Самое редкое растение, подаренное Никитскому ботсаду, — из эпохи динозавров
*Древнейшее растение валем пайн — гордость ботсада — находится в кактусовой оранжерее. Фото из семейного альбома Ирины Митрофановой
— Ежегодно у нас бывает до миллиона туристов, — рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории биохимии, биотехнологии и вирусологии растений Никитского ботанического сада Ирина Митрофанова. — И среди них много знаменитостей. Приезжал первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Практически все советские космонавты, отдыхавшие в Крыму, обязательно бывали у нас. Восхищал их прежде всего розарий. Поэтому в честь покорителей космоса были названы новые сорта роз, выведенные нашими селекционерами.
Справка «ФАКТОВ»
Никитский ботанический сад — старейший научно-исследовательский и научно-практический центр Украины, один из старейших ботсадов мира. Основан в 1812 году ученым-биологом Христианом Стевеном. Здесь собраны уникальные коллекции декоративных древесных и травяных растений, ботанических видов пряно-ароматических, эфиромасличных, лекарственных растений.
Никитский сад посещали первые лица многих государств. Особенно любили бывать здесь руководители африканских стран. Приезжал даже император-каннибал — правитель Центрально-Африканской Республики Жан Бокасса. Часто наведывались и премьер-министры европейских государств. И по традиции каждый из высокопоставленных гостей сажал дерево. Хавьер Солана в бытность свою главой НАТО приезжал к нам с супругой и детьми. Знакомясь с Никитским садом, с нашим музеем, они восхищались увиденным и повторяли: «Просто невероятно, что в Украине есть такой сад и такое красивое место!» В то время у нас проходила биотехнологическая выставка. Это привело гостей в восторг. Они не ожидали, что в Украине есть такое направление в науке.
*Ведущий научный сотрудник лаборатории биохимии, биотехнологии и вирусологии растений Никитского ботанического сада Ирина Митрофанова: «У нас коллекция живых растений, которые медленно растут... в пробирках». Фото автора
В сад нередко приезжают нынешние руководители нашей страны, многие политики. А чаще всего бывают зарубежные коллеги.
— И приезжают наверняка не с пустыми руками.
— Естественно. Часто привозят растения, которыми сад мечтал пополнить свои коллекции. Самое редкое было подарено нам три года назад — wollemi pine (валем пайн). Это растение еще эпохи динозавров было случайно обнаружено скалолазами в Австралии в одном из каньонов. Его размножили методом «ин витро». Валем пайн находится у нас в кактусовой оранжерее, потихоньку развивается, достигло уже 50 сантиметров. Это потрясающая находка!
Я занимаюсь биотехнологией, и чаще всего мы с коллегами обмениваемся экземплярами из нашего генобанка растений. Коллекции, которые есть в саду, так сказать, в обычных условиях, мы содержим в... пробирках. И таким образом сохраняем их. Благодаря тому, что такие экземпляры есть в генобанке, можно восполнить утраченные, посадить. Сейчас у нас в пробирках содержится коллекция ряда косточковых культур, декоративных — клематиса, розы, субтропических — инжира, актинидии, фейхоа, орхидных, в том числе и редких представителей флоры Крыма.
*Бывал в Музее под открытым небом в Крыму и первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Фото предоставлено пресс-службой Никитского ботсада
— Это что-то наподобие всемирного генетического банка семян, который находится в Норвегии в вечной мерзлоте?
— В Норвегию свозятся семена со всего мира и там сохраняются. А у нас — коллекция живых растений, которые медленно растут в пробирках. Для этого им подбираются определенные условия. Растения содержатся в холодильных камерах с низкой подсветкой. Благодаря хранению в таких условиях они становятся еще более жизнеспособными, дают большее количество побегов. А затем мы с их помощью можем восполнять живую природу. Такой генобанк растений в Никитском ботаническом саду — единственный в Украине.
— Каждый раз, бывая в Никитском саду, отмечаешь особую энергетику этого места. Интересно, растения это чувствуют?
— Многое зависит от человека, который находится возле растения. Настоящий сад, как говорят, становится тенью садовника — это его душа. И если в работу вложена душа человека, его любовь, растения это обязательно почувствуют. Интересно, что наиболее требовательные в этом плане — сорняки, а самые отзывчивые — культурные растения. В природе же все наоборот. Вот такая интересная закономерность прослеживается. Если же брать растения, растущие в нашем парке, то самые капризные — засухонестойкие растения. Они не могут долго быть без воды. В свое время именно из-за отсутствия воды у нас пострадала роща ливанских кедров.
— А у вас есть любимое растение?
— Орхидея. И культурные ее виды, и дикорастущие. С этим растением всегда хочется быть рядом.
2166Читайте нас у Facebook