Патриарх Кирилл: «Каждый вечер прохожу-пробегаю вместе со своими овчарками километров пять-шесть»
«Мой дед прошел 47 тюрем и семь ссылок, прожил в заключении почти 30 лет»
1. Шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в миру известный как Владимир Михайлович Гундяев, родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье потомственного священника Михаила Гундяева и школьной учительницы немецкого языка Раисы Гундяевой. Дед будущего патриарха, Василий Гундяев, стал первым представителем этого рода, избравшим путь духовного служения. Глубоко и искренне верующий человек, он, работая машинистом железнодорожного депо, в послереволюционные годы открыто протестовал против закрытия в уезде церквей. За что и был в 1922 году сослан на Соловки.
Отбывание срока вместе с репрессированными священниками предопределило дальнейшую судьбу Василия Гундяева — и всю свою жизнь он отдал православной вере. В годы воинствующего атеизма прошел через множество тюрем и ссылок. Делу родителя остался верен и сын Михаил, отец патриарха Кирилла, также принявший решение стать священником после ссылки на Колыму, куда его, студента ленинградского технического вуза, отправили за религиозные убеждения
О своем дедушке будущий предстоятель Русской православной церкви рассказывал так: «Дед прошел 47 тюрем и семь ссылок, прожил в заключении почти 30 лет и был одним из первых соловчан Очень интересная у них с бабушкой была судьба. Ведь всякий раз, когда деда сажали, бабушка оставалась на воле. Во второй раз — это было в 1930-х, когда в стране свирепствовал голод, — она сказала: «Все, теперь мы умрем». А у них было восемь детей — семь родных и одна дочь приемная. Дед возразил: «Поскольку я буду как бы нести крест за Христа, вы останетесь живы». Потом бабушка рассказывала, что в какой-то момент она решила, что жизнь кончилась, потому что на всех оставалась лишь маленькая горсточка муки. Из этой муки приготовились какие-то лепешки, их скушали, а назавтра есть уже было нечего. Ночью же раздался стук в окно. Бабушка вскакивает, а с улицы голос: «Хозяйка, принимай груз». Открыла дверь — стоит мешок, полный муки, и вокруг никого. Вот этот самый мешок муки спас и моего отца, и мне дал возможность появиться на свет».
2. Не сразу пришел к Богу и сам Владимир Гундяев. В школьные годы он был одним из лучших учеников в классе. Очень любил книги, ведь в доме их было много — по богословию, истории, а также произведения русских философов, которые большинству людей были тогда просто недоступны. И Володя взахлеб читал. Об этом даже в нескольких газетах написали: мол, куда же смотрит школа, когда есть в Ленинграде такой мальчик, который учится на пятерки, а верит в Бога. По словам патриарха Кирилла, в те времена он «шел в школу, как на Голгофу».
Доучиваться до десятого класса Владимир не стал. Его звала романтика поисковых экспедиций — мечтая стать геологом, после восьмого класса он отправился в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Работал там техником-картографом, но в 19-летнем возрасте вернулся в школу, получил полное среднее образование, а затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
В 1969-м Владимир Гундяев был пострижен в монашество и получил церковное имя Кирилл. Через год, в 1970-м, иеромонах Кирилл окончил с отличием Ленинградскую духовную академию, но стен этого заведения не покинул — преподавал там богословие.
3. В 1991 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископа Кирилла возвели в сан митрополита. На этом посту он добился воссоединения отечественной РПЦ с Русской православной церковью зарубежья, а также появления целого ряда приходов РПЦ в Китае, Вьетнаме, Индонезии, Иране, Ираке, ОАЭ, ЮАР, Исландии, на Филиппинах.
«Горные лыжи позволяют сознательно, наперекор инстинктам и человеческой слабости, идти на встречу с опасностью»
4. Немалую долю свободного от богослужений и церковных дел времени патриарх Кирилл посвящает своим любимым питомцам. Вечером, приехав домой, он надевает спортивный костюм и отправляется выгуливать двух своих овчарок: «За целый день они насидятся дома — и так рванут на улице, что еле за ними поспеваю. Метров 500 пробегу, потом подтяну к себе и пешочком столько же пройду. Так вот каждый вечер прохожу-пробегаю километров пять-шесть», — рассказывал Святейший в одном из интервью. А еще, признался он, любит плавать. В отпуске каждый день проплывает без остановки несколько километров.
5. Еще в отрочестве Владимир Гундяев страстно увлекся горными лыжами. Учился кататься в Красном Селе на Вороньей горе — той самой, с которой немцы во время Великой Отечественной войны обстреливали Ленинград. Позже спускался и со склонов Монблана — самой высокой горы в Западной Европе. «Духовная тренировка, которую дают нам аскеза, пост, молитва, — говорит патриарх Кирилл, — и физическая тренировка, которая невозможна без волевых усилий, вместе обеспечивают очень важный результат — воспитание человеческой личности». На вопрос, чем именно ему нравятся горные лыжи, журналистам ответил: «Что обычно делает человек, когда видит перед собой пропасть? Естественная реакция обычного человека — назад. Реакция самосохранения, инстинкт. А горнолыжник — всегда вперед. И чем круче, тем больше «вперед». Это значит — идти на встречу с опасностью сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости». Уж что-то, а слабость точно не свойственна предстоятелю РПЦ: совсем недавно он побывал с пастырским визитом в «горячих точках» планеты — Сирии и Ливане. Там ведь проживают прихожане «братской поместной Православной Церкви»
6. Еще будучи митрополитом, Кирилл поразил религиозную общественность заявлением, что он не видит причин бороться с рок-музыкантами, использующими тему православия в своем творчестве. И даже пообещал поддерживать современную рок-культуру, «если мы увидим, что она способствует нравственному росту личности». А уже став патриархом, сказал: «Зачастую рок-музыканты на концерте говорят несколько фраз о православии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгая проповедь в храме». Правда, сам глава РПЦ на рок-концертах ни разу замечен не был. «Я никогда не слышал, как это делают Константин Кинчев и Юрий Шевчук, — сообщил Кирилл, — но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они — искренние люди, православные».
7. В начале 1990-х годов в московской прессе появились статьи, касающиеся внецерковной деятельности тогда еще митрополита Кирилла. Так, в 1996-м российские СМИ написали, что за два года под его патронатом в Россию под видом гуманитарной помощи, в обход таможенных пошлин, ввозились подакцизные товары, в том числе водка и сигареты, стоимостью в десятки миллионов долларов. Как утверждалось, «деловым партнером» нынешнего главы РПЦ был его главный конкурент на патриарший престол — митрополит Климент. В том же 1996 году митрополит Кирилл вошел в состав совета директоров банка «Пересвет». А в начале 2000-х журнал «The New Times» сообщил, что священослужитель приобрел виллу в Швейцарии. Также в журнале были приведены кадастровые документы о покупке Кириллом в 2002 году в знаменитом «Доме на набережной» в Москве шикарного пентхауса — с видом на храм Христа Спасителя.
8. В одном из интервью патриарх Кирилл рассказал о занимательном случае, произошедшем с ним в Швейцарии. «В 1970-х годах я нес послушание в Женеве. Как-то ко мне обратился один из очень высокопоставленных дипломатов, советский человек, партийный: «Могу я вас о чем-то попросить?» И добавил: «Имейте в виду, что если кто-то узнает о нашем разговоре, то на этом закончится вся моя карьера и, наверное, весь мой жизненный успех. Так что полностью вверяю свою судьбу в ваши руки». Когда же я сказал, что он может не беспокоиться, дипломат попросил обвенчать его с женой.
А через недели две или три приходит ко мне другой сотрудник посольства, тоже занимающий очень высокое положение. И просит меня сделать то же самое. И также предупреждает, что очень рискует А еще он попросил, чтобы о его венчании никогда не узнал тот, который побывал у меня до него, потому что иначе всей прекрасной карьере конец. Я тогда подумал: Господи, мы живем в Королевстве кривых зеркал! Два православных человека, которые могли бы стать близкими друзьями, разделены страхами идеологии и предрассудками. Лицемерие — это грех. Впрочем, если это робкое, пока еще плохо осознаваемое, но все-таки реальное движение навстречу Богу — так и слава Богу! Церковь никого не должна осуждать. Она всем должна открывать дверь в храм и помогать в этом храме остаться».
821Читайте нас у Facebook