ПОИСК
Культура та мистецтво

Внук художника Аркадия Пластова: «Картину деда „Фашист пролетел“ в 1943-м возили в Тегеран на встречу Сталина с Рузвельтом и Черчиллем»

9:00 31 січня 2013
120 лет назад родился известный советский живописец

Созданное в 1942 году полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел», экспонировавшееся на Тегеранской конференции, так поразило Рузвельта и Черчилля, что, говорят, это повлияло на их решение об открытии второго фронта. На холсте, символизирующем бессмысленность войны, изображен погожий осенний день. На косогоре мирно пасутся овцы. Эту идиллию вдруг нарушил вой собаки, рядом с которой неподвижно лежит пастушонок. На русых его вихрах — алая кровь...

Картины Аркадия Пластова сегодня хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, в Киевском музее русского искусства...

О том, каким человеком был Аркадий Пластов, «ФАКТАМ» рассказал его внук — художник Николай Пластов.

«Дед сочинял удивительные сказки и даже хотел издать их со своими иллюстрациями»

— Николай Николаевич, каким вам запомнился дед?

РЕКЛАМА

— Когда его не стало, мне было неполных 16 лет. Дед всей душой любил меня, и я это чувствую до сих пор. Вот и сейчас он незримо где-то совсем рядом. Странно, но первое, что сейчас вспомнилось, — как часто в теплые вечера в деревне Прислониха, где Аркадий Александрович жил и работал, мы садились на толстое бревно у ворот и он начинал рассказывать сказки, которые никогда не повторялись.

Дед был удивительный сказочник — сам сочинял разные увлекательные истории и даже хотел издать со своими иллюстрациями эти сказания, но жизни не хватило.

РЕКЛАМА

И в мир искусства ввел меня Аркадий Александрович. Бывало, я бегаю, а он рисует. Вдруг спрашивает меня: «Колька, хочешь нарисовать что-нибудь прямо тут, на моей работе? Давай! Вот, мне кажется, травы здесь не хватает». Я брал кисточку и приступал... Потом, конечно, это все перекрывалось, закрашивалось. Но важно, что к участию во взрослой жизни меня допускали с раннего детства.

*Николай Пластов: «Дед всей душой любил меня, и я это чувствую до сих пор»

РЕКЛАМА

— Одна из самых известных картин Аркадия Пластова — «Фашист пролетел», которую показали участникам Тегеранской конференции как символ бессмысленности войны. Аркадий Александрович был лично знаком со Сталиным?

— Нет. Но именно за эту картину и еще две, — «Жатва» и «Сенокос», изображающих патриотический труд женщин, детей и стариков на колхозных полях в годы войны, дед в 1946 году получил Сталинскую премию. Стало немного легче жить материально, к тому же появилась некая уверенность, что художника пока не тронут.

Время непростое было. Когда начались гонения на Зощенко, Ахматову, Прокофьева, Шостаковича, на Аркадия Пластова написали донос — обвинили, в частности, в том, что он поклонник импрессионизма.

И вот как-то ночью к нам пришел известный художник Сергей Васильевич Герасимов, предупредил, что над дедом начинают «сгущаться тучи» и посоветовал написать что-то такое, чтобы обезопасить себя. Так появилась картина «Ленин в Разливе».

— На что Аркадий Пластов потратил Сталинскую премию?

— Знаю, он приобрел четыре велосипеда — для себя и для сына. Гораздо позже у него появился мотоцикл, ИЖ-49 — в 1958 году. И, наконец, «верхом буржуйства», по выражению деда, стала машина ГАЗ-69 — своеобразный вездеход, на котором мой отец возил его писать этюды. Частным лицам эти машины не продавали. На них ездили председатели колхоза и военные.

Помню, как в конце 1960-х дед с большой неохотой писал в высокие инстанции письмо с просьбой разрешить ему покупку этого автомобиля. Разрешили ему и Расулу Гамзатову.

А вообще Аркадий Пластов был очень непритязателен в быту. Конечно, у него была пара костюмов и штиблет на выход, но в Прислонихе он ходил в ватнике, калошах, зимой — в валенках и ушанке. Человек европейски образованный, широчайшего кругозора, предпочитал жить не в Москве, а в деревне, потому что не любил столичной суеты.

Дед никогда не чуждался крестьянского труда, можно сказать искренне любил его. Даже после его смерти долгое время у нас еще была корова.

«Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил все работы Аркадия Александровича»

— Правда, что дед Аркадия Александровича был иконописцем?

— Да — иконописцем и архитектором. И именно в храме к Аркадию Пластову пришло желание стать художником. В село приехали иконописцы подновлять церковь. Задрав голову, 15-летний юноша часами зачарованно смотрел сквозь переплет лесов на эту таинственную возню веселых богомазов-чудодеев, наблюдал зарождение образов.

— Сам тоже писал иконы?

— Писал. Да только все уничтожил пожар, случившийся в 1931 году. Сгорел дом, погибли абсолютно все работы. В праздник Казанской Богоматери одна из дедовых односельчанок затеяла варить мыло. И вдруг ее сарай загорелся. А дома в деревне были под соломенными крышами. Огонь мгновенно перекинулся на соседние постройки и уничтожил более 60 домов, в том числе и дедов. Аркадию Александровичу было в ту пору 37 лет — и вот все пошло прахом.

— Хорошо, что сам уцелел с семьей... Это тоже ведь чудо.

— Чудеса в жизни деда случались не раз. Будучи семинаристом, едва не утонул в Волге. Спасла молитва святителю Николаю. Дед рассказывал, что когда произнес ее, его словно вытолкнуло из-под воды. А в 1917-м, когда приехал учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества, его патрули едва не расстреляли прямо на вокзале. Увидев на форменной шинели студента пуговицы с орлами, поставили к стенке — подумали, что лазутчик. Сжалился пожилой патрульный.

*Одна из самых известных картин Аркадия Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году

Побывал дед и в застенках НКВД в 1929 году. Когда в село приехали агитаторы колхозного строя и начали убеждать крестьян собирать деньги на трактор, дед высказал свою точку зрения: мол, а если трактор сломается, что с ним потом делать? И предложил приобрести лошадей. И уже на следующий день оказался в следственном доме НКВД — провел в нем почти четыре месяца.

— Что же он такого «противозаконного» сказал?

— Обвинили в том, что он выступил вразрез линии партии на индустриализацию и коллективизацию. Спасли Аркадия Александровича односельчане, писали письма в инстанции, убеждали, что он человек абсолютно не вредный для советской власти.

— Как познакомился Аркадий Пластов с вашей бабушкой Натальей?

— Она — дочь дворянина, земского начальника в Симбирской губернии Алексея фон-Вика. После революции у ее семьи все отняли. Бывший земский начальник вынужден был торговать спичками, разносить газеты. А 22-летняя дочь Наталья прислуживала в церкви: убирала, ходила по рядам с кружкой, собирая на ремонт храма.

Как-то Аркадий Пластов, зайдя к бывшему сокурснику по духовной семинарии, увидел Наталью Алексеевну на фото. Приятель решил их познакомить, попросив что-то отнести фон-Викам. Аркадий Александрович был очарован скромностью девушки и красотой. Раз шесть делал ей предложение. Но она все время отказывала, не решалась оставить родителей. В конце концов обратилась к своему духовному отцу — священнику: «Как же мне быть, отче?» Он посоветовал ей разрешить душевные метания следующим образом: написать две записочки со словами «да» и «нет» и положить их к образу святого Николая. А после службы, не глядя, забрать одну из них. Выпала ей та, в которой было написано «да». На Покров сыграли свадьбу.

— От чего умер Аркадий Пластов?

— 5 мая 1972 года дед написал последний, как оказалось, свой этюд, а на следующий день во время работы в мастерской у него случился инсульт. 12 мая в возрасте 79 лет он умер.

Фото из архива Николая Пластова

4959

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів