ПОИСК
Культура та мистецтво

«Модернизировать каневский музей Тараса Шевченко — это все равно что сейчас дорисовывать портрет Моны Лизы»

0:00 24 липня 2010
Обеспокоенные приостановлением реставрационных работ по оригинальным эскизам Василия Кричевского в Украину прибыли потомки знаменитого архитектора

Почетными гостями Недели национального гончарного движения стали потомки знаменитого архитектора и живописца Василия Кричевского — автора Государственного герба Украины. Именно в Опошне на Полтавщине Кричевский в свое время постигал азы гончарной науки. 57-летний внук мастера — реставратор Василий Иванович Линде-Кричевский и 25-летний правнук Василий, работающий дизайнером, из США прибыли на свою историческую родину. В Украину их привела не столько ностальгия, сколько тревога за судьбу творений знаменитого предка. Об этом с болью рассказал на пресс-конференции Василий Линде-Кричевский.

- Месяц назад я получил сообщение о том, что в Каневском литературно-мемориальном музее Тараса Шевченко приостановлены реставрационные работы по сохранившимся оригинальным чертежам и эскизам Василия Кричевского, — сообщил Василий Иванович Линде-Кричевский.  — И что историческому зданию хотят придать модерный вид. Меня это возмутило. Не только как внука известного архитектора, но и как человека, в жилах которого течет украинская кровь. Почему украинцы пытаются уничтожить свою историю? Если кто-то хочет создать что-нибудь современное, — пусть создает, но зачем же разрушать то, что создано предыдущими поколениями? Давайте тогда возьмем и нарисуем что-нибудь свое на портрете Моны Лизы…

Более подробно о ситуации, сложившейся вокруг Каневского литературно-мемориального музея Т. Г. Шевченко, «ФАКТАМ» рассказала его ведущий научный сотрудник, заслуженный работник культуры Украины, шевченковед Зинаида Тарахан-Береза.

- В 1929 году архитектору Василию Кричевскому было предложено разработать проект музея Тараса Шевченко в Каневе, — рассказала Зинаида Афанасьевна.  — Спустя пять лет состоялась закладка здания, а в 1939 году музей был открыт. Однако Василия Григорьевича, который творил в национальном стиле, на завершающем этапе строительных работ советская власть от дальнейшего участия в проекте отстранила. Поэтому фасад так и не украсила декоративная майолика (разновидность керамики, изготовляемой из обожженной красной глины с использованием расписной глазури.  — Авт. ).

РЕКЛАМА

Мне посчастливилось встречаться с соавтором Кричевского по этому проекту — профессором Киевской художественной академии Петром Федоровичем Костырко, который до последних дней жизни работал над воссозданием музея таким, каким его задумал Василий Григорьевич. Правда, добиться оформления фасада майоликой так и не удалось. Министерство культуры СССР «порекомендовало» нам ограничиться мозаикой. С этим научный коллектив музея категорически не соглашался, вследствие чего здание с момента ввода его в эксплуатацию так ни разу и не ремонтировалось. Поворотный момент в его судьбе наступил шесть лет назад, когда родственники Василия Кричевского, проживающие в США, передали в Канев, кроме художественных экспонатов, принадлежащих знаменитому предку, эскизы внутреннего и внешнего оформления здания музея. Начались реставрационные работы, на которые было потрачено свыше 50 миллионов гривен из государственного бюджета. Но год назад все резко изменилось. Министерство культуры Украины велело приостановить работы, особым распоряжением утвердив совершенно иной план реконструкции музея, который не вяжется ни с его историческим обликом, ни с творчеством Тараса Шевченко.

Мы, члены научно-методического совета, выступая против такого кощунства, подготовили открытое письмо Президенту Виктору Януковичу. Ведь на вручении Государственных Шевченковских премий девятого марта нынешнего года он в нашем музее пообещал, что ко Дню независимости здание будет капитально отремонтировано. Но нас крайне тревожит, какой облик оно примет после реставрации.

РЕКЛАМА

Согласно утвержденному новому проекту реконструкции все стены изнутри будут выкрашены в темно-коричневый либо в темно-серый цвета. В такие же цвета предлагается «одеть» белые колонны, а на окна — повесить темно-серые занавеси. Вместо паркета решено положить холодные гранитные плиты, яркий витраж — уничтожить, зато сделать натяжной экран неба. Это все идеи тленности, а не вечной жизни поэта, олицетворяющего нацию, а кроме того — беспрецедентное нарушение авторских прав Василия Кричевского. Понятно, что его родственники не могут спокойно это воспринимать. Ведь на протяжении многих десятилетий они бережно хранили уникальные творения человека, с именем которого связано духовное возрождение Украины начала прошлого века…

Из досье «ФАКТОВ»

РЕКЛАМА

Василий Григорьевич Кричевский родился в 1879 году в селе Ворожба Лебединского уезда на Полтавщине. С 13 лет учился в Харьковском железнодорожном техникуме, зарабатывая себе на жизнь созданием проектов небольших мещанских домов. В 19 уже был помощником городского архитектора, получив право подписывать свои проекты. В Харькове сохранились многие здания, построенные в излюбленном псевдоготическом стиле Василия Кричевского.

В 1903 году, предложив на конкурс свой проект здания губернского земства в Полтаве, 24-летний архитектор-самоучка становится создателем украинского народного стиля в архитектуре, в 1917 году — одним из основателей Киевской академии художеств.

На Одесской и Киевской киностудиях он оформил 12 фильмов, в том числе и «Звенигору» Александра Довженко, идею которой подсказал режиссеру.

Возглавив Украинскую народную республику, Михаил Грушевский именно Кричевскому поручил разработать национальную символику, считая, что тот сумеет найти лаконичные символы, передающие суть молодого государства. Василий Григорьевич предложил на утверждение «переработанный» трезубец киевского князя Владимира, который и стал официальным гербом Украины. А за несколько лет до того Грушевский заказывал Кричевскому художественное оформление своего научного труда «Иллюстрированная история Украины», пообещав заплатить хороший гонорар. Когда книга вышла, автор спросил художественного оформителя, сколько тот хотел бы получить за свою работу. Василий Григорьевич попросил всего 15 рублей (ежемесячное жалованье учителя составляло тогда 30 рублей). «Господин-товарищ, может, это слишком дорого? — спросил Михаил Грушевский.  — Пускай будет 12». На том и сошлись.

После освобождения Украины от фашистов пожилой архитектор, опасаясь гонений за пребывание на оккупированной территории и связь с лидерами УНР Михаилом Грушевским и Симоном Петлюрой, вывез свою семью за границу. Сначала — в Париж, где жил его сын Николай от первого брака, а затем — в Венесуэлу, вслед за семьей дочери, мужа которой, специалиста по нефтедобыче Ивана Линде, пригласили туда на работу.

Знаменитый архитектор, художник и оформитель умер в 1952 году, всего месяц не дожив до своего 80-летия… В 1975-м его останки были перевезены в США, где сейчас и проживают его наследники.

Василий Кричевский оставил после себя сотни художественных полотен и эскизов. Большей частью они находятся за рубежом, в основном — в Украинском музее в Нью-Йорке.

1106

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів