Художник из Китая показал в Донецке взорванные портреты шахтеров и колыбели из вагонеток (фото)
Свою первую выставку в Украине всемирно известный китайский художник Цай Гоцян представил в Донецке накануне Дня шахтера: 27 портретов горняков Донбасса, из них 9 — рабочих соляной шахты в Соледаре (Артемовский район Донецкой области) и 18 — шахтеров Донетчины. Портреты были написаны как самим мастером, так и местными донецкими художниками — с натуры, а затем… взорваны. Художник соединил три вещи, используемые в повседневной жизни промышленного региона, — уголь, соль и порох. Сначала с шахтеров сделали зарисовки, затем увеличили, изготовили трафареты и, посолив и присыпав углем, подорвали уже на холстах размером 3Х4 метра. Со взрывчатыми веществами художник работает не хуже любого шахтного мастера-подрывника, придавая своим картинам разные оттенки — именно благодаря пороху!
Одна часть полотен, выставленных в зале, посыпана сырцом артемовской соли (это портреты работников соляных копей), а другая — отборным углем (там, где портреты добытчиков угля). Галерея до глубины души тронула самих натурщиков, которые присутствовали на торжественном открытии экспозиции.
Чтобы поразить зрителя, Цай специально изучал материал: впервые он приехал в Донбасс в сентябре прошлого года и спустился в шахту на уровень 1040 метров, где не только пролез по участку, но и увидел настоящий завал, который разгребали у него на глазах — в рабочем порядке. Общественность, как правило, не уведомляют о ежедневной борьбе с подземной стихией, если очередной завал или выброс не сопровождаются травмированными и погибшими. Пока разгребали завал, Цай вместе со своими проводниками плашмя лежал в спасательной нише и слушал, как директор шахты рассказывает ему о перспективах предприятия. А поднявшись на поверхность, не смог отвертеться от традиционного для первооткрывателя земных глубин стакана водки.
Выставка открылась в помещении культурного фонда «Изоляция», занимающего цеха бывшего завода изоляционных материалов — в удаленном от центра районе Донецка, фактически у подножия террикона бывшей шахты. Вторая работа китайского гостя — инсталляция «Колыбельные» расположилась в цеху, некогда пережившем пожар. Тронула она горняков ничуть не меньше, чем собственные портреты «с порохом».
— Никогда не думал, что выставка может так глубоко зацепить: когда я дошел до вагонетки с крестом, вспомнил товарищей — погибших и тех, которые сейчас работают на грани жизни и смерти, — поделился впечатлениями проходчик Владимир Чистяков, портрет которого есть на выставке Цая.
По всей длине цеха под колыбельную в исполнении известного украинского бандуриста Степана Щербака раскачиваются девять вагонеток, словно уходящих в тоннель. И каждая из них посвящена какому-то периоду жизни человека и страны. Цай Гоцян вложил в цепочку «шахтерских колыбелей» свой смысл, а донецкий зритель — свой. Большинство натурщиков — рабочих и их земляков — увидели в этом «колыбельном поезде» жизненный путь советского горняка.
Каждую колыбель стоило рассмотреть отдельно, так как на ее полог проецировались кадры документальной хроники из Госфильмофонда СССР, отражающие тот или иной период советской действительности. Но зарубежные гости не смогли долго задерживаться в цеху с закопченными стенами и созерцать под гнетущую музыку в тусклом свете шахтных ламп ржавые колыбели. Похоже, только «рожденные в СССР» нашли нечто родное в инсталляции художника из страны, где все еще сильны идеи социализма.
— Я давно хотел попасть в одну из республик бывшего Советского Союза, поэтому, получив предложение поработать в Украине, не смог от него отказаться, — признался 54-летний уроженец Китая Цай Гоцян. — На мое мировоззрение наиболее сильное влияние оказали Мао Цзэдун и… моя бабушка. Мао призывал нарушать правила и искать новые подходы, ставить все под сомнение. А моя бабушка, которая торговала рыбой на свободном, можно сказать нелегальном, рынке, приучила меня к независимости и научила видеть невидимое: она верила в приметы и, овдовев в 30 лет, продолжает поддерживать диалог с дедушкой. Бабушке сейчас 96, она жива и здорова.
Стоит отметить, что художник с экстравагантной манерой творчества остается гражданином Китая, несмотря на то, что много времени работает за рубежом (сейчас — в Нью-Йорке). Однако на родине его тоже ценят. В 2008 году он был художественным директором визуальных и спецэффектов на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине.
Фото автора
1284Читайте нас у Facebook