Александр Роднянский: «Борис Стругацкий ни с кем не общался, все деловые переговоры вел посредством электронной почты»
Ровно пять месяцев не дожил до своего восьмидесятилетия знаменитый писатель-фантаст Борис Стругацкий. Своего старшего брата Аркадия, с которым он долгие годы совместно творил, Борис Натанович пережил на 21 год. По завещанию, оставленному писателем, его прах развеют с вертолета над Пулковскими высотами. Так же распорядился поступить со своим прахом и Аркадий Стругацкий.
Братья, которых знал весь мир (их называли АБС), совместно творили тридцать два года! Их произведения переведены на 42 языка в
В последние годы жизни Борис Стругацкий признавался, что теперь уже невозможно определить, кому из братьев принадлежит та или иная часть их произведений. И после смерти Аркадия Натановича он продолжал творить буквально до последнего дня. На вопрос, трудно ли быть писателем, отвечал: «Трудно, но можно им стать. Нужно для этого терпение, настойчивость и кусочек Божьей милости. И обязательно ветер удачи». Говорил, что не любит рассуждать об идеалах, ведь жизнь сложнее и прекраснее любого из них.
Последние месяцы жизни Борис Натанович отчаянно боролся со страшным недугом. Терапия прошла успешно, и он пошел на поправку. Две недели назад писателя положили в клинику для проверки состояния здоровья. Врачи обнаружили у Стругацкого пневмонию. Говорят, Борис Натанович запретил всем близким расспрашивать его о самочувствии и до конца своих дней не терял бодрости духа, повторяя высказывание из романа «Град обреченных»: «Приходя — не радуйся, уходя — не грусти»...
— Конечно, как все молодые интеллигентные люди в Советском Союзе, я зачитывался романами Аркадия и Бориса Стругацких, — рассказал «ФАКТАМ» известный продюсер Александр Роднянский (на фото), снявший картину «Обитаемый остров» по одноименному роману Стругацких. — Я был их страстным поклонником, можно сказать, жертвой литературы Стругацких. Читал абсолютно все, что выходило из-под их пера. Во времена Советского Союза не все произведения Стругацких были изданы, поэтому многое я читал в самиздате. Толстенные стопки листов формата А4 передавались из рук в руки. Так я прочел, к примеру, «Сказку о Тройке», «Гадкие лебеди». Откровенно говоря, это была большая литература, не вписывающаяся в такой жанр, как обычная фантастика.
— Сам Борис Стругацкий определял жанр своих произведений как фантастический реализм.
— Более того, со временем он очень эволюционировал. После ухода из жизни Аркадия Натановича Борис Стругацкий продолжал писать. Один из его романов, вышедший в 2003 году, назывался «Бессильный мира сего». Мощная литература разочаровавшегося в жизни человека. Знаете, мне он всегда казался «людэном». Это была вымышленная человеческая раса мира Полудня, созданного братьями Стругацкими. Борис Натанович был обособленным, абсолютно закрытым человеком. Он ни с кем не общался, редко встречался со своими знакомыми и партнерами, все деловые переговоры вел посредством электронной почты.
Кстати, в этом он был совершенно не похож на своего брата Аркадия. По характеру они совершенные противоположности. Аркадий Натанович — абсолютный экстраверт. Я встречался с ним на одном из литературных форумов. Аркадий Стругацкий был общителен, галантен, всегда прекрасно выглядел, обожал женщин. В общем, полная противоположность интраверту — погруженному в себя Борису Стругацкому.
— Вы были лично знакомы с Борисом Натановичем?
— Я несколько раз был у него дома в Питере, решая деловые вопросы. Признаюсь, первое, что меня поразило, это совершенно небольшая квартира писателя, которого знает весь мир. Он жил не в центре Питера, а в одном из спальных районов в современной двухкомнатной квартире. В ней не было никакой роскоши, повсюду стеллажи с книгами. Борис Натанович, одетый в теплый домашний свитер, встретил меня с приятелем и сразу пригласил на чашку чая. Но это не была задушевная беседа о том, о сем. Борис Стругацкий всегда очень конкретно отвечал на вопросы, не спрашивал ничего лишнего и не предавался никаким воспоминаниям.
Прекрасно помню, как одно время Борис Натанович приезжал к нам в Киев на студию «Киевнаучфильм». Хотел снять документальное кино. Это были сложные времена, когда некоторые произведения Стругацких не печатались, но писателям надо было выживать, поэтому и был придуман такой ход. Правда, из этой затеи, мне кажется, так ничего и не вышло.
— Во время первой встречи вы рассказали Борису Натановичу, что хотели бы экранизировать роман «Обитаемый остров»?
— Нет. Тогда вопрос стоял гораздо шире. Литература Стругацких мне близка, и я понимал, что обязательно что-то экранизирую. К тому времени по многим произведениям Стругацких были сняты фильмы. Я уже не говорю о «Сталкере» Андрея Тарковского. Режиссер многое изменил в своем сценарии, но Стругацкие всегда относились к Андрею с большой теплотой. Они считали его человеком своего круга и поколения... Когда я встретился с Борисом Натановичем во второй раз, у меня уже была идея экранизировать роман «Обитаемый остров».
Мы пришли в его питерскую квартиру вместе с Федором Бондарчуком, ставшим режиссером фильма. Стругацкий знал Федора, видимо, навел справки и обо мне, поэтому отнесся к нашему предложению по-деловому, сразу предупредив, что у него нет времени для написания сценария. Тогда я сообщил, что этим займутся украинские писатели Марина и Сергей Дьяченко. Борис Натанович обрадовался. Сказал, что хорошо их знает, и в работу над картиной совсем не вмешивался.
— Когда картина была закончена, ее показывали Борису Натановичу?
— Конечно. Для нас это был очень важный момент. Фильм «Обитаемый остров» нам с Бондарчуком стоил большой крови. Он снимался бесконечно долго, тяжело, нам приходилось преодолевать массу технических и бытовых сложностей. После того как лента вышла на экран, мнения зрителей полярно разделились, поэтому для нас было очень важно, что скажет автор.
Борис Натанович посмотрел фильм и прислал мне электронное письмо, в котором написал, что картина ему понравилась, более того, он считает ее режиссерской удачей. При этом добавил, если бы сам снимал фильм, то, пожалуй, ничего не стал бы добавлять к варианту, который получился у Бондарчука. Кстати, признался, что наш главный герой Максим оказался именно таким, каким писатель его себе и представлял.
Помню, я написал ему слова благодарности, потому что в то время для нас была важна его поддержка. Стругацкий не продолжал больше переписку. Для него вообще не были важны какие-то общепринятые эмоциональные пассажи. Он написал то, что думал, совершенно не рассчитывая на ответную реакцию. Оглядываясь назад, я сейчас понимаю, что, возможно, нам не стоило делать вторую часть «Обитаемого острова», а следовало попытаться уложиться в один фильм. Всему виной уважение, которое я испытываю к великим писателям Стругацким. Мне не хотелось сильно менять авторский текст и сюжетную линию. Счастлив, что в моей жизни была встреча с великой литературой, герои которой, увы, уже не с нами...
642Читайте нас у Facebook