Директор полтавского музея Ольга Курчакова: "Претензии немцев к нашим экспонатам беспочвенны"
Как сообщила недавно немецкая газета «Mitteldeusche Zeitung», о намерениях Эдуарда фон Ангальта заявил директор культурного фонда Дессау-Верлитц Томас Вайсс. На открытии выставки знаменитого живописца ХVI века Лукаса Кранаха-младшего он рассказал, что одну из картин этого мастера немецкие искусствоведы случайно обнаружили на сайте Полтавского художественного музея (на фото в заголовке). Всего же по фотографиям на сайте они опознали шесть картин, исчезнувших из замка городка Дессау во время Второй мировой войны. Чтобы убедиться в подлинности своей находки, немецким специалистам нужны более качественные снимки картин. Об этом они собираются попросить дирекцию музея.
*Эдуард фон Ангальт рассказал, что из фамильного замка в годы войны пропало более двух тысяч произведений искусства (фото из газеты «Mitteldeusche Zeitung»)
— Потерянная собственность, которая является важной культурной ценностью Германии, полагаю, хранится не только в Полтаве, но и в Киеве, и в других городах, — заявил Эдуард фон Ангальт. — Большинство картин находятся в хранилищах, где полотна могут просто сгнить. Нельзя допустить, чтобы они погибли. Их нужно спасти ради искусства. Несмотря на то что во время Второй мировой войны гитлеровцы уничтожили много объектов искусства в захваченных государствах, о компенсации этих потерь немецкими художественными произведениями не может быть и речи.
Наследник знаменитой династии считает, что, поскольку Германия помогает сейчас нашему государству, то и Украина должна пойти навстречу его стране. За дело уже взялся Немецкий центр культурных ценностей в Магдебурге.
Надо сказать, по окончании Второй мировой войны семейство Ангальт-Дессау заявило о пропаже более двух тысяч произведений искусства, в том числе картин Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна, а также уникальных драгоценностей и коллекции монет. Все это было экспроприировано Трофейным комитетом, входившим в состав Государственной комиссии обороны СССР, который занимался изъятием ценностей у побежденного народа.
Выявленные в Полтаве картины cемьдесят лет считались уничтоженными. Кстати, немецкая сторона предполагает, что музейные работники в Полтаве могут и не знать об их происхождении.
— О претензиях немцев к нашим экспонатам я узнала из прессы, — говорит директор Полтавского художественного музея Ольга Курчакова. — Со мной никто еще не связывался. Но эти претензии беспочвенны. Картины мы получили на основании постановления советского правительства от 27 июня 1945 года, которым предполагалось пополнение всех государственных музеев наиболее ценными произведениями искусства, вывезенными из Германии. Этот процесс длился вплоть до семидесятых годов прошлого века. Многие трофейные полотна находились в плачевном состоянии. В акте передачи картины Лукаса Кранаха-младшего «Князь Ангальтский» указывалось, что это копия и восстановлению она не подлежит. Мы тридцать лет ее реставрировали! Кстати, на своем сайте никогда не показывали эту картину, хотя она находится в постоянной экспозиции. Наверное, немецкие специалисты инкогнито посещают наши музеи в поисках утраченного.
Ольга Курчакова утверждает, что в их музее сейчас вообще нет картин, датированных XVI веком. Хранившиеся здесь до войны раритеты, среди которых были полотна и Лукаса Кранаха-старшего, и Рубенса, и Леонардо да Винчи, фашисты во время отступления либо уничтожили, либо вывезли.
— Часть картин, о которых идет речь, появилась в нашем музее в 1948 году, часть — в 1950-м, — комментирует ситуацию полтавский искусствовед, который долгие годы возглавлял коллектив Полтавского художественного музея, Ким Скалацкий. — Я лично привозил их из Киева. А перед тем бывший директор музея Павел Горобец отобрал эти произведения в столичном Музее западного искусства. Культурные трофеи распределяло Министерство культуры, давая их взамен тех, которые мы потеряли в годы войны.
Мы отреставрировали картины, однако указывать их авторство не имели права. Поэтому подписывали: «Автор неизвестен». В зале искусства Западной Европы фотографировать запрещалось. Эти полотна мы никогда не показывали в каталогах, и каким образом они «всплыли» сейчас, не могу сказать. По слухам, еще несколько лет назад их осмотрели немецкие специалисты.
В Полтавском музее эти картины находятся на вполне законных основаниях, и вернуть их обратно невозможно. Они получены по репарации, то есть как материальное возмещение за нанесенный нам гитлеровцами ущерб. Их нельзя отдавать. К тому же эти несколько полотен ни в коей мере не компенсируют наши потери во время Второй мировой войны. Возможно, не все знают, но во время оккупации все музеи в Советском Союзе продолжали работать. До тех пор, пока зондеркоманды нацистской Германии не вычищали их до нитки. Мы смогли эвакуировать только часть экспонатов, хранившихся в наших запасниках. А более 18 тысяч, среди которых были настоящие шедевры, фашисты перед отступлением упаковали и вывезли. Пока ни один из них нам не вернули. Так что, если немцы хотят что-то от нас получить, пусть предложат адекватную замену…
Фото в заголовке с сайта all-ukraine.com.ua
1495Читайте нас у Facebook