Дмитрий Ворона: «Не позднее 1 ноября заработает регистрация прав собственности через «Укрпочту»
Нынешний год стал переломным для рынка недвижимости, так как после нескольких лет подготовки с января начала-таки работать новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество. «ФАКТЫ» неоднократно рассказывали об этих новшествах и трудностях, с ними связанных. Стоит признать, что за восемь месяцев Государственной регистрационной службе Украины многие проблемы удалось решить. Более того, сейчас готовятся к введению новые услуги. Например, вскоре для регистрации своего имущества или фирмы достаточно будет отправить документы по почте, а нотариусам могут разрешить предоставлять выписки из реестра, даже если никаких нотариальных действий с квартирой или домом не проводится.
Есть еще множество новшеств, рассказать о которых «ФАКТЫ» попросили главу Государственной регистрационной службы Украины Дмитрия Ворону.
«Сначала было одно отделение Укргосреестра в Киеве, теперь их уже пять в разных районах города»
— Сейчас происходит развитие нашей службы, — говорит Дмитрий Ворона. — Многое очень стремительно меняется. Не секрет, что еще в начале года было немало сложностей, главная из которых — это очереди в отделениях, так как регистраторы просто не успевали обработать поток заявок. Не менее серьезной проблемой оказалась неприспособленность наших помещений к приему большого количества людей. Третья сложность заключалась в недостаточном профессионализме некоторых сотрудников службы, которые неправильно общались с гражданами.
Но мы с этим практически справились. Например, в начале года в Киеве работало одно отделение Укргосреестра, теперь их уже пять в разных районах города. Раньше очереди образовывались на этапе подачи гражданами заявок, ныне этот процесс проходит очень быстро, и мы ищем новые способы ускорить обработку документов.
— Достаточно ли госрегистраторов работает в вашей службе?
— К сожалению, не достаточно. За годы независимости Украины накопилось слишком большое количество объектов, нуждающихся в регистрации. Старая процедура регистрации в бюро технической инвентаризации (БТИ) была настолько длительной и хлопотной, что многие люди не выполняли ее до конца, из-за чего сейчас и возникает неразбериха.
Как было раньше при купле-продаже квартиры? Первый раз посетив БТИ и отстояв очередь, продавец подавал заявку на подписание договора с БТИ о том, что их сотрудник придет на дом и проверит соответствие квартиры имеющемуся плану. Затем человек отправлялся в банк, чтобы заплатить госпошлину. После этого опять очередь в БТИ, чтобы сдать квитанцию об оплате. Потом до 45 дней он ожидал прихода инженера из БТИ только для того, чтобы тот убедился в отсутствии перепланировки. Еще десять дней уходило на изготовление техпаспорта. Отстояв снова в очереди, продавец получал техпаспорт с заветной отметкой, что в квартире ничего не изменилось. Следующая очередь тянулась к госрегистратору, у которого продавец брал выписку из реестра о том, что квартира действительно принадлежит ему. Только после этого можно было отправляться к нотариусу оформлять сделку купли-продажи недвижимости.
После подписания договора уже покупатель должен был пройти тот же путь в БТИ: сдать документы, дождаться изготовления нового техпаспорта, получить его, зарегистрировать свое имущество. К сожалению, из-за сложности процедуры и больших очередей немало новых собственников не доходили до конца этой цепочки. И довольно большой объем недвижимости оказался не зарегистрирован. Это миллионы объектов. После того как полноценно заработала новая система госрегистрации, люди увидели, что она во много раз быстрее, чем в БТИ, и пошли к нам.
Наша служба инициировала ряд изменений для упрощения процедуры регистрации недвижимости. Например, мы отменили текущую техническую инвентаризацию. Но не стоит забывать, что в электронной базе данных находится информация только о тех объектах недвижимости, которые появились или сменили собственника после 2003 года. Сведения о других объектах до сих пор находятся в БТИ на бумажных носителях и переносятся в электронную базу данных постепенно.
«Раньше процесс регистрации недвижимости занимал до 60 дней, сейчас на это уходит четыре часа»
— Насколько ускорилась процедура купли-продажи недвижимости и ее перерегистрации на нового владельца?
— Если раньше процесс купли-продажи квартиры, включая все подготовительные формальности, занимал до 60 дней, то сегодня на это уходит около четырех часов. При условии, что информация о квартире уже есть в реестре.
— Сложилось так, что данные о большинстве домов и старых квартир сберегаются в архивах БТИ. Поэтому возникает вопрос: госрегистраторы получают сведения о них только при обращении граждан в службу или БТИ тоже передают хранящуюся у них информацию?
— Государство гарантирует право собственности своим гражданам. Поэтому никаких расхождений между данными в БТИ и в Госреестре быть не должно. А значит, когда человек продает, дарит или завещает квартиру, нотариус вправе сделать запрос в БТИ, чтобы получить инвентарное дело на данную квартиру и сверить информацию. Кроме того, каждый гражданин может обратиться в БТИ, взять выписку о своей квартире и подать на регистрацию в региональную регистрационную службу.
— Обязательно лично приходить в отделение Госреестра, чтобы выяснить какие-то детали?
— Все больше граждан обращаются в нашу службу с помощью скайпа. Эта программа видеотелефонии позволяет людям узнать все подробности, а регистраторам разъяснить, какие нужно выполнить действия для регистрации того или иного имущества. Общение по скайпу дает возможность разрешить около 90 процентов конфликтных ситуаций.
Кроме того, сейчас мы активно развиваем интернет-услуги. Например, уже действует запись на прием в онлайн-режиме. После записи человек приходит в назначенное время к специальному окну, где принимают только граждан, записавшихся через интернет. Учитывая, что время приема заранее равномерно распределено между посетителями, очереди не возникает. Ведь обычно у нас самый большой наплыв утром. Люди занимают очередь еще до открытия отделений. Потом несколько часов идет напряженная работа, а после обеда обычно посетителей нет. К сожалению, наши граждане по привычке стараются с самого утра создать очередь. Хотя, чтобы ее избежать, достаточно выбрать удобное время. Консультанты Укргосреестра сейчас активно рассказывают об этом посетителям. А еще мы открываем в своих отделениях консультационные пункты, где люди могут получить совет, не выстаивая в общей очереди.
— Доступ к единому реестру при операциях с недвижимостью имеют как госрегистраторы, так и нотариусы. Как распределяются обязанности между ними?
— Регистрационная служба сегодня занимается только сложными видами регистрации недвижимости. При купле-продаже квартир и частных домов эту функцию зачастую выполняют нотариусы.
В частности, Укргосреестр осуществляет первичную регистрацию объекта. После постройки дома и сдачи его в эксплуатацию информация вносится в реестр. Также первичной регистрации подлежат «самострои» после процедуры их узаконивания.
Следующее направление — регистрация недвижимости, когда возник имущественный спор и решение о принадлежности недвижимости принимает суд. Это очень ответственный вид регистрации. Тем более что нередки случаи, когда к нам обращаются люди с противоположными решениями судов по одному и тому же объекту. Также Укргосреестр регистрирует переход права собственности по ипотечным договорам.
Хочу отметить, что за рубежом обычно 30 процентов операций по регистрации выполняет государственный регистратор, а 70 процентов — нотариусы. Именно на таком соотношении мы основывали свои расчеты, когда решался вопрос о количестве сотрудников службы. Но на деле все оказалось не так. В начале нынешнего года 95 процентов всех операций делали госрегистраторы и только 5 процентов — нотариусы. Каждый квартал 15 процентов операций переходит от госрегистраторов к нотариусам. Сегодня соотношение заметно изменилось — 60 процентов заявок приходится на госрегистраторов и 40 процентов — на нотариусов. При этом количество регистрационных действий не сокращается.
«На работников почты будет возложена обязанность идентификации личности человека, подающего или получающего документы»
— Вы собираетесь внедрить новый механизм регистрации при участии «Укрпочты». Расскажите подробно, как будет осуществляться процесс?
— Мы упростим предоставление многих наших услуг. Ведь около 80 процентов обращений граждан к нам касаются массовых услуг, не требующих углубленного изучения вопроса регистратором. Сегодня по наиболее востребованным направлениям, таким как получение выписок из реестра и справок из загса или регистрация фирмы, вы должны прийти в отделение Укргосреестра, сдать необходимые бумаги, а через несколько дней забрать документы. Человек тратит много времени. А если наше отделение очень далеко от его дома? Поэтому, изучив мировой опыт, мы решили использовать для упрощения процедуры регистрации почту. Сегодня «Укрпочта» выдает людям пенсии, денежные переводы, ценные посылки, при этом почтовый служащий проводит идентификацию личности получателя. Значит, он так же сможет удостоверить личность человека, подающего или получающего регистрационные документы.
Наша сеть насчитывает всего две тысячи отделений, а сеть «Укрпочты» — 14 тысяч. Подавляющему большинству людей гораздо ближе идти на почту, чем в отделение Укргосреестра. Поэтому, если человек готов к тому, что срок получения им необходимых документов увеличится на несколько дней, пока письмо будет доставляться почтой, то почему бы не облегчить людям жизнь?
Первоначально планируется разрешить подачу через почту документов для относительно простых направлений, например, регистраций юридического лица. Со временем, когда механизм будет «обкатан», станет возможна и регистрация недвижимости.
— Каков будет порядок регистрации через «Укрпочту»?
— Человек собирает необходимый пакет документов. На нашем сайте есть подробнейшая информация, какие бумаги в каком случае нужны. Затем отправляется на почту. Там операционист по паспорту удостоверяет личность подателя документов, делает об этом специальную отметку. Мы еще не утвердили форму отметки об идентификации. То ли это будет наклейка, то ли штемпель в паспорте. Но в любом случае на операциониста возложат ответственность за идентификацию личности человека, подающего документы.
После этого бумаги запечатывают в специальный конверт и отправляют в Укргосреестр. Наши специалисты проводят регистрацию и посылают по почте соответствующую выписку из реестра вместе с документами гражданина. Причем форму обратной доставки человек вправе выбрать самостоятельно. Он может получить документы по почте, забрать их в региональном отделении Укргосреестра или заказать курьерскую доставку. Естественно, что при получении документов обязательно нужно предъявить паспорт.
Планируется, что на почте люди сразу смогут уплатить госпошину. То есть все операции, необходимые для регистрации, будут осуществляться в одном месте. Механизм регистрации через «Укрпочту» должен заработать не позднее 1 ноября нынешнего года.
А уже с 1 января 2014 года мы планируем наделить нотариусов функциями государственных регистраторов, чтобы они также имели право регистрировать и предприятия, и рождение ребенка... Для этого сейчас инициировано внесение изменений в законодательство.
Если нам удастся внедрить все запланированные новации, то сеть пунктов для регистрации, включая «Укрпочту», нотариусов и их помощников, будет расширена до 22 тысяч. Хотя есть определенные действия, которые всегда будут выполнять только специалисты Укргосреестра. Например, это регистрация политических партий, изменение состава учредителей предприятия, регистрация имущества по решению суда.
— Иногда в СМИ появляются сообщения о нарушениях со стороны сотрудников Укргосреестра. Как вы боретесь со злоупотреблениями?
— Эти сообщения не всегда объективны. Регистрационная служба не устраивает тех людей, которые на протяжении многих лет делали свой серый бизнес на несовершенстве системы БТИ. Ведь ни для кого не секрет, что за определенную плату можно было быстро получить вожделенный техпаспорт объекта недвижимости или «закрыть» глаза инженера БТИ на перепланировку.
— Недавно сотрудников Укргосреестра обязали указывать причину отказа в регистрации имущества. С чем связано такое решение?
— Мы стараемся сделать работу регистрационной службы не только полностью прозрачной, но и понятной каждому. Поэтому инициировали приказ министра юстиции о том, что все регистраторы, вынося решение об отказе в регистрации или предоставлении информации, обязаны обосновать это в письменном виде. На самом деле сегодня отказы регистраторов составляют меньше трех процентов от всех заявок.
13677Читайте нас у Facebook