умеренными кандидатами — Кравчуком и Кучмой. И хотя в то время муссировалось мнение, что Леонид Кучма -- это «красный» политик, только и думающий о том, как бы развалить страну, но это было чистейшей воды мифом. Всем и тогда было ясно, что политическим богатством Леонида Кучмы была не какая-либо из идеологий, а поддержка индустриального востока Украины, который после 1991 года испытал огромный шок от разрыва экономических связей с Россией.
В нынешней кампании политики не смогли нам дать возможность взвешенного выбора. Гражданам опять предлагается альтернатива -- либо действующая власть, либо «последний и решительный бой» за коммунизм.
Сейчас спорить о том, какой рай лучше -- коммунистический или капиталистический, -- смешно. И это понимают все политики, включая лидера коммунистов Петра Симоненко. Недаром из его фразеологии постепенно исчезают радикальные призывы и революционные лозунги. Однако в своем идеологическом багаже он так и не нашел ничего того, что могло бы расширить его политическую поддержку. Хотя бы двух фраз о том, как строить будущее страны. Слишком уж коммунисты боятся потерять «своих» избирателей, чтобы что-то менять в своих словах и действиях.
Традиционные левые кандидаты, включая Петра Симоненко и Наталью Витренко, вели свои избирательные кампании вообще очень осторожно, не заявляя ничего нового, боясь даже на самую малость изменить свой образ. Это чистой воды консерватизм, несмотря на всю их радикальность. И именно из-за своего страха перед какими-либо переменами левые в очередной раз проигрывают. Ведь большинство избирателей, напротив, хотят и ждут изменений, а это значит, что украинские политики страшно отстают от народа.
Многого можно добиться и без революций
И все же важные изменения в нашей стране могут произойти как раз в том случае, если Леонид Кучма сохранит свой пост. А вот выбрав левого кандидата, мы окажемся в слишком неопределенной ситуации: ведь «красный» президент, в зависимости от многих факторов, либо попытается сделать нечто совсем невозможное, вроде замораживания цен, экспроприации собственности или вступления в союз с Россией и Белоруссией, либо повесит над зданием администрации Президента красный флаг и на этом успокоится. В случае избрания Симоненко более вероятен второй вариант, а при Витренко -- первый. Но ни тот, ни другой вариант на самом деле ничего в нашей жизни не поменяет -- разве что серп и молот придут на место трезубца.
Что касается Леонида Кучмы, то с его именем вполне могут быть связаны важные изменения в стране в ближайшие годы. Этот вывод позволяет сделать именно то, как вел свою предвыборную кампанию действующий Президент.
Поначалу казалось, что Леонид Кучма просто полагался на искусство рекламы и послушание местных чиновников. Но потом начало происходить что-то странное: вместо того, чтобы просто дать команду крупным капиталистам по поводу их «участия» в выборах, Леонид Кучма встречается с ними и просит помочь наиболее незащищенным слоям населения. И по всей стране начали появляться благотворительные фонды, образуемые на деньги бизнесменов. Очевидно, подействовал аргумент, что предпринимателям гораздо больше нужна общественная поддержка, поддержка простых людей, чем знакомства с чиновниками. Но такую поддержку нужно еще заслужить.
Потом Президент подписал декларацию о совместных действиях с Союзом лидеров местных и региональных властей, которые настаивают на изменении региональной политики государства. Президент и регионалы уже сейчас договариваются о том, как следует изменить отношения центра и регионов, и как наладить действенное государственное управление в стране. Регионалы, естественно, хотели иметь гарантию того, что после выборов Леонид Кучма не забудет свое намерение поддерживать регионы в их стремлении к большей самостоятельности. И такой гарантией послужила, во-первых, принятая Президентом декларация, а во-вторых, уже начавшийся сбор подписей в поддержку референдума о государственном устройстве и Конституции Украины.
Леонид Кучма ищет политических союзников именно для того, чтобы провести-таки реальные изменения в стране. Политическим союзником не может быть чиновник -- чиновники могут только исполнять уже принятые политические решения. Немыслимо брать в союзники и какого-нибудь «крикуна», за которым нет никого, кроме бутафорской партии. Чтобы сделать что-то реальное в стране, надо иметь поддержку значительной части общества, причем людей, четко знающих, чего они хотят. И на эту роль как нельзя лучше подходят региональные лидеры -- они имеют реальную поддержку на местах и знают, чего хотят.
Впрочем, у Леонида Кучмы и раньше было достаточно идей, например, его проект Конституции в 1996 году, идеи административной и пенсионной реформы Но все это до сих пор оказывалось нереализованным, поскольку, согласитесь, какие-то крупные изменения в нашей стране невозможно провести, если их не поддерживает значительная часть общества. Кажется, действующий Президент уже убедился в этом на собственном опыте.
А недавно Леонид Кучма совершенно неожиданно нашел еще «одного» политического партнера -- движение медиков «Пульс Украины». Свыше миллиона врачей хотели бы добиться реализации собственной программы реорганизации медицины. И они решили использовать эти выборы для того, чтобы найти союзников, которые помогли бы им воплотить в жизнь новую модель здравоохранения. Таким партнером стал Президент. Похоже, он первый увидел, какая сила стоит за украинскими медиками. К тому же их идеи вполне применимы и для усиления всей социальной сферы государства.
Что же из этого следует? Из этого следует, что, переизбрав Леонида Кучму на второй срок, мы сможем получить изрядно изменившуюся власть в стране. Во-первых, эта власть будет иметь довольно-таки серьезную политическую поддержку. А во-вторых, пройдет референдум, на котором мы сами ответим на самые важнейшие вопросы. Изменятся взаимоотношения центра и регионов, осуществятся преобразования в медицинской и, возможно, во всей социальной сфере Иначе говоря, сделав свой выбор, мы получим шанс изменить страну, не ударяясь в крайности.
«Facty i kommentarii «. 29 октября 1999. Политика
345
Читайте нас у Facebook