ПОИСК
Історія сучасності

В старину верили, что крашенки, которыми обмениваются на Пасху, «вiдвертають напастi»

8:00 1 травня 2013
Началась Страстная неделя, последняя перед праздником Воскресения Христова. В эти дни наши предки наводили порядок в доме, пекли куличи и посещали особые церковные службы

Страстная неделя завершает Великий пост. В воскресенье, 5 мая, православные и грекокатолики будут встречать величайший праздник — Светлое Христово Воскресение.

К Пасхе всегда готовились заранее и основательно: постились, исповедовались и причащались, чтобы очиститься от грехов, наводили порядок в доме, шили новую одежду детям, пекли куличи, расписывали и красили яйца.

Считалось, что тот, у кого есть страстная свеча, горевшая во время четверговой службы 12 лет подряд, может не бояться никакой нечисти

В старину люди чаще называли Страстную неделю Белой, или Чистой. А все потому, что после зимы нужно было привести в порядок не только дом, но и подворье, а также сад и огород... И чтобы успеть все к празднику, по хозяйству хлопотали дружно всей семьей. Женщины белили хаты, убирали в доме, стирали белье, проветривали верхнюю одежду. Мужчины наводили порядок во дворе, в хлеву и погребе. Детям поручали собрать и сжечь опавшие листья в саду и побелить фруктовые деревья. Причем, несмотря на тяжелую работу, верующие соблюдали такой же строгий пост, как и в первую неделю.

Основной день Страстной недели — Великий, или Чистый, четверг. К этому времени все в доме уже должно было сверкать чистотой. Оставалось всем вымыться и одеться в чистое. Четверговая вода ведь считалась магической — избавляющей от болезней, порчи и дурных помыслов. Поэтому наши предки говорили: «Як у четвер скупатися до схiд сонця, житимеш до ста лiт».

РЕКЛАМА

Также в Чистый четверг кололи свинью. Ведь по старинной традиции вместе с куличами и крашенками в церкви освящали окорока, колбасы, печеного поросенка — словом, все, чем люди будут разговляться и питаться Светлую неделю.

Главное же, что нужно сделать в Чистый четверг, — позаботиться об очищении духовном. Поэтому наши предки утром всей семьей шли в церковь на особую службу, на которой вспоминается Тайная Вечеря. Храм посещали и вечером, когда читают 12 отрывков из Евангелия о последних днях земной жизни и крестных муках Иисуса Христа. И в селах, и в городах во время этой службы повсеместно царила торжественная тишина: на улицах не было ни смеха, ни песен, ни даже громких разговоров. Прихожане, слушая слова Нового Завета, стояли на коленях с зажженной свечой, на которой по прочтении каждого отрывка делали отметку в виде насечки или приклеенного шарика из воска. Страстную свечу после службы не гасили, а несли домой, чтобы зажечь от нее лампадку, которая должна гореть всю Светлую неделю, а копотью изобразить над входной дверью крест, щоб лиха нечисть хату минала. Свечу сберегали до следующего Чистого четверга, считая ее хорошим оберегом. Особую силу имела страстная свеча, горевшая во время четверговой службы 12 лет подряд. «У кого є така свiчка, той собі хату де схоче поставить, і всяке господарство буде йти йому добре, і не пристане до нього ніяка нечисть», — говорили в народе.

Уже поздно вечером хозяйка брала кусок соли и, завернув его в тряпицу, обжигала в печи. Когда холстинка сгорала, так называемую четверговую соль доставали и сохраняли до Светлого праздника, чтобы освятить в церкви и подать к столу. Эту соль также добавляли в корм коровам и овцам, чтобы скот был здоровым и плодовитым.

В Украине в тесто для паски обычно клали очень много яиц — от 20 до 120 штук

В Страстную, или Великую, пятницу хозяйки пекли куличи (паски, пасхи, бабы). Дело это очень ответственное, ведь считалось, что, если паска не удастся: тесто сядет или в готовой выпечке образуются полости и трещины, значит, для семьи год будет несчастливым. Поэтому женщины приступали к «ритуалу» только после молитвы и каждое свое действие сопровождали словами: «Господи, благослови своїм Духом Святим!»

РЕКЛАМА

Прежде чем замесить тесто, хозяйка окуривала печь и утварь освященными травами. Печь растапливала дровами, собранными за Великий пост (каждый четверг откладывалось по полену), а огонь разводила страстной свечкой. Тесто замешивали из лучшей пшеничной муки мелкого помола. В доме, где были девушки на выданье, к куличам относились особенно серьезно. Поставив формы с тестом в печь, мать говорила: «Паски в пiч, а ви, дiвчата, вдома не сидiть, а замiж iдiть!»

Пасха розовая

Для приготовления потребуется: 800 г творога, 200 г малинового варенья без излишнего сиропа, 0,5 стакана сахара, 3 яйца, 100 г сливочного масла, 2–3 стакана сметаны.

Хорошо отжатый под прессом творог смешать с вареньем и сахаром, протереть смесь сквозь решето, добавить яйца, масло, сметану, все хорошо перемешать, выложить в пасочницу, выстланную изнутри тонкой тканью, и поставить под гнет.

РЕКЛАМА

Известно не менее 50-ти разновидностей традиционной пасхальной сдобы. Причем в Украине в паски обычно клали очень много яиц, особенно желтков — от 20 до 120 штук. Видимо, недостатка в этом продукте не ощущалось. Ведь за семь недель Великого поста, который соблюдали даже маленькие дети, яиц накапливалось в хозяйстве предостаточно. Так что паски всегда были красивого желтого, даже золотистого, цвета.

Что касается форм куличей, то в каждой области они разные. В центральной и восточной Украине — в основном высокие, столбиками, а на западе — в виде круглой буханочки. Украшались куличи крестами, косами, цветами и шишками из теста. Иногда их смазывали взбитыми белками или посыпали крашеным пшеном.

Готовые куличи выставляли «отдыхать» на стол, устланный новыми рушниками. Выпечки делали много, чтобы угостить родных, кумовьев, знакомых и просто нуждающихся соседей. Паски несли в церковь, дарили своему духовнику, а также оставляли для поминальных выходных. Вместе с куличами к празднику готовили сдобные булки и пироги с мясом, печенкой и творогом.

Баба на сметане

Для приготовления потребуется: 100 г сливочного масла, 8 яиц, 1/3 стакана сахара, 3/4 стакана сметаны, 1 ч. ложка сухих дрожжей, 6 шт. горького миндаля, 1,5–2 стакана муки.

Растопленное и процеженное сливочное масло растереть добела, вбить по одному, не переставая тереть, желтки, положить сахар, сметану, добавить сухие дрожжи, разведенные столовой ложкой теплой воды, мелко истолченный миндаль, муку. Тереть до образования однородной, гладкой массы. Затем добавить взбитые белки, снова перемешать и вылить тесто в форму. Дать подняться — и в духовку.

Страстная пятница — день, когда распяли Иисуса Христа. Верующие соблюдают строгий пост. Во второй половине дня в церквах выносят из алтаря на середину храма Плащаницу — полотнище с вышитым изображением тела Спасителя в гробу. До этого момента постящиеся не едят, а в старину благочестивые люди отказывались от пищи до заката солнца. В скорбную пятницу замолкают колокола. В старину звонари вплоть до Светлого Христова Воскресения били специальными деревянными молоточками по дощечкам, сообщая верующим о начале службы. Когда колокольный звон сменялся скорбным постукиванием, пожилые люди предостерегали молодежь: «Хто спiває в Страсну п’ятницю, той на Великдень буде плакати». Кроме того, народные суеверия не разрешали в пятницу шить, прясть и колоть дрова.

Вернувшись из церкви, хозяйки готовили еще и творожные пасхи. Лучший жирный творог, масло, сахар, изюм и цукаты, смешав, помещали на сутки под пресс в пасочницу — специальную деревянную форму в виде пирамиды с усеченным верхом. Сейчас пасочницы, правда, пластиковые, появились в продаже повсеместно.

Суббота посвящалась приготовлению мясных блюд и окрашиванию яиц. Больше всего, конечно, делали красных крашенок. В народе сохранилось много легенд о том, почему пасхальное яйцо красное. Одна из них такая. После смерти Христа люди собрались на банкет. Среди поданных блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время трапезы один человек, вспомнив о распятом на кресте, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. Однако хозяин дома возразил: «Если эта курица оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили свой цвет, а курица ожила.

Закончив последние дела, семья собиралась на праздничную всенощную службу. Надевали лучшие наряды, складывали пасхальную снедь в корзины, выстланные рушниками. Причем каждый член семьи должен был поучаствовать, аби наступного Великодня дочекатися. Вначале в корзину помещали куличи со вставленными в них свечами, которые положено зажечь во время освящения. Затем складывали крашенки, а потом и все остальное, что будут есть на праздник: колбасы, сало, масло, творог, четверговую соль, вино... И, накрыв корзины вышитыми салфетками, отправлялась на всенощную.

Не пойти на пасхальное богослужение, а тем более спать в эту ночь считалось большим грехом. Выходя из дому, свет не гасили, щоб його було видно ангелам, якi лiтають над оселями. Во время пасхальной службы не раз торжественно звучат слова: «Христос воскрес!» На что верующие единодушно отвечают: «Воистину воскрес!» Когда-то существовало такое поверье: если перед словами «Воистину воскрес!» тихонько произнести вслух свое желание, то оно обязательно сбудется.

После всенощной прихожане поздравляли друг друга и христосовались, обмениваясь при этом крашенками и писанками. Считалось, что первое красное яйцо, полученное при христосовании, має велику силу i вiдвертає напастi, поэтому его обязательно надо сберечь.

На рассвете семья спешила домой разговляться. Сначала все вместе молилась перед образами, затем хозяин брал в руки тарелку с освященными куличом и яйцами, трижды обходил стол и, разрезав паску и несколько крашенок, раздавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового».

На Херсонщине существовал обычай ставить на пасхальный стол тарелку, на которой горкой насыпана земля с растущей зеленой травкой. Обычно это был овес, который сеяли за две недели до праздника. Вокруг этой «могилки» клали столько красных яиц, сколько в семье умерло родственников. Такая «могила» стояла на столе рядом с куличом целую неделю, до поминальных дней.

На Юрия все село собиралось на крестный ход, чтобы священник окропил нивы и тем самым защитил будущий урожай

Наверное, чтобы не скучать за столом, наши предки придумывали разные забавы. Например, на западе Украины, в доме, где была девушка на выданье, старались позаботиться о ее счастливой жизни в семье будущего мужа. Для этого отец ставил на голову дочери главный кулич и, придерживая его, говорил: «Аби у людей була така велична, як ця паска пшенична!» А младенцев, чтобы росли здоровыми и сильными, укладывали в пасхальную корзину со словами: «Так скоро рости, як паска скоро росте».

На Пасху принято было посещать крестных родителей, а также бабушек и дедушек. Входя в дом, дети и внуки христосовались с родными, подавали крашенки, паски, колбасу. Обедать опять-таки начинали с яиц и куличей, а уж потом приступали к прочим яствам. Кстати, напиться в этот праздник считалось большим грехом.

В понедельник после Пасхи парубки и девчата выходили на улицу с ведрами и обливали друг друга водой, поэтому и называли этот день «поливальным». В этом году на Светлый понедельник, 6 мая, приходится день памяти великомученика Георгия Победоносца. В Украине Георгий, или Юрий, считается покровителем хлеборобов, а потому особенно почитается. Согласно старинным обычаям, на Юрия было принято освящать первые всходы яровых, а также огороды и сады. Все село собиралось на крестный ход, чтобы священник окропил нивы и тем самым защитил будущий урожай. Кроме того, предки верили, что роса в этот день обретает чудодейственную силу: ею умывались чтобы сохранить здоровье, силу, молодость и красоту.

Согласно народным приметам, на Юрия первый раз поет соловей и кукует кукушка. Люди говорили: «Як закує зозуля на голий лiс, то буде нещасливий рiк для людей i для худоби». В этот день старались носить при себе деньги: «Хто, вперше почувши зозулю, має грошi в кишенi, той матиме їх цiлий рiк». Девушки спрашивали кукушку, сколько лет им еще жить в родительском доме.

На третий день праздника, во вторник, шли в корчму — на музики. Чтобы под скрипочки и бубны самим потанцевать и на других посмотреть. А вообще, в Светлую неделю было принято от души веселиться, ведь хто сумує на Великдень, той буде сумним весь рiк.

Мертвых на Светлой седмице не поминали, зато в следующее после Пасхи воскресенье люди спешили на кладбища. В народе этот день назывался Проводы, Гробки, Могилки. С собой несли крашенки, куличи, колбасы и сладости. Пить крепкие напитки, а тем более выливать их на могилы считалось большим грехом. После панихиды люди обедали и угощали бедняков со словами: «Помолiться за померлих».

11341

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів