«Эскиз оклада придумываю не я. Он уже готовым приходит мне в голову, как стихи»
Уникальные оклады икон, выполненные Татьяной Павленко, демонстрировались в Запорожье в выставочном зале Союза художников. В золотистых ризах видны миниатюрные детали: нежнейшие лепестки цветов, вязь виноградных листьев, горящие свечи… Даже за час до закрытия выставки посетители все еще шли посмотреть на эти редкостные по задумке и изяществу исполнения ризы. Потом находили автора и со слезами на глазах благодарили ее за труд.
Татьяна Павленко родилась в Белоруссии. Много лет преподавала запорожским школьникам русский язык и литературу, а в одной из школ работала учителем труда в младших классах.
*В домашнем иконостасе Татьяны Павленко уже около двадцати работ
— Однажды на выставке, лет 20 назад, мы с мужем увидели изделия из соломки, — рассказывает Татьяна Федоровна. — И нам так понравилось, что захотелось самим попробовать. Занималась в основном я, а муж помогал. Делали рушники, салфетки, цветы, полуобъемные картины под стеклом. Все изменилось 6 октября 1991 года — в день убийства Игоря Талькова, чьи песни я очень любила. Он научил меня видеть жизнь другими глазами. Я приняла крещение. Приезжая в Москву в дни памяти Игоря Талькова, обретала новых друзей. Слушала песни Михаила Ножкина, Максима Трошина, иеромонаха Романа, матушки Людмилы Кононовой, Жанны Бичевской… Вот это состояние души неожиданно и подтолкнуло меня к выполнению окладов икон с применением соломки. Однажды, проснувшись, буквально увидела перед собой звонницу Спасителя. Захотелось ее сделать, но переживала, могу ли позволить себе оклад из природного материала. Пошла посоветоваться к владыке Василию, архиепископу Запорожскому и Мелитопольскому. Он внимательно выслушал меня и благословил.
Правда, эту первую работу я делала, наверное, лет десять. Казалось, все не так. Позже, когда в художественном музее проходила моя выставка, владыка пришел на ее открытие.
Теперь в домашнем иконостасе Татьяны Федоровны два десятка работ. Среди них — оклады к иконам Божией Матери «Благодатное небо», «Умиление» и «Взыскание погибших», святого преподобного Сергия Радонежского, «Моление на камне святого преподобного Серафима Саровского» и «Спас Нерукотворный». Свои работы Татьяна Федоровна не продает и не дарит. По крайней мере, пока.
— Лишь однажды, познакомившись с дочерью священника, которая очень любит святого старца Серафима Саровского и много мне о нем рассказывала, я не удержалась и подарила ей на день рождения свою работу, — признается мастерица.
Татьяна Павленко объясняет, что сделать абсолютную копию готовой работы невозможно, да и не хочется, потому что есть множество новых задумок.
— Считаю, что эскиз оклада придумываю не я, — бесхитростно объясняет Татьяна Павленко. — Он уже готовым приходит мне в голову — как стихи. Привиделось — надо зарисовать, а когда зарисовал — воплотить! Каждая икона индивидуальна, несет свой неповторимый свет. И если в оклад святого благоверного князя Александра Невского внесены элементы воинских доспехов защитников земли русской — щит, шлем, копье, знамена, то оклады Богоматери украшены венцами, рушниками, цветами. Иногда пытаюсь привнести в эскиз что-то от себя — и тогда работа стопорится… Поэтому очень сложно сказать, сколько времени я затрачиваю на каждый оклад. Могу работать всю ночь напролет, не чувствуя ни усталости, ни времени, а порой не знаю, как приступить к работе.
— Татьяна Федоровна, как сухие стебли превращаются в нарядный материал?
— Ой, с этой соломкой сколько мороки — ее надо и резать, и кипятить, и сушить, и по-особому гладить, чтобы получалось много разных оттенков золотого! Распущенная соломка выглядит, как ленточка. Для этого трубочки соломки бросаю в горячую воду, чтобы они немножко покипели, а потом проглаживаю утюгом. Каркас делаю из картона, сверху оклеиваю ватманом, потом соломкой. Еще использую жемчуг, тесьму, кружева, колокольчики. Желтая соломка удивительно хорошо сочетается с золотистой тесьмой, — делится секретами своей работы запорожская мастерица.
1687Читайте нас у Facebook