ПОИСК
Культура та мистецтво

Екатерина МакДугалл: «Устроив званый ужин, Айвазовский за вечер каждому из 150(!) гостей нарисовал в подарок по картине «с ладошку»

8:45 9 липня 2013
Директор лондонского аукционного дома MacDougall’s презентовала в Москве и Киеве свой первый арт-детектив «Бриг «Меркурий»

Презентация остросюжетного романа Екатерины МакДугалл «Бриг «Меркурий», повествующего о «закулисной» жизни мирового рынка произведений искусства, состоялась в Лондоне, Москве и Киеве. На очереди — Монако.

О подделке шедевров и новейших технологиях, позволяющих отличить подлинник от фальшивки, а также о том, за какими картинами коллекционеры охотятся, а какие обходят стороной, Екатерина МакДугалл рассказала «ФАКТАМ».

«Опытные эксперты, как правило, могут отличить подлинник от фальшивки»

— Екатерина, в романе вы рассказываете, что крупные аукционные дома при продаже дорогостоящих полотен начали вставлять в них электронные чипы — во избежание того, что покупатель снимет с картины копию и потом попытается перепродать ее, выдав за подлинник. И как давно существует такая практика?

— Пока она широко не распространена, но в ближайшем будущем, по всей вероятности, станет популярной. Прежде всего чип предназначен для того, чтобы находить украденные работы по персональному идентификационному номеру. Думаю, скоро электронным путем можно будет даже установить или опровергнуть авторство художника — то, что сейчас делают эксперты.

РЕКЛАМА

— Интрига в вашем детективе разворачивается вокруг полотна Айвазовского «Бриг «Меркурий». Действительно была история с подделкой этой работы?

— В моем произведении — оно ведь художественное — эта картина вымышлена, как и все герои и события в нем. Хотя сюжет с бригом «Меркурий» художник использовал несколько раз. Одно из полотен находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, второе — в галерее Айвазовского в Феодосии. Сегодня Иван Айвазовский — самый дорогой русский художник.

РЕКЛАМА

— Наверняка поэтому его работы подделывают чаще других живописцев?

— Подделывают, хотя это очень непросто. В среднем он писал пейзаж за полтора часа. Об этом есть свидетельства Куинджи. Известен и такой факт: устроив званый ужин, Айвазовский за вечер каждому из 150(!) гостей нарисовал в подарок по картине «с ладошку», повторив одну из своих работ.

РЕКЛАМА

Мастеров такого уровня сейчас практически нет. Если писать полотно дольше, инфракрасный анализ покажет, что краски высыхали неравномерно. Чаще всего сегодня подделывают авангард — «два кружочка», «квадрат»... Это гораздо проще.

В последнее время, к слову, подделывают не так много. Огромное количество подделок было в начале 1990 годов.

— Какие же самые распространенные способы подделки шедевров?

— Их много. Например, чтобы «состарить» копию-новодел, загрязняют холст. Наносят пыль на поверхность холста или грязь подмешивают в краски, а иногда для написания полотна используются старые краски — купить их несложно на барахолках во Франции. Также популярен метод состаривания под названием «печка-балкон»: свеженаписанную картину сначала помещают в жар, потом на мороз и в конце концов трут о край стола, создавая искусственный кракелюр (трещины красочного слоя. — Авт.).

А, к примеру, работы Шишкина копировать нет необходимости, здесь другое. Он учился в Дюссельдорфе, поэтому в прошлом картины художников дюссельдорфской школы дополнялись подписью Шишкина и выдавались за созданные им. А за картины Айвазовского в основном пытаются выдать полотна, написанные учениками — его ведь копировали уже при жизни. Однако опытные эксперты, как правило, могут отличить подлинник от фальшивки.

«Необычная ситуация: современный художник отказывается от авторства картины»

— Но бывает ведь, что эксперту невыгодно говорить правду? В романе вы рассказываете историю владельца одной из крупнейших нью-йоркских галерей периода бума импрессионистов, который занимался сбытом в Японию подделок небольших работ знаменитых художников. Снабжал их сертификатами подлинности, которые для японцев чрезвычайно важны. Это реальная история?

— Абсолютно. Был страшный скандал. Галериста посадили.

— И часто подделывают сертификаты подлинности?

— Вы знаете, раньше, когда не было все компьютеризировано, часто случалось, сейчас гораздо реже.

— А бывает так: человек думает, что у него дома копия, и вдруг оказывается — это оригинал?

— Ситуации возможны самые разные. Например, нам принесли «Слона» Верещагина — очень хорошую картину. Ее вывезли из России за границу еще в 1920-е годы, отрезав подпись художника. То есть во Францию ввезли сначала картину, а потом отдельно кусочек холста с подписью. Лоскут владельцы долго хранили, а потом потеряли. Конечно, очень расстроились. Но мы ее все равно взяли на торги: сомнений в том, что это работа Верещагина, не было. Кстати, картина поставила тогда мировой рекорд.

Или вот еще необычная ситуация: современный художник отказывается от авторства картины, выставляемой на торги человеком, которому он ее подарил.

— Как же это можно объяснить?

— Видимо, считает, что она слабая, не очень удачная. Клиент говорит: «Ты ведь мне ее подарил!» А художник отрицает.

— Возможно, оскорблен тем, что его подарком распорядились в коммерческих целях?

— Может быть, и так.

— Как известно, стоимость работы возрастает в цене, если она когда-либо принадлежала королевской семье или, например, знаменитому артисту. А если шедевром владел преступник? Слышала, такую работу продать непросто...

— Если работа была им незаконно экспроприирована или украдена, то на продажу ее не выставит ни один аукционный дом. А если преступник получил картину по наследству, тогда она может продаваться. Но далеко не каждый захочет купить такую вещь. Люди не желают нести в дом плохую карму. Некоторые не приобретают картины художника, зная, например, что он покончил с собой.

— Один галерист мне рассказывал, как у его знакомого антиквара висела картина, на которой была изображена могила самоубийцы. И вдруг владелец полотна заметил, что оно его... уничтожает. Ни с того ни с сего он начал болеть и неожиданно умер — было ему чуть больше сорока лет.

«Сегодня люди готовы платить астрономические суммы за шедевры, потому что завтра они будут стоить еще дороже»

— Знаете, а мне вспоминается случай: как-то у нас на торгах продавалось трехметровое полотно Константина Маковского «Убийство Лжедмитрия» — абсолютный шедевр. Она очень понравилась одному коллекционеру, но жена сказала, что этой картины у них в доме не будет. Женщине полотно напоминало, как в «лихие» 1990-е годы она каждый вечер с тревогой ждала возвращения мужа домой. Коллекционер же до сих пор жалеет, что не купил шедевр. А другой человек приобрел полотно и повесил в столовой.

Но вообще, нужно сказать, людей притягивают в основном те работы, которые ассоциируются со счастливыми мгновениями их жизни.

— Судя по тому, что вы описываете в романе, работа аукциониста во многих отношениях небезопасна. Вы это ощутили на себе?

— Всегда нужно взвешивать, что говоришь. Имею в виду не только публичные заявления, интервью и комментарии. В Америке и Англии, если аукционному дому на продажу предложили картину, а эксперт говорит, что, по его мнению, она не является подлинником, на него могут подать в суд. Поэтому в последнее время приходится объяснять причину отказа так: «Нам это не подходит».

— Во время торгов наверняка происходит много непредвиденного. Коллекционеры — люди с амбициями — и до инфаркта недалеко, если картину «увели» из-под носа...

— Инфарктов, к счастью, не случалось, но бывает, если человек не купил какую-то работу, начинает за ней охотиться долгие годы, предлагая сумму в два раза больше прежней, в три... В конце концов, сожалея, что упустил полотно, готов платить любые деньги, чтобы его получить. Но владелец, как правило, человек небедный и продавать не собирается.

— Какие картины сейчас покупают охотнее всего?

— Сегодня люди готовы платить астрономические суммы за шедевры, потому что завтра они будут стоить еще дороже. Вырос интерес к иконам и предметам декоративно-прикладного искусства. Сейчас и то, и другое стало модным подарком.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

1339

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів