«После реставрации картина Караваджо «Поцелуй Иуды» станет еще дороже — как принято в мировой практике»
О подробностях похищения, поиска и поимки преступников, укравших 31 июля 2008 года картину Караваджо «Взятие Христа под стражу», или «Поцелуй Иуды» из Одесского музея западного и восточного искусства, «ФАКТЫ» писали не раз. И вот шедевр мировой живописи, найденный в Берлине, возвращен в Украину и передан в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины. В каком состоянии мировой шедевр сейчас и что предстоит сделать для его восстановления, «ФАКТАМ» рассказала генеральный директор Национального реставрационного центра Светлана Стрельникова.
«После кражи картина была скручена в рулон, а во время транспортировки — сдавлена, буквально спрессована»
— Светлана Александровна, почему именно ваш центр выбрали для проведения столь сложной и кропотливой работы?
— Потому что это — старейшее реставрационное учреждение в Украине. Именно наш центр занимается исследованием и реставрацией произведений искусства всей государственной части Музейного фонда Украины. У нас есть специалисты по всем направлениям реставрации — и по работе с изделиями из кожи, ткани, металла, скульптурами, мебелью и экспонатами, выполненными в разных графических техниках, картинами, иконами.
Второго сентября мы получили центральную часть полотна «Поцелуй Иуды», возвращенную из Берлина. А на следующий день нам передали фрагменты, оставшиеся в Одесском музее после похищения: подрамник с обрывками холста.
Согласно постановлениям следователя, первым делом специалисты центра должны провести несколько судебных экспертиз. Одна из них — судебно-трассологическая, которая определит, составляют ли центральная часть полотна и фрагменты, оставшиеся в Украине после кражи, единое целое.
— Говорят, похитители по-варварски обходились с похищенным полотном
— Действительно, центральная часть полотна Караваджо пришла к нам в очень травмированном, аварийном состоянии. Картина была варварски вырезана. После кражи полотно было скручено в рулон, а во время транспортировки сдавлено, буквально спрессовано. В местах изгибов картины растрескался и разорвался авторский холст, из-за этого пошли трещины грунта, красочного слоя и лака, начала осыпаться краска. Очень сильно пострадали лики Христа, Иуды и святого. Эту проблему придется решать во время реставрации.
Получив подрамник и остатки авторского холста, оставшиеся в музее после кражи, мы тоже ужаснулись: подрамник был демонтирован, а кромки холста варварски сорваны с гвоздей, крепивших их к подрамнику. Кроме того, остатки авторского холста спрессовали в комок и поместили в полиэтиленовый мешок, который плотно скрутили скотчем. Это все тоже травмировало холст. Предстоит длительный процесс реставрации. Такая кропотливая работа напоминает сборку мозаики.
Самой сложной будет искусствоведческая экспертиза — ведь существуют разные мнения об авторстве этой работы. Мы должны изучить огромное количество документов, чтобы проследить цепочку истории этого произведения. Думать о реставрации можно будет только после того, как пройдут все экспертизы.
— Ваши немецкие коллеги сделали все, чтобы картина во время транспортировки не пострадала?
— Когда картину обнаружили, стал вопрос, можно ли ее транспортировать в Украину и кто будет проводить реставрацию. Немецкие коллеги предлагали свои услуги по полной реставрации, при этом поставили условие, что после нее право первого показа картины имела бы немецкая сторона. Это неписаное правило, которое существует в мировой практике. Был сделан запрос в Германию, смогут ли там «укрепить» картину и можно ли ее транспортировать. Параллельно с этим Министерство культуры и туризма обратилось к нам с вопросом, сможет ли центр направить художника-реставратора для того, чтобы законсервировать и укрепить центральную часть картины. Мы дали положительный ответ, но, к сожалению, средств для срочной командировки не нашлось. Немецкие коллеги провели консервационные работы, исходя из своего подхода к таким работам. Были нанесены профилактические заклейки микалентной бумагой в тех местах, которые они посчитали самыми аварийными.
Сделали очень хорошую упаковку для транспортировки: изготовили специальный ящик, куда положили картонный материал, защищавший полотно от ударов. Само же полотно накрыли несколькими слоями микалентной бумаги и укрепили его при помощи специальной системы магнитов, которая не давала ему двигаться.
«Экспонаты всегда возвращались в те музеи, откуда они были украдены»
— У ворот центра я видел пост дополнительной охраны — патруль Госохраны. Это связано с тем, что у вас находится «Поцелуй Иуды»?
— Поскольку картина Караваджо является вещественным доказательством по уголовному делу и к ней приковано большое внимание, выставлена очень серьезная охрана. На сегодня доступ к произведению имеют только художники-реставраторы и научные сотрудники, которые непосредственно работают с полотном.
— Вы могли хотя бы приблизительно назвать сумму, в которую обойдется реставрация картины?
— Художники-реставраторы будут проводить реставрацию бесплатно, так как наш центр — государственная организация и обслуживает все музеи Украины. Но мы должны будем в будущем определить ущерб, нанесенный картине во время кражи. С финансированием у нас большие проблемы. Поэтому предвижу некоторые трудности с этим — ведь необходимо будет приобрести очень большое количество недешевых материалов и инструментов, многие из которых в Украине не производятся.
— В некоторых СМИ появились предположения, что после реставрации картина Караваджо потеряет в своей стоимости. Так ли это?
— Я считаю, что она станет только дороже. Ведь мастерство художника-реставратора заключается в том, чтобы зритель не увидел его вмешательств. Да и сама по себе реставрация очень дорого стоит. В мировой практике стоимость очень многих работ после реставрации значительно увеличивалась.
— Известно, куда попадет картина после реставрации?
— В последние годы экспонаты всегда возвращались в те музеи, откуда были украдены. Так что и эта работа, естественно, вернется в Одесский музей западного и восточного искусства. Вопрос только в том когда.
647Читайте нас у Facebook