«Скрипка Паганини не хотела звучать на репетициях, но на концерте вдруг ожила и в руках у Богодара «заговорила» человеческим голосом»
Высоко над сценой, под самыми сводами зала Национальной филармонии Украины в этот вечер находился фотопортрет Богодара Которовича. Маэстро улыбался, светло и чуточку смущенно — как в жизни
Он скоропостижно ушел из жизни в июле минувшего года, так и оставшись единственным украинским музыкантом, удостоенным чести играть на скрипке Паганини. Стал одним из основателей украинской скрипичной школы XX столетия. Создал оркестр «Киевские солисты». И воспитал учеников, которые сегодня с успехом выступают по всему миру.
- Когда ученики узнали, что готовится концерт памяти Богодара, посыпалась лавина звонков из Италии, Австрии, Великобритании, России Все хотели участвовать! — рассказывает супруга музыканта, известная пианистка, народная артистка Украины Евгения Басалаева (их творческий дуэт с Богодаром Которовичем был создан в середине 1980-х годов).
Так возникла идея провести цикл вечеров «Посвящение». Чтобы на них прозвучали произведения из концертного репертуара маэстро — те, которые он особенно любил.
На нынешнем, первом, вечере дирижировал близкий друг Которовича музыкант с мировым именем, народный артист СССР Саулюс Сондецкис, по этому случаю приехавший из Литвы. Его совместные выступления с украинским скрипачом начались в 1980-х годах. Тогда в Киеве на Зеленой эстраде, в известной каждому меломану «раковине», они проводили камерные концерты — знаменитые «Ночные серенады».
- А во Дворце «Украина» мы играли за вечер все 12 концертов Вивальди, — говорит Саулюс Сондецкис. — Я сперва даже сомневался: наберется ли столько слушателей? Но Которович был спокоен. И, представьте, публики был полный зал! Мы давали по два-три выступления подряд. Играли без микрофона
В Киеве они часто делали студийные записи.
- Однажды произошла удивительная история, — вспоминает дирижер. — Только начинаем играть в зале, как звучит: «Тр-р-р!» Звукорежиссер ничего понять не может, мы — тоже. Оказалось, это сверчок! И такой умный: пока мы молчим, и он отмалчивается. А при первых же тактах начинает «солировать». Пришлось Которовичу искать другой зал для записи
Впрочем, случай со сверчком — еще не самый загадочный в жизни Богодара Которовича.
- После того как скрипку Паганини доставили из Генуи в Киев, она находилась в филармонии, — рассказывает Евгения Басалаева. — И вот представьте картину: возле инструмента стоят трое охранников, а над ним летают мотыльки. Откуда они взялись в филармонии? Позже я спросила об этом у директора генуэзского музея, и она сказала: «Не удивляйтесь! Куда бы мы ни привозили скрипку, всюду над ней роятся эти мотыльки » На репетициях скрипка Паганини «капризничала», и Богодар был в отчаянии: «Что делать? Почему она не звучит?» А на концерте произошло колдовство: скрипка в руках у Богодара «заговорила» человеческим голосом. Это было совершенно другое, прекрасное звучание!
Я заметила, что в первом отделении концерта Богодар оглядывается на оркестр и делает какие-то знаки. А в антракте он спросил: «Женя, кто мне мешает играть?» «Никто», — изумилась я. — «Но я же слышал, как кто-то играет за моей спиной!» Мы тогда думали-гадали — что это? Неужели дух Паганини?
Два концерта в филармонии и Оперном театре были последними, на которых Богодар выступал как скрипач (затем он перешел на дирижерскую работу). После игры на скрипке Паганини у него онемело несколько пальцев, и, сколько мы их ни лечили, чувствительность так и не восстановилась
Феноменальную игру Богодара Которовича можно было услышать на нынешнем вечере — документальный фильм о маэстро предварял концертные выступления музыкантов. Среди них были и признанные мастера, лауреаты международных конкурсов Богдана Пивненко, Владимир Астраханцев, Святослава Семчук. И студенты консерватории. И ученики музыкальной школы имени Лысенко — как, например, юный Антон Которович (старшая дочь знаменитого музыканта Мирослава — уже признанный в мире исполнитель). Каждого из выступавших зрители награждали аплодисментами, вручали цветы А в финале, выйдя на сцену, музыканты взглянули вверх — на портрет Богодара Которовича, и протянули ему букеты.
- Он не признавал грусти, — говорит Евгения Басалаева. — Однажды, когда мы проводили вечер памяти коллеги-музыканта, Богодар сказал: «Почему вы грустите? Может быть, ТАМ ему лучше. И он слышит музыку »
753Читайте нас у Facebook