Вдова Микаэла Таривердиева: «Для каждой серии „Семнадцати мгновений весны“ муж писал отдельную музыку»
Премьеру фильма режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» посмотрели около 300 миллионов зрителей. Начиная с 11 августа 1973 года, двенадцать вечеров подряд новой серии «Мгновений...» ждали с замиранием сердца зрители по всему Советскому Союзу. Говорят, в это время в два раза уменьшалась преступность в стране. Полгода спустя, когда шумиха вокруг первого советского телесериала поутихла, Татьяна Лиознова призналась, что была ошеломлена таким успехом. Она не ожидала, что любовь зрителей к Штирлицу окажется столь огромной.
Актеры, сыгравшие главные роли в легендарной картине, стали популярными буквально за один день. До сих пор с благодарностью вспоминает приглашение на роль группенфюрера СС Генриха Мюллера Леонид Броневой. До выхода картины он был малоизвестным актером Театра на Малой Бронной. Кстати, роль Мюллера могла достаться совершенно другому артисту. Автор книги и сценария Юлиан Семенов хотел видеть в ней Всеволода Санаева. Но в то время Санаев возглавлял партийную организацию «Мосфильма» и наотрез отказался играть фашиста.
*Татьяна Лиознова предложила Микаэлу Таривердиеву прочитать сценарий, и композитор сразу согласился писать музыку к ее фильму
Большие проблемы возникли у Татьяны Лиозновой с актером на главную роль. Штирлица могли бы сыграть Олег Стриженов и ставший очень популярным после роли Остапа Бендера Арчил Гомиашвили. Кандидатуру Вячеслава Тихонова режиссеру предложил один из ассистентов. В то время Тихонов был не загружен работой и с легкостью согласился три года полностью посвятить съемкам в одной картине. Приглашение войти в состав съемочной группы получила и Фаина Раневская, для которой специально была выписана небольшая роль фрау Заурих. Но прочитав ее, знаменитая актриса со свойственной ей прямотой воскликнула: «Что за идиотство!» В результате фрау Заурих сыграла Эмилия Мильтон.
В картине задействованы известные артисты Ростислав Плятт, Олег Табаков, Леонид Куравлев, Евгений Евстигнеев, Василий Лановой, Валентин Гафт, Лев Дуров. Жену Штирлица сыграла актриса Театра имени Вахтангова Элеонора Шашкова. На эту же роль претендовали Светлана Светличная и певица Мария Пахоменко. Однако лишь Шашковой удалось убедительно сыграть на пробе перед Татьяной Лиозновой. Актриса по сей день считает роль супруги полковника Исаева знаковой в своей биографии. Хотя для того, чтобы сыграть жену Штирлица, Элеонору Петровну пришлось состарить лет на 10.
Элеонора Шашкова: «Популярность ко мне пришла годам к 40, когда я стала похожей на свою героиню из «Семнадцати мгновений весны»
— Честно говоря, после премьеры фильма я была немного разочарована, — признается Элеонора Шашкова. — Меня никто не узнавал. В жизни я выглядела гораздо моложе своих 30 лет, а в сериале мне было лет 40, не меньше. Помню, когда я пришла на пробы, Татьяна Лиознова предложила: «Подстрижемся?» «Давайте», — с легкостью ответила я и добавила: «За вас я в огонь и в воду». Признаюсь, очень хотелось сняться в картине, и я не ошиблась в своих ожиданиях. Мои пробы состоялись уже на следующий день. Я была с короткими волосами и своим внешним видом вполне удовлетворила Лиознову.
— Вы уже были знакомы с Вячеславом Тихоновым?
— Мы вместе снимались в картине «Две жизни», но я тогда работала в массовке, и Тихонов меня не замечал. Наше первое знакомство состоялось как раз во время моих проб. У меня никак не получалась сцена безмолвной встречи в кафе с моим мужем — полковником Исаевым. Я понимала, что просто не могу играть в пустоту, и попросила сделать нам совместную сцену с Вячеславом Тихоновым. Но как раз в тот день у актера был выходной. Это просто счастье, что Вячеславу Васильевичу захотелось приехать и посмотреть, кто же будет играть его «жену». Он сел перед камерой, и сцена мне сразу удалась. Кстати, когда снимали его крупный план во время нашей встречи, Тихонов сам попросил меня приехать, чтобы смотреть в глаза.
— Несмотря на небольшую роль жены полковника Максима Исаева зрители безоговорочно полюбили вас.
— А ведь сама себе на экране я не очень понравилась. Помню, когда нас, актеров, пригласили посмотреть отснятый материал, я была совсем расстроена. Казалось, вылезли все ненужные детали: мои торчащие волосы, костюм, который на мне кургузо сидел. Я не сдержалась и воскликнула: «Это же просто ужас!» Татьяна Лиознова недовольно на меня взглянула и обиделась. Она приняла мои слова на свой счет, решив, что так я оценила ее режиссерскую работу. Мы даже с ней какое-то время не разговаривали. Правда, потом помирились.
— Роль принесла вам известность?
— Не могу сказать, что меня тут же «расхватали» режиссеры. Но я стала получать много предложений на подобные «молчаливые» роли. Что касается популярности у зрителей, то она пришла ко мне годам к 40, когда я стала похожей на свою героиню из «Семнадцати мгновений весны».
«Сочиняя музыку к фильму, Микаэл старался прочувствовать, что было на душе у разведчика в тылу врага»
Два года назад ушла из жизни режиссер «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова. Много лет она была прикована тяжелой болезнью к инвалидной коляске. Последнее время практически не давала интервью. Советские актеры называли ее железной леди кинематографа. О суровом отношении Татьяны Лиозновой к артистам слагались легенды. Она придерживалась строгого порядка на съемочной площадке, а непокорных могла поставить на место и крепким словцом.
*Группенфюрер СС Генрих Мюллер (Леонид Броневой) и штандартенфюрер СС Штирлиц (Вячеслав Тихонов). Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Право экранизировать повесть Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова буквально выпросила у самого писателя. Юлиан Семенов уже отдал права на съемки киностудии «Ленфильм», но, не выстояв перед напором Лиозновой, передал их киностудии имени Горького. Лиознова признавалась, что ей самой пришлось дописывать многие сцены «Мгновений...». К примеру, в сценарии Юлиана Семенова встреча Штирлица и его супруги в кафе «Элефант» вообще не была прописана.
Идея пригласить в картину композитора Микаэла Таривердиева принадлежит тоже Татьяне Лиозновой. Музыка и песни к фильму после его выхода на экраны стали такими же популярными, как и сама лента. Правда, Микаэлу Таривердиеву работа над «Мгновениями...» далась непросто. Отобрал много здоровья скандал, который разгорелся после выхода фильма на экран. Злопыхатели обвинили советского композитора в плагиате.
— Это было глупо и бессмысленно, — вспоминает вдова Микаэла Таривердиева Вера Гориславовна. — Он был вынужден доказывать совершенную безосновательность обвинений. В конце концов выяснилось, что этот скандал был спровоцирован завистниками Таривердиева.
— Супруг вспоминал, как он получил приглашение работать над «Семнадцатью мгновениями весны»?
— Он не просто рассказывал об этом, но даже описал в своей книге. Татьяна Лиознова позвонила ему сама и предложила ознакомиться со сценарием. Муж говорил, что, прочитав, сразу согласился. У супруга была особенность — он писал музыку, ставя себя на место героя. Микаэл старался прочувствовать то, что было на душе у резидента в тылу врага. Это была тоска по дому. Тогда и родился образ родного неба. Татьяна Лиознова попросила его добавить к этому небу журавлей. Помните потрясающую музыку, которая звучит в тот момент, как Штирлиц останавливает машину, выходит в лес, смотрит на небо, где летят журавли.
Изначально планировалось десять серий картины, потом стало понятно, что с трудом удастся вложиться в двенадцать. Для каждой серии муж писал отдельную музыку. Кстати, тема мгновений была придумана тоже им. Стихи сочинил Роберт Рождественский. Правда, когда картина была практически готова, оказалось, что в ней есть место только для двух песен — «Мгновения» и «Песня о далекой Родине». Восемь других песен, которые написал супруг, были безжалостно выброшены.
— Известна история о том, как долго искали исполнителя песен.
— В результате выбор остановился на Иосифе Кобзоне. До этого пробовались Вадим Мулерман и Муслим Магомаев. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем. В конце концов исполнение Иосифа Кобзона попало прямо в десятку. Одним из любимых моментов мужа было написание музыки для знаменитой сцены встречи в кафе Штирлица и его супруги. Микаэл рассказывал, что это была восьмиминутная прелюдия. Случай для телефильма уникальный! На протяжении 8 минут не раздалось ни одного слова, были убраны даже все реальные звуки кафе. Звучала только музыка Таривердиева, которая написана заранее. Лиознова снимала уже под нее. Муж вспоминал, что когда показывал ей фрагмент для этого эпизода, режиссер очень эмоционально реагировала, даже плакала.
— Тем не менее почему-то ваш муж так и не получил Государственную премию за трехлетнюю работу над картиной.
— Конечно, это было несправедливо. Отношения между Микаэлом и Татьяной Лиозновой к тому времени были уже не очень хорошими. И в списке на Госпремию фамилии Таривердиева не было. На премию были выдвинуты Татьяна Лиознова, Вячеслав Тихонов, Юлиан Семенов и оператор Петр Катаев. Впрочем, муж это пережил. Тем более что после выхода картины и ее сумасшедшего успеха у него начался новый виток популярности.
— Микаэл Леонович любил пересматривать фильм?
— В последние годы жизни он часто просил меня поставить ему диск с записью «Песни о далекой Родине». Говорил, что она дает ему силы...
4308Читайте нас у Facebook