Спасенный с "Иволги": "Люди цеплялись за перевернутое судно, но их смывало сильной волной"
Трагедия произошла в минувшую субботу, 17 октября, неподалеку от поселка городского типа Затока Белгород-Днестровского района Одесской области. Этот населенный пункт, расположенный в 60 километрах от Одессы, хорошо известен далеко за пределами региона и даже Украины. Выгодное месторасположение — на Будакской косе, между Днестровским лиманом и Черным морем — сделали Затоку одним из самых популярных украинских черноморских курортов за пределами аннексированного Россией Крыма. Не случайно сюда даже поздней осенью тянутся туристы. В числе пассажиров злосчастного прогулочного катера «Иволга» были жители Киева, Киевской области, Кировограда… Медики, бизнесмены и даже моряки.
К вечеру понедельника уже насчитывалось 16 жертв, и правоохранители подозревают, что это, возможно, не окончательная цифра. Воскресенье, 18 октября, в Одесской области было объявлено днем траура.
«Катер накренился и под очередным ударом волны опрокинулся. Мгновенно началась паника»
Прогулочный теплоход «Иволга», который пошел ко дну в районе Затоки, хорошо знали любители рыбной ловли. Во многом благодаря массированной рекламе, в том числе в Интернете. Желающим «половить рыбку» и «отведать шашлычок», приготовленный прямо в море, на палубном мангале, предлагалось совершить приятный вояж на «Иволге». Судно, утверждалось в рекламе, вмещает 25 человек, оснащено «мощной навигационной системой GARMIN, что позволяет выходить в море в любые погодные условия — в туман, дождь». На случай шторма гостям предлагались «два салона, в которых можно переждать непогоду».
Как официально сообщает Министерство инфраструктуры, днем 17 октября судно «Иволга» вышло с частной базы для прогулки в акватории Черного моря в районе Белгорода-Днестровского. По предварительным данным, на борту находилось 36 человек. При возвращении на базу примерно в 16.00 судно перевернулось. Началась спасательная операция, в которой участвовали суда Администрации морских портов Украины, Белгород-Днестровского порта и Государственной пограничной службы.
Как выяснилось, все было не совсем так. «Иволга» вышла с базы (судно было приписано к одной из частных баз-стоянок, которых в Украине насчитывается более 400, из них — десятки в Одесской области) в поход не днем, а утром, и не на прогулку, а на рыбалку. Сначала приняла на борт группу пассажиров на одном причале, затем — на следующем, № 6, и направилась в море. Несмотря на шквальный ветер и штормовые волны.
— Честно говоря, состояние моря мне сразу, еще с утра, не понравилось: штормило, — рассказывает один из пассажиров «Иволги», 42-летний житель Кировограда Дмитрий Мартынов. — Пошла волна, судно начало наклоняться…
Вместе с тем, некоторые жители Затоки, ставшие невольными свидетелями «сборов» заезжих любителей рыбалки, утверждают, что на этом рейсе настаивала именно группа пассажиров. Дескать, они заявили, что «забронировали места», и подталкивали капитана (по некоторым данным, это 32-летний Александр Кнышов) к выходу судна в море. Жители Затоки говорят, что во всем виновны приезжие. Дескать, местные — одесситы, ильичевцы, белгород-днестровцы — на такую авантюру вряд ли пошли бы. Ведь знают, что с бушующей стихией шутки плохи. А шторм продолжался уже неделю, и всем маломерным судам был запрещен выход в открытое море. Туристам же главное — получить за свои деньги максимум удовольствия. К слову, стоимость аренды «Иволги» в выходной день, согласно данным сайта компании, составляла для группы из 20 человек семь с половиной тысяч гривен. Но эти и другие обстоятельства происшествия теперь предстоит выяснить следствию.
— Ситуация выглядит следующим образом: примерно в 6.50 «Иволга» вышла из незарегистрированной на базе стоянки, — уточнил «ФАКТАМ» заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков. — Предварительно, с 33 пассажирами на борту и тремя членами экипажа. Погодные условия были на грани возможностей для этого судна — ветер почти 10 метров в секунду, волна была около двух метров. К обеду погодные условия ухудшились — волна стала больше двух метров, ветер достиг 14 метров в секунду. Около 15.30 судно опрокинулось. Предварительная причина налицо: почти трехкратный перегруз, а также ошибка при маневрировании.
Как рассказывает 46-летний одессит Владимир Турица, которому винт тонувшего теплохода задел ноги (двойной перелом левой и перелом правой, мужчину срочно прооперировали ночью), все случилось, когда судно уже прошло контрольные буи:
— Мы шли близко к порту, а там мелководье, волна увеличилась. Боковой удар волны — и судно перевернулось пузом кверху…
— Когда катер уже находился неподалеку от причала, создалось впечатление, что он угодил на отмель, — говорит 30-летний кировоградец Александр Косенко, который заходил на борт судна последним и, по его словам, деньги за поездку вручил лично капитану. — Мгновенно началась паника: люди метались с борта на борт. Судно сильно накренилось и под очередным ударом волны опрокинулось. Все оказались в холодной воде, температура которой не больше 10—12 градусов. Несмотря на кажущуюся близость берега, глубина там была солидная. Все попросту барахтались, стремясь хоть как-то выбраться из-под накрывшей их стальной конструкции катера, ушедшего ко дну в считаные минуты. Лично я ухватился за якорь судна и провисел на нем более часа. Удержался благодаря навыкам подводного плавания. В это время беспомощные люди хватались за деревянные обломки судна. В их числе был и капитан, облюбовавший… табурет. Благо, к месту ЧП подоспели рыбаки, которые подбирали потерпевших. Но некоторые пассажиры сразу погибли, своими глазами видел, как рядом плавали трупы.
«Спасательные жилеты на „Иволге“ имелись, но их нам никто не показывал»
Все выжившие и свидетели катастрофы едины в одном: спастись было практически невозможно. Разве только чудом.
— Спасательные жилеты на корабле имелись, но их нам никто не показывал, — продолжает пострадавший Дмитрий Мартынов. — Как я понял, они были в нижнем заднем трюме судна. Ни одного человека в воде в жилете я не видел. Держались как могли: карабкались, цеплялись за перевернутое судно. Но с его корпуса смывало сильной волной, и всех раскидало в разные стороны… Спасательный плот не раскрылся. Огромных усилий людям стоило самостоятельно разрезать стропы, после чего плот надулся. Однако вместить всех он не мог. На плот попали лишь те, кто успел на него забраться: нас было несколько десятков, а он рассчитан на 14 человек.
Надувное спасательное плавсредство к берегу прибили волны, благо, ветер сопутствовал. Там уже собрались местные жители, которые сразу же известили по телефону все экстренные службы.
— Когда плот достиг берега, многим спасшимся было очень плохо, в особенности одной женщине: ее выносили на руках, — рассказывает очевидец случившегося Александр Тихоненко. — Не лучше чувствовал себя и парень. Местные жители тут же кинулись обогревать пострадавших: несли чай, одеяла, теплые вещи…
— Люди были напуганные, растерянные, обессиленные и замерзшие, — дополняет свидетель трагедии Валентина Ластовецкая. — Запомнилась молодая женщина, которая не знала, где ее муж. Его не оказалось на этом плоту (женщина тогда еще не знала, что ее супруг погиб. — Авт.). Какой-то парень не мог найти своего отца…
*Момент спасения пассажирки злополучного катера
Видео спасательной операции смотрите здесь
— Отогревали пассажиров, капитально переохладившихся и трясшихся от холода, чем могли: укутывали в одеяла, по возможности организовали теплый душ, — говорит водитель «скорой» Александр Сапожник. — Кто-то принес полуторалитровую бутылку горячей воды — по глотку давали, как во время войны… Приблизительно в полседьмого вечера потерпевших доставили в Белгород-Днестровскую больницу, где ими сразу же занялись специалисты — провели необходимые исследования, процедуры, подключили психологов.
Как выяснилось, первыми к месту крушения подоспели пограничники — несмотря на то что их маленькому суденышку, рассчитанному на волнение волн не выше одного метра, также был запрещен выход в море.
— Пограничный наряд отдела «Каролино-Бугаз», несший службу на посту технического наблюдения, обнаружил, что примерно в километре от берега потерпел крушение прогулочный катер «Иволга» с пассажирами на борту, — рассказали «ФАКТАМ» в Южном региональном управлении Государственной пограничной службы. — Для проведения спасательных действий из порта базирования Бугаз сразу же вышел пограничный катер «Калкан» Одесского отряда морской охраны. Во время оказания помощи пострадавшим в сверхсложных погодных условиях один из членов экипажа погранкатера получил травмы.
О ЧП были немедленно извещены областные и районные подразделения спасательной службы и МВД, органы местного самоуправления, вызвали скорую помощь. Кроме того, о несчастье на воде сообщили капитанам всех судов, находившихся неподалеку от данного района.
— Спасатели прибыли на место происшествия через шесть минут после получения сообщения, — говорит руководитель пресс-службы Одесского регионального главка Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Ольга Левчук. — Двое наших бойцов сразу обвязались веревками и метров на 30—35 зашли в бушующее море, чтобы подтянуть плот с пострадавшими.
В операции участвовали более 50 специалистов, однако 16 пассажиров «Иволги» спасти не удалось. 12 тел нашли в тот же день (17 октября), двоих — на следующий, в воскресенье, двоих — вчера. На момент подготовки материала одно тело оставалось неопознанным.
«Обращаем внимание, что в настоящее время не установлены анкетные данные одного погибшего человека, в связи с чем прокуратура обращается к гражданам и средствам массовой информации с просьбой предоставить любую полезную информацию», — отметили в пресс-службе областной прокуратуры.
— Накануне, в пятницу, мужу исполнилось 56 лет, — рыдает Наталья Каманчук, супруга одного из погибших. — Он хотел в воскресенье сестру и брата с семьями собрать. Собрал… только не по этому поводу. Брат выжил, а он — нет…
Среди погибших — главный врач одесской детской поликлиники № 6 54-летний Олег Пивак. Говорят, на «Иволге» он был вместе со своим племянником Александром. Парню удалось спастись.
— Именно благодаря Олегу Евгеньевичу стали на ножки, выросли наши дети, — делится одесситка Елена Волкова. — В этой катастрофе погиб самый лучший детский врач. Невосполнимая утрата!
Родители маленьких пациентов и медперсонал поликлиники в один голос утверждают: Олег Пивак был врачом от Бога. Отличный диагност, он легко находил общий язык и с детьми, и с их родными. Излечивал малышей, за которых уже никто не брался. Еще главного врача любили за чувство юмора и справедливый подход.
— Мы не верим в происшедшее, — говорит одна из сотрудниц клиники. — Только в пятницу Олег Евгеньевич был на похоронах своего коллеги Андрея Вегержинского, главного врача городской клинической больницы № 1, а на следующий день сам погиб…
Жертв могло бы быть меньше. Неподалеку от места крушения, практически в пяти — семи минутах хода, находилось спасательное судно. Но прийти на помощь пострадавшим ему помешал разводной мост через пролив. По словам исполняющего обязанности белгород-днестровского межрайонного прокурора Александра Захарьева, железнодорожники, в ведении которых находится это строение, попросту отказались приподнять одну из его частей. Почему спасательному судну перекрыли путь, выяснят следователи. У них немало вопросов и к контрольным службам, которые позволили выйти в штормовое море перегруженной «Иволге».
Как сообщил «ФАКТАМ» начальник одесского милицейского главка Георги Лорткипанидзе, все погибшие в результате крушения — мужчины 1976—1951 годов рождения. Двадцать человек были доставлены в больницу, несколько от медицинской помощи отказались.
Как отметил глава Одесской областной администрации Михеил Саакашвили, который прервал свой рабочий визит во Львов и сразу же вылетел на место ЧП, максимально допустимое количество людей, которые могла принять на борт «Иволга», — 12 пассажиров. По его мнению, причины трагедии — преступная халатность как капитана судна, так и контролирующих служб. Со слов Саакашвили, было известно, что на борту «Иволги» 33 пассажира и три члена экипажа, однако на информацию о явном перегрузе никто из представителей соответствующих ведомств не отреагировал… Катер даже не послал сигнал «SOS» — служба спасения узнала о трагедии случайно. Часть людей не сумела попасть на спасательный плот. Не было других спасательных средств. Капитан судна (сын владельца «Иволги») схватился за табуретку, выплыл и скрылся.
По словам главы области, в Затоке аналогичным бизнесом (вывозом в море рыбаков) занимаются владельцы многих судов, как правило устаревших, и выходят они в море со значительным перегрузом.
— Неподалеку здесь своеобразная база таких судов, — с возмущением говорил Михеил Саакашвили. — Потому случившееся было прогнозируемо — жадность владельцев и то, что на это закрывали глаза государственные службы, «крышующие» подобный бизнес. А капитан порта во время ЧП пьян в стельку. Это просто бизнес на крови… Необходимо провести глобальную проверку. На всю область всего два инспектора, которые проверяют техническую исправность таких судов. Я распорядился запретить их выход в море до тщательной проверки.
Как сообщил заместитель генерального прокурора — прокурор Одесской области Давит Сакварелидзе, капитан судна задержан (вчера суд арестовал его. — Ред.), ему предъявлено обвинение. Для проверки изъята вся необходимая документация у капитана порта.
— Можем продемонстрировать, как дико происходила так называемая регистрация пассажиров: только номера мобильных телефонов, — добавил Давит Сакварелидзе. — Нет ни количества людей, ни фамилий, ни каких-либо иных данных.
По его словам, следствие проводится в двух направлениях. В том числе выясняется, почему железнодорожные службы вовремя не развели мост, чтобы дать подплыть спасательному судну. «Может, это изменило бы судьбу погибших», — сказал прокурор.
«Иволга» — бывший водолазный катер проекта «Ярославец». Суда такого типа сооружались большими сериями с 1953 по 1992 год. Они могли перевозить в кормовом трюме до 15 тонн груза и разместить на борту до 12 пассажиров. Также использовались в Военно-Морском флоте в качестве тральщиков, сторожевых кораблей и так называемых торпедоловов.
*Такие катера, как «Иволга», могут принимать на борт максимум 12 пассажиров
Установлено, что владелец старенькой «Иволги» уже несколько лет возил туристов и рыбаков в открытое море, в район Днестровской банки, на морские прогулки и рыбалку. По некоторым сведениям, в 2006—2007 годах катер был капитально отремонтирован, на нем заменили главный двигатель.
В связи с трагедией по распоряжению премьер-министра Украины Арсения Яценюка была создана специальная следственная комиссия, которую возглавил вице-премьер Геннадий Зубко.
Вчера начались работы по подъему затонувшего судна. Как информировал заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков, в них принимают участие силы и средства Администрации морских портов, в том числе водолазная группа одесского филиала, плавучий кран «Богатырь», буксиры из Ильичевска, а также силы и средства Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
*Водолазы со спасательного судна пытаются закрепить тросами затонувшее судно, чтобы впоследствии поднять его на поверхность
Заместитель министра также сообщил о телефонном разговоре с владельцем «Иволги», который у них состоялся накануне (18 октября). По словам Васькова, «этот человек не отрицает, что судно вышло почти с трехкратной перегрузкой по количеству пассажиров, как и то, что они вышли с незаконной базы стоянки».
— Ход расследования в уголовном производстве по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее гибель людей» контролирует прокуратура Одесской области, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе этого ведомства. — Санкция указанной статьи предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Фото предоставлено ГСЧС
7865Читайте нас у Facebook