ПОИСК
Культура та мистецтво

Александр Рыбин: «При первой же возможности Нинель Мышкова мчалась из Москвы в Киев — к Виктору Ивченко»

7:00 28 вересня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
Десять лет назад ушла из жизни одна из самых красивых актрис советского кино, снявшаяся в фильмах-сказках «Садко», «Илья Муромец», «Марья-искусница»

Именем Нинель (слово Ленин, прочитанное наоборот) актриса обязана своему отцу, генерал-лейтенанту артиллерии Константину Мышкову. Девочка росла красавицей, настоящей принцессой, и родители стали называть ее Евой.

Известность Нинель Мышковой принесли серьезные драматические роли в картинах «Дом, в котором я живу», «Дом с мезонином», «Доктор Вера», «Гадюка», но все же настоящую славу она снискала благодаря фильмам-сказкам «Садко», «Илья Муромец», «Марья-искусница».

Личная жизнь актрисы достойна масштабной экранизации. В 1962 году Мышкова познакомилась с украинским режиссером Виктором Ивченко, который пригласил ее на одну из ролей в фильме «Здравствуй, Гнат!», утвердив без проб. А, увидев воочию, влюбился — сразу и навсегда, воскликнув: «Я закохався!» Говорят, придя домой, он сказал жене: «Я встретил женщину, без которой уже не смогу прожить. Пожалуйста, пойми меня и прости».

Бурный роман актрисы и режиссера начался два года спустя — во время съемок фильма «Гадюка», сценарий которого Ивченко взял специально для нее. С тех пор Мышкова стала актрисой Ивченко. Сыграла в семи его картинах, которые он снимал с ней и для нее. Нинель Константиновна развелась с мужем (тайный роман был не в ее характере) и жила между Киевом и Москвой.

РЕКЛАМА

*Виктор Ивченко

В 1972 году Ивченко уехал в Ростов выбирать натуру для своей новой картины и там скоропостижно скончался. Смерть любимого человека Нинель Константиновна пережила очень тяжело. На похоронах положила в гроб письма, которые они писали друг другу, а, приехав из Киева, как-то сразу осунулась и постарела, хотя ей тогда не было еще и пятидесяти. Замуж Мышкова больше не вышла, а во всех документах в графе «семейное положение» с тех пор всегда писала: «Вдова». С любимым человеком от нее ушло и то, чем она всегда жила — работа. Режиссеры перестали приглашать ее на съемки. В своем последнем фильме — «Сто грамм для храбрости» — она снялась в 1976 году, но событием он не стал и прошел, как принято говорить, вторым экраном.

РЕКЛАМА

Тяжелым жизненным обстоятельствам Нинель Константиновна сопротивлялась как могла. Не позволяла себе опускаться, никогда не ходила дома в грязном халате — всегда только в платье и с прической, много читала, вязала и вышивала. Пока прогрессирующий склероз, которым она страдала в последние годы, не лишил ее возможности адекватно воспринимать действительность. В сентябре 2003 года актрисы не стало. О Нинель Мышковой рассказывает оператор-постановщик, декан операторского факультета ВГИКа Александр Рыбин (на фото).

— Александр Георгиевич, с Нинель Мышковой вы познакомились на съемках фильма «Дом с мезонином» по рассказу Антона Павловича Чехова.

РЕКЛАМА

— Она играла роль старшей сестры Лидии Волчаниновой. Самое главное, что меня в ней удивляло и поражало, это то, как хорошо Нинель знала и понимала Чехова. Причем речь не о конкретном фильме, она вообще была образованным человеком, и Антон Павлович по духу был ей очень близок. Ее роль в этой картине достаточно сложная, на ней лежит основная идейная и смысловая нагрузка. Остальные женские образы — заботящейся о судьбе дочерей матери, младшей сестры Мисюсь, своей восторженностью чем-то напоминавшей Наташу Ростову, — гораздо проще и понятнее как исполнительницам, так и зрителям.

Героиня Мышковой (взрослая, все уже в жизни понимающая женщина) видела, как страдает мать и заблуждается — в силу возраста! — ее сестра, и не могла устроить свою собственную судьбу, потому что была увлечена идеями преобразования общества. При этом она оставалась красивой, привлекательной для сильного пола женщиной. И все это Нинель сумела соединить и передать на съемочной площадке. С одной стороны, это было понятно и близко ей лично. С другой, у нее был богатый актерский опыт. От ролей лирических и даже сказочных героинь она перешла к образам драматическим и даже трагическим — картины «Дом, в котором я живу» и «Гадюка».

Не говоря уже об актерской дисциплине, которой могут похвастаться далеко не все ее коллеги. Мышкова никогда не позволяла себе опоздать, прийти в плохом настроении или вообще выключиться из творческого процесса. На съемочной площадке случаются самые разные неожиданности — из-за технического сбоя или внезапного дождя иногда приходится несколько часов ждать и бездействовать. Актеру, настроенному на ту или иную сцену, порой бывает очень сложно удержать свое эмоциональное состояние, Нинель же это удавалось всегда. Когда звучала команда: «Мотор!», она входила в кадр так, будто и не выходила из него. Как ей удавалось такое долгое время находиться в образе, для меня загадка. Ее работа всегда вызывала большое уважение.

— Камера Нинель Константиновну любила?

— Конечно. Это была очень красивая женщина с какими-то невероятными — сияющими, лучистыми — глазами. Третий муж Мышковой, украинский режиссер Виктор Илларионович Ивченко, хорошо знал особенности ее внешности и всегда очень грамотно это «подсвечивал». Но и под любым другим операторским светом Нинель Константиновна всегда выглядела великолепно. Обычно актрисы выдвигают операторам целый ряд требований: с такого ракурса не снимать, сюда не светить, так я плохо выгляжу. Мышкова никогда на это внимания не обращала, для нее важнее было внутреннее содержание роли. Во время просмотров отснятого материала она внимательно отслеживала свои кадры, особенно портретные, но только с точки зрения того, как они работают на раскрытие образа. Будучи очень красивой женщиной в жизни (недаром на одном из кинофестивалей сам Жерар Филип назвал Нинель Мышкову совершенством), она не боялась быть непривлекательной на экране, если того требовала роль.

— Наверное, это особенно важно, когда речь идет об экранизации Чехова, который требует особой, только ему свойственной, атмосферы?

— В советское время фильмы по произведениям Антона Павловича снимали достаточно строго, не позволяли никаких отклонений. От актеров в таких картинах прежде всего требовалась дворянская порода, и у Нинель Константиновны она была. Видимо, досталась от отца — артиллерийского генерала дворянского происхождения Константина Мышкова.

Всю натуру мы снимали в экспедиции — за Загорском, неподалеку от Нерли. В то время это была глубокая провинция. Там когда-то было дворянское имение, очень похожее на то, которое описано у Чехова. После революции оно было разрушено, дом сгорел, но окружавший его парк, соответствующий рассказу Чехова, практически не пострадал. Сохранилась и поляна, где когда-то стоял дом с мезонином. Для съемок мы его восстановили, точнее, заново отстроили. Никаких гостиниц поблизости не было, поэтому все мы жили в здании пустовавшей в летнее время местной школы. Стремились проникнуться не только чеховскими интонациями, но и настроениями художника Левитана, ставшего прототипом главного героя. Правда, нас критиковали за то, что картина получилась слишком яркой и красочной, но мы парировали: «У Левитана не все полотна мрачные и грустные, есть и светлые, например, „Березовая роща“, как раз такая, как в нашем фильме».

— Сейчас редкий актер умеет носить исторические костюмы...

— Мышкова выглядела в платьях ХIХ века так естественно, будто родилась в них. Вообще же, с костюмами на картине была большая проблема. Они должны быть одного тона — неяркого, пастельного, но одновременно подчеркивать характер каждой героини. Как правило, проигрывала исполнительница роли мамы, замечательная актриса Ольга Жизнева, поскольку предпочтение отдавалось ее дочерям.

К подбору костюмов мы относились очень придирчиво и скрупулезно — сами выбирали материал, присутствовали при пошиве. Так, главный герой носит в фильме бархатную куртку, и мы еще на стадии подготовки к съемкам устраивали пробы... для отрезов бархата. Насобирали, наверное, кусочков 20–30 и снимали их при разном освещении, чтобы получить нужную нам фактуру материала. С женскими платьями, украшенными кружевами, носились еще больше. На Мышковой они сидели, как влитые, да и двигалась она в них органично и естественно, хотя, казалось бы, у современной женщины таких навыков не должно быть. Впрочем, Нинель вообще умела носить одежду — на международных фестивалях выглядела так, что зарубежные звезды в дорогущих нарядах меркли на ее фоне. А ведь у наших актрис возможности были более чем скромные, к поездкам за границу они порой готовились всем миром.

— Часто с окончанием съемок прекращается и дружба между членами съемочной группы. С Мышковой вы впоследствии часто виделись?

— Не только с ней, но и со всеми — мы подружились во время съемок, часто встречались и ходили друг к другу в гости. У Нинель Константиновны был гостеприимный дом, не только чистый и уютный, но и очень вкусный — она была прекрасной хозяйкой и замечательно готовила. В то время ее мужем был оператор Константин Петриченко, с которым она познакомилась на съемках фильма «Садко», где играла Ильмень-царевну. У них рос замечательный сын, ставший впоследствии дипломатом. По дому Мышкова все делала сама, даже с забавной собачкой, которая жила у них, умудрялась гулять три раза в день при любой погоде.

Ну а потом была встреча с Виктором Ивченко, произошедшая на Киностудии имени Александра Довженко во время проб к фильму «Гадюка» и в корне изменившая ее жизнь. Эти отношения подарили им несколько лет счастья, а зрителям — прекрасные фильмы, среди которых «Десятый шаг», «Падающий иней», «Софья Грушко».

*В картине Виктора Ивченко «Гадюка» Нинель Мышкова сыграла главную роль — купеческую дочь Ольгу Зотову. Кадр из фильма. 1965 год

После знакомства с Ивченко у Мышковой начался период, который она называла «викторианским». Как только в ее рабочем графике появлялся хотя бы один свободный день, она тут же садилась в поезд или самолет и мчалась в Киев к любимому человеку.

Мало кто знает, что полеты для Мышковой были сродни подвигу. У нее была физиологическая особенность, из-за которой в самолетах сильно укачивало. Еще до взлета она пристегивалась и просила: «А теперь не трогайте меня, я должна сосредоточиться и сидеть тихо». Сильно страдала, но никогда не жаловалась и не требовала к себе особого отношения, дескать, самолетом не хочу, возьмите мне билет на поезд. Если надо было лететь, безропотно это делала. Прибыв на место съемок, какое-то время отдыхала, а потом выходила на площадку во всеоружии — собранная и подготовленная.

— Говорят, в последние годы жизни Нинель Константиновна пребывала в воображаемом мире — рассудок у нее помутился. Вы встречались с ней в это время?

— К сожалению, историй об актерах, когда-то блиставших на сцене и экране, а впоследствии окончивших свою жизнь в бедности, болезнях и забвении, много. Нинель Мышкова — еще одно имя в этом скорбном списке. Думаю, на ее мировосприятие в значительной степени повлияла внезапная смерть Ивченко, которого она самоотверженно любила. В последние годы мы с ней не встречались, поэтому в моей памяти она навсегда осталась молодой, красивой и талантливой.

8662

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів