Галина Яблонская: «Дед Натальи Ужвий был знахарем, поэтому она знала множество женских секретов»
Наталья Ужвий и в настоящее время остается самой титулованной украинской актрисой. Прима Национального театра имени Ивана Франко была награждена тремя Сталинскими премиями, Государственной премией имени Шевченко, имела четыре ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, во время Второй мировой войны стала народной артисткой СССР. Наталья Михайловна родилась в обычной сельской семье и мечтала о профессии учительницы. Ее встреча с выдающимся режиссером Иваном Марьяненко оказалась судьбоносной — в 1922 году Наталья Михайловна стала актрисой. Она служила на сценах Одесского и Харьковского театров. Работала с Лесем Курбасом и параллельно снималась на Одесской и Киевской киностудиях. Затем 50 лет отдала столичному Театру имени Ивана Франко.
Личная жизнь Натальи Ужвий складывалась непросто. Ее первым супругом стал украинский писатель Михаил Семенко, с которым у них родился сын Михаил. Когда юноше исполнился 21 год, он тяжело заболел и умер. Вторым супругом Натальи Михайловны был украинский актер Евгений Пономаренко. С ним она прожила до конца своих дней, признаваясь, что совершенно счастлива в этом союзе. Сыграла все главные роли, о которых только может мечтать актриса. «Актер не имеет права уставать», — говорила великая Наталья Ужвий и следовала этому правилу всю жизнь. Своими воспоминаниями о Наталье Ужвий поделилась с «ФАКТАМИ» народная артистка Украины, актриса Национального драматического театра имени Ивана Франко Галина Яблонская.
— Когда вы в 1951 году пришли в Театр имени Ивана Франко, Наталья Ужвий уже там блистала.
— Конечно, она считалась корифеем. Мы, молодые актеры, смотрели на Наталью Михайловну как на икону. Помню, первое время, когда меня перевели из провинциального театра в столичный Театр имени Франко, я ходила по его коридорам и, казалось, не дышала. В то время на его сцене выступали Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Гнат Юра, Евгений Пономаренко. Когда они выходили в спектаклях, мы стояли за кулисами и внимали каждому их слову. Наталья Ужвий выделялась из всех актеров. Она была очень требовательна к себе и партнерам. Помню, она так меня восхищала, что я даже посвящала ей стихи.
*Галина Яблонская часто выходила на сцену Театра имени Ивана Франко вместе с великой Натальей Ужвий
— Что же было в ней необычного?
— Я даже не могу сказать, что она как-то особенно подчеркивала свою значимость. Но вокруг Ужвий был ореол! Ей и не надо было самой ничего делать, авторитет работал на нее. При этом Наталья Михайловна была совершенно доступна. Более того, могла открыто, от души, порадоваться твоим успехам. В актерской среде, к сожалению, такие отношения редкость. Помню, в середине
После этого материала ЦК комсомола ввел в жизнь театральных коллективов творческие смотры. Молодой актер мог выбирать себе роль, а затем комиссия решала, что он собой представляет и какие у него перспективы. Наталья Михайловна входила в это жюри. Слава Богу, мне она всегда выставляла очень высокие оценки. Собственно, ее мнение о моей работе стало трамплином, который дал мне силы, чтобы двигаться вперед. Помню, как мы вместе участвовали в спектакле «Маруся Богуславка». Ужвий играла мать Маруси, а я — Марусю. Кстати, когда-то эту же роль играла сама Наталья Михайловна. На каждой репетиции она мне что-то подсказывала, делилась своими наработками, и я совершенно не ощущала дистанции, которая была между легендой и молодой актрисой.
— У Ужвий наверняка имелась отдельная гримерка в театре?
— Тогда у нас такой роскоши не было. Если Наталья Михайловна играла в спектакле, то, конечно, на этот вечер гримерка была только ее. Но специально закрепленной за Ужвий комнаты в театре не было. Раньше театральные коллективы были другими. Более крепкими, что ли, потому что актерский состав был гораздо меньше. Наталья Ужвий относилась к категории кумиров. Правда, в том, что касалось каких-то актерских баек или шуток, на первое место всегда выходили мужчины. В нашем театре любили разыгрывать актеры Юрий Шумский, Николай Панасьев. Ну а общеизвестным потешником был, конечно, Николай Яковченко. Из ничего он мог сделать совершенно смешную ситуацию. Помню, как-то пришел в театр и рассказывает: «Дочь дала мне один рубль и сказала: «Ни в чем себе не отказывай, папа!» При этом он так обыгрывал ситуацию, что невозможно было не смеяться.
— Вы бывали дома у Натальи Михайловны?
— Да. У них с Евгением Пономаренко была большая красивая квартира на улице, которая теперь называется Ольгинская. Оказавшись у них в доме, сразу становилось понятно, что здесь живет театральная семья. На стенах висело много портретов, афиш. У них с Евгением Порфирьевичем были очень трогательные отношения. Он буквально молился на Ужвий и всегда к ней прислушивался. Если вдруг возникал какой-то спорный вопрос, Евгений Порфирьевич тут же говорил: «А Наташа сказала так, она знает». Они были прекрасной парой, прожили вместе 50 лет.
— И это несмотря на то, что Наталья Михайловна была на 12 лет старше мужа.
— С этим связана интересная история. Однажды прошел слух о том, что должна переиздаваться «Украинская советская энциклопедия». Кто-то из чиновников был в Золотоноше, где одно время работала Наталья Ужвий, и нашел ее документы. А там написано, что год ее рождения не 1898, а 1890. В редакции энциклопедии паника: что делать, какую дату писать? Тогда самого храброго делегировали позвонить Наталье Михайловне и уточнить дату рождения у нее лично. Рассказывали, что молодой человек обратился к актрисе со всякими реверансами, мол, извините, Наталья Михайловна, но у нас есть такой документ, надо бы уточнить дату вашего рождения... Но Ужвий ему совершенно спокойно ответила: «Вы знаете, люди уже привыкли, что мне столько-то лет. Пусть так и будет». В общем, в энциклопедии решили ничего не менять.
— Чувствовалась разница в их возрасте?
— Совершенно нет. Наталья Михайловна всегда была эдаким живчиком, а Евгений Порфирьевич — спокойным, уравновешенным, обдумывающим каждое слово мужчиной. Они дополняли друг друга. Пономаренко ненадолго пережил свою супругу. Я помню, последний год Наталья Михайловна очень тяжело болела и часто говорила: «Почему я так долго живу?..» Она страдала, у нее был рак. Лекарств, таких, как сейчас, не было, ее мучили боли. Уходила она тяжело.
— В Театре имени Франко был период, когда вдруг уволили всех знаменитых «стариков».
— Это было огромное потрясение для Натальи Михайловны. Тогда в театр в очередной раз пришло новое руководство, и пенсионеров отправили на заслуженный отдых. При этом все сделали быстро, никого заранее не предупредив. Когда поднялся скандал, их пригласили обратно, правда, не всех. Наталья Михайловна вернулась, но эта история очень подорвала ее здоровье. Ужвий была тонко чувствующим человеком. Одной из проблем, которые она решала, было открытие Дома ветеранов сцены в Пуще-Водице. В то время Наталья Михайловна была председателем Украинского театрального общества. Она проделала колоссальную работу, чтобы старшее поколение актеров не чувствовало себя ненужным. И вдруг мы узнали, что Ужвий предложили оставить должность, назначили вместо нее актрису Ольгу Куценко.
*За главную роль в фильме «Радуга» Наталья Ужвий была удостоена Сталинской премии. 1943 год
Мне кажется, я сама ощущала, как Наталья Михайловна переживала все эти изменения. Тогда даже за рубежом стали писать о том, что корифеев украинской сцены ущемляют. И как пример приводили освобождение от должности Натальи Ужвий. Видимо, это донесли до первого секретаря ЦК КП Украины Владимира Щербицкого, и он быстро принял решение присудить Наталье Михайловне звание Героя Социалистического Труда. Мы радовались тому, что ее, так сказать, своевременно поддержали. Это придало ей сил. Ведь актеры — народ очень чувствительный и любые перемены воспринимают болезненно.
— Рассказывают, что Наталья Ужвий красиво одевалась и даже сама умела шить.
— В те времена многие из нас умели шить. Ведь достать красивую вещь было практически невозможно. Помню, как я сшила себе летнее пальто из бархата. Наталья Михайловна тут же его оценила, сделав мне комплимент. Сама она тоже прекрасно шила, говорила, что научилась этому в юности. Проходя, оставляла за собой неповторимый шлейф духов, которые любила смешивать.
— Вам запомнилась последняя встреча с Натальей Михайловной?
— Когда работаешь бок о бок с человеком, не думаешь, что очередная встреча с ним может оказаться последней. В один из последних в ее жизни сезонов Наталья Михайловна поехала с театром на гастроли в Ровно. Тогда свои первые административные шаги в качестве заместителя директора театра делал Борис Шарварко. Именно он организовал эти гастроли. К тому же недалеко от Ровно был город Дубно, где Шарварко закончил культпросветучилище. Вот туда он решил повезти и нашу творческую группу. Были в ней и Наталья Ужвий с Евгением Пономаренко. Наталья Михайловна была, конечно, звездой. Чтобы ее увидеть, набился полный клуб людей. Нас посадили в президиум на сцене. И вот перед началом концерта на сцену выходит учительница, пафосно обращается к залу и говорит: «Дети, запомните этот день! Перед вами — живая Наталья Ужвий!» Мы с трудом сдерживались от смеха. А Наталья Михайловна не повела и бровью.
— Говорят, своей харизматичностью она обязана предкам, среди которых были и знахари.
— Помню, в одном из ресторанов отмечали юбилей Натальи Михайловны. Провозглашая тост, ее племянник, поэт Ростислав Братунь, сказал: «Свою харизматичность вы взяли от нашего деда». Оказывается, тот был народным целителем. Наталья Михайловна знала множество женских секретов, которыми любила с нами, молодыми актрисами, делиться. На всю жизнь я запомнила один из них: «Если хотите быть настоящей женщиной, в день надо обязательно съедать по пять-шесть грецких орехов».
7082Читайте нас у Facebook