Дмитрий Шимкив: "Чтобы чего-то достичь, нужно принять другую сторону и ее логику"
Дмитрий Шимкив — представитель нового поколения во власти, бизнесмен и реформатор. В 90-х он инициировал создание одной из первых университетских компьютерных сетей в стране. После избежал соблазна большинства IT-специалистов уехать за границу и остался в Украине создавать новые технологии. В 2009 году возглавил украинский департамент «Майкрософт» и вывел его из кризиса, получив звание лучшего топ-менеджера года. А в декабре 2013-го взял отпуск за свой счет и вышел на Евромайдан. Через полгода занял кресло заместителя главы Администрации президента. О том, что успел сделать в этой должности, а также о своей жизни Дмитрий Шимкив накануне сорокалетнего юбилея рассказал «ФАКТАМ».
*Дмитрий Шимкив: «Я часто задаю себе вопрос, готов ли я и дальше терпеть эту бюрократическую возню, если в это время я мог бы заниматься чем-то более интересным»
— Для меня возраст — это костюм: сегодня один, завтра — другой, — говорит Дмитрий Шимкив. — Как-то один знакомый предприниматель-миллионер признался, что все время чувствует себя мальчиком в коротких штанишках. Ведь вокруг столько всего интересного, столькому можно научиться, столько всего сделать… Это и есть мое перманентное состояние.
Я окончил математическую школу — одну из лучших во Львове и бывшем Союзе. Все одноклассники добились успеха, многие сейчас за границей. Через десять лет после выпуска мы встретились с нашим учителем математики, он посмотрел на нас и сказал: «Я никогда не учил вас математике. Я учил вас решать задачи».
— Какие именно?
— Ну, например, одно из его заданий: проверить и оценить домашнюю работу соседа. А если он ее не выполнил? Или сделал плохо? Ставить справедливую оценку или сделать поблажку? А если учитель потом перепроверит — будут двойки у обоих. Он бросал нам вызов!
— Вы вспомнили о мальчике в коротких штанишках. Какое у вас было детство?
— Счастливое. Родители, будучи обычными инженерами, инвестировали в нас с братом много времени. Мы жили в однокомнатной квартире, я занимался с репетитором английским языком, играл в театре. Отец привил любовь к инженерии и спорту — еще до школы я научился кататься на горных лыжах, занимался плаванием, серфингом, теннисом, верховой ездой. Родители никогда не ограничивали нас в желании делать что-то новое. Из необычного помню, когда мне было четыре года, родители отправили меня… одного из Львова вместе с чужим детским садом в Гагры. Я не знал ни детей, ни воспитателей! Так они хотели не только оздоровить меня, но и приучить к самостоятельности.
— Вы говорите, что большинство ваших одноклассников уехали из страны. Как вы избежали этого соблазна?
— Действительно, большинство айтишников в начале 90-х устраивались за границей, но мне не хотелось, чтобы такие талантливые люди уезжали. Поэтому, когда принимал решение — начинать бизнес здесь или в Европе, — предложил коллегам работать вместе в Украине. Очень волновался, понимая степень ответственности перед людьми, которые мне доверяют. Но нашелся мудрый датский предприниматель, который сказал мне: «You can do it!» (У тебя получится!) И он оказался прав. Тогда же я понял, как важно поддерживать других.
В Европе я тоже работал, проходил стажировку. И… встретил свою будущую жену. Представьте: я родом из Львова, она — из Чернигова. Я — стажер в Дании, она — в Германии. А знакомимся мы в Копенгагене на конференции! И сразу — такая легкость в общении! Мы с Галиной много лет вместе, у нас трое детей, но эта легкость сохранилась по сей день. Она не давила на меня, даже когда я решал, в какой стране открыть бизнес, предоставив право выбора мне.
— Расскажите о ней, о ваших счастливых моментах…
— Галина — востребованный специалист в области стратегического планирования, поэтому ей не нужно объяснять, почему я работаю допоздна или в выходной. Если же она считает необходимым вырвать меня из плотного рабочего графика, то резервирует место в моем рабочем календаре.
Когда-то Галина разглядела во мне то, чего не увидели другие. Мы жили в однокомнатной съемной квартире, я был обычным программистом. Она полюбила меня таким, а потому ее любовь гораздо ценнее, чем внимание женщин, которое я получаю сегодня.
Помню, приехал к ней в Лейпциг, мы провели вместе время, после чего, чтобы быть утром на работе, я купил билеты на два поезда. В три часа ночи сделал пересадку в Ганновере… А через полчаса кондуктор сообщил, что я сел не в свой поезд и еду в обратную сторону! Не на работу, а по направлению к Галине! Как раз наступило утро 8 марта, и я решил, что это знак свыше. Она не ожидала моего внезапного возвращения…
Никогда не забуду момент, когда во время переговоров в «Майкрософте» мне позвонила Галина. Ответить я не мог и сбросил звонок. А она, оказывается, как раз вышла с УЗИ. Не дозвонившись, написала sms-ку: «У нас будет двойня». Я подумал, что жена мне так отомстила за то, что трубку не взял. Но оказалось, так и есть! Я, конечно, был очень счастлив.
— Что для вас самое интересное в общении с детьми?
— Непосредственность. Им ничего нельзя доказать, не объяснив. Я обожаю с ними разговаривать! Бывает, как скажут что-то… Мы любим вместе читать, экспериментировать, складывать конструкторы, роботов «Mind Storms Lego». Мне важно понимать, каким образом они впитывают информацию, о чем думают. И мне очень нравится ощущение, что я могу многое им дать, передать.
— А что самое сложное в воспитании?
— У меня дочка уже тинейджер… И это очень непросто (смеется).
— Какой факт в типичном домашнем вечере Дмитрия Шимкива мог бы удивить наших читателей?
— Последний год я до ночи на работе. Возвращаюсь, когда все уже спят, поэтому с детьми могу пообщаться только по утрам и в воскресенье. Это день семьи, а встречи с другими людьми в воскресенье исключены.
Хотя у меня так много увлечений… Я получил лицензию у известного яхтсмена Родиона Луки на управление яхтой и хожу под парусом. Люблю путешествия, спорт, историю, литературу и искусство. Люблю Моне, Малевича, Врубеля. Из современных художников — Анатолия Криволапа, Сергея Якутовича, его графика даже висит у меня в кабинете.
— Что сейчас читаете?
— «Воспоминания» Скоропадского. Потрясающе, но многое, о чем он писал сто лет назад, происходит в Украине и сегодня. Читаешь и понимаешь, почему у нас так долго не было независимости, почему мы ее тогда потеряли… Скоропадский пишет: «Никто, ни одна политическая сила России не видит Украину независимой». А также об отсутствии у нас опытных государственных деятелей. Что мы видим сейчас? Приблизительно то же самое…
Проблема украинских политиков — в неумении договариваться. Мы жуткие индивидуалисты. Каждый — гетман, каждый прав и хочет, чтобы было только так, как он сказал. Кто-то смотрит на запад, кто-то на восток, кто-то независим, но договориться между собой они не умеют.
Я и в жизни придерживаюсь принципа: чтобы чего-то достичь, нужно принять другую сторону и ее логику. Только так можно искать точки соприкосновения.
— То есть хлопать дверью вы не склонны?
— Я очень эмоциональный человек, могу и дверью хлопнуть, и ругнуться… Но потом понимаю, что это неправильно. Останавливаюсь, анализирую. Если люди упираются, как бараны, — в итоге не происходит ничего. А если ищут друг к другу подход, то рождаются идеи!
— Когда пришли из корпоративного сектора в государственный, ощутили сопротивление?
— Конечно! То не положено, это нельзя. «А почему нельзя?» — спрашиваю. «А потому, что так у нас в инструкции 1970 года написано». — «Так давайте перепишем инструкцию!» — «А зачем?» Приходили, мол, сюда такие, как вы, и где они теперь? Сейчас Администрация президента переведена на электронный документооборот, боремся с бумажной волокитой и в министерствах.
— За последний год огромное количество достойных людей, приглашенных во власть, ушли. Почему у одних получается, а у других — нет?
— Я не могу сказать, что у меня прямо сильно получается. Были моменты, когда руки опускались… Очень тяжело выдержать бюрократическое сопротивление. Но каждый из нас задает себе вопрос: сколько еще я готов выносить это издевательство над моей личностью? Готов ли я и дальше терпеть эту возню, вместо того чтобы заниматься более интеллектуальными вещами? Я очень часто задаю себе эти вопросы…
— Но разгребать Авгиевы конюшни — это подвиг Геракла.
— Подвиг — это результат. А мы сейчас находимся в процессе… Могу ли я уйти? Да, могу. Но если уйду я, второй, третий, то кто останется? Так что я выдыхаю и — как на горку с рюкзаком…
— А чего вы не в силах простить?
— Подлости. Когда говорят одно, но сознательно делают другое.
— Вас долго уговаривали перейти на работу в Администрацию?
— Петр Алексеевич, с которым мы были знакомы ранее, предложил присоединиться к его команде. Предложение было сделано в пятницу, и уже в воскресенье я сказал «да». Во-первых, мне глубоко небезразлично, в какой стране живут мои дети. Во-вторых, я уважаю Петра Алексеевича и понимаю, что руководить страной в такой период — крайне непросто. Приходится лавировать между многочисленными интересами разных стран и групп, находить компромисс. Можно, конечно, стоять в стороне, наблюдать, критиковать. А можно взять и помочь.
— Какая у вас цель в Администрации президента?
— Первая — с помощью технологий организовать работу главы государства так, чтобы она стала максимально эффективной. Уже сделали электронный документооборот, запустили программу изучения английского языка для сотрудников администрации. Внедрили 3G Интернет. Действует один из важных инструментов демократии — электронные петиции. Создали кабинет для стратегических совещаний и оперативного реагирования с множеством аналитических аудио- и видеосистем, возможностью доступа к любой информации. Разблокировали электронную систему госзакупок ProZorro. Я предложил ее год назад, но за закон проголосовали только в июле, потому что раньше не успели понять, что к чему. В результате — все больший процент закупок можно увидеть онлайн, что дает возможность прогнозировать и экономить до 30 процентов средств!
Вторая цель — помочь координации реформ и внедрению ряда инициатив президента. Найти специалистов, собрать их в команды и убедить людей, имеющих разные точки зрения, договариваться. То есть создать условия для диалога и эффективной работы.
— Так вы модератор?
— Или медиатор. Когда люди в пылу спора переходят на личности и выдвигают претензии — это тупик. Для выхода из него предлагаю участникам дискуссии назвать 10—15 различий во мнениях, записываю их, а потом мы вместе анализируем каждый пункт. Когда компромисс найден и напряжение спало, люди садятся бок о бок и пишут законы.
— Это правда, что после первого приема граждан в качестве замглавы администрации вы выкурили полпачки сигарет и плакали? Что вас так поразило?
— Я годами занимаюсь технологиями и чаще контактирую с творческими людьми, которые живут идеями будущего, а тут обычные люди с их житейскими проблемами, которые ты решить не можешь… Это как вытрезвитель. Вот приходит к тебе мать и говорит, что ее сына несправедливо осудили, хотя доказательств вины нет. Или дедушка, у которого временно нет денег, чтобы погасить кредит, он просит отсрочку, а банк не дает. Есть моменты, в которых ты бессилен, потому что незаконные решения прикрыты законом: куплены свидетели, сфабрикованы улики и так далее. И, с одной стороны, ты в отчаянии от бессилия, а с другой — от понимания несправедливости. Как много людей, оказывается, приходят во власть, чтобы использовать ее для унижения других.
— Как, на ваш взгляд, инновации могут улучшить жизнь простых людей с реальными проблемами — безработицей, несправедливостью чиновников?
— Я искренне верю, что через десять лет почти все украинцы научатся уметь программировать. Это будет обязательным навыком — как читать и писать. Вырастет процент людей интеллектуального труда, так как все электронные системы нужно кому-то обслуживать. Нечестные чиновники исчезнут, так как все госпроцессы будут прозрачными. Люди станут свободнее, ведь связаться друг с другом по Интернету — проще, чем отстоять десять очередей и проехать сотни километров. Как следствие — у них появятся новые возможности для самореализации. В Украине ведь огромное количество креативных людей, созидателей. Это о них мы недавно выпустили каталог и открыли выставку — «50 изобретений, которые Украина подарила миру». Осталось только создать всем гражданам страны достойные условия для работы и жизни.
Фото в заголовке с сайта business.ua
2484Читайте нас у Facebook