Дочь Эльдара Рязанова: "У природы нет плохой погоды" — первое папино стихотворение. Сочинил он его в 49 лет"
Миллионам зрителей полюбились фильмы Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих» и многие другие.
Однако о том, каким человеком был Эльдар Александрович, поклонникам его таланта известно не так уж много. Как-то он сам попытался дать на этот вопрос исчерпывающий ответ в своем стихотворении.
Так что же такое Рязанов Эльдар —
Расскажем о нем по порядку.
Рязанов не молод, но он и не стар,
Не любит он делать зарядку.Умеет готовить салат и омлет,
Гордится собой как шофером.
В кино он работает множество лет
И там он слывет режиссером.Врывается часто в чужие дома,
Ему телевизор — отмычка.
И любит поесть до потери ума,
А это — дурная привычка.В одежде не франт, не педант, не эстет,
Как будто небрежна манера.
Он просто не может купить туалет,
Увы — не бывает размера.Эльдар Александрович из толстяков,
Что рвутся худеть, но напрасно.
И если работа — удел дураков,
Рязанов — дурак первоклассный.На склоне годов принялся за стихи,
Себя не считая поэтом.
Имеет еще кой-какие грехи,
Но здесь неудобно об этом.В техническом смысле он полный дебил,
В компьютерный век ему трудно.
Но так получилось, он жизнь полюбил —
И это у них обоюдно.Представьте, Рязанов удачно женат,
С женою живет он отлично.
Он любит друзей и хорошему рад,
И это мне в нем симпатично.
Судьба отмерила кинорежиссеру 88 лет. О своем знаменитом отце «ФАКТАМ» рассказала его дочь киновед Ольга Рязанова.
*Ольга Рязанова: «До последнего папа называл меня «малыш» и «ребенок» (фото из архива Ольги Рязановой)
— Ольга Эльдаровна, что в вашем доме напоминает об отце?
— Фотографии, огромная библиотека — книги папа собирал всю жизнь, начиная со студенческих лет. К этому его пристрастил Сергей Эйзенштейн, которого папа считал своим учителем и часто бывал у него в доме. Сохранились папины подарки, которые он привозил из-за границы, куда ездил задолго до того, как поездки за рубеж превратились в повальное увлечение. В основном это вещи для интерьера. Отец придавал большое значение уюту в доме — в нем погиб дизайнер интерьеров.
— Какой же отцовский подарок особенно близок вашему сердцу?
— Папа дарил мне подарки роскошные. Например, в 20 лет я получила «Волгу». Было это во времена «исторического материализма», когда машина вообще являлась большой роскошью. В столь молодом возрасте никто из моих знакомых автомобиля не имел.
— Эльдар Александрович ведь и сам прекрасно водил машину?
— Да. И менял автомобили постоянно — это, можно сказать, было его хобби. Первую машину — «Победу» — купил сразу после «Карнавальной ночи». Помню, как собрался весь двор в ожидании, когда они с мамой приедут и подгонят ее к дому. Ощущения были сродни тем, если бы во дворе приземлился инопланетный корабль. А последней папиной машиной стал «Лексус». Правда, два года он уже не водил.
— Чем вам запомнилась последняя встреча с отцом?
— Я была у него за несколько часов до смерти. Папа уже был без сознания. А до того вели какие-то обыденные разговоры — о жизни, о Мите (внук Эльдара Рязанова. — Ред.). Никаких судьбоносных бесед. Не было наставлений и завещаний.
— Пару лет назад, когда я беседовала с Эльдаром Александровичем, он говорил о смерти совершенно спокойно: «Когда придет пора, тогда отчалим на другой берег». Ваш отец предчувствовал свой уход?
— Думаю, любой адекватный человек после определенного возраста начинает его предчувствовать. И в этом нет ничего из ряда вон выходящего, как и в словах отца о смерти.
— Эльдар Александрович не дожил до 90-летия два года. А как он обычно праздновал дни рождения и какой из них вам запомнился больше всего?
— Начиная с пятидесяти лет, папа отмечал свои юбилеи бурно. В доме кино, в театре оперетты, еще в каких-то залах собиралось огромное количество людей. Звучали поздравления, шутки… Всегда очень весело.
— И вкусно, наверное?
— Конечно. Обычно устраивался банкет. Но, когда папа отмечал 60-летие, я на него не попала — была беременна. Через шесть дней после папиного дня рождения я родила сына Митю. На чествовании я так смеялась, что папа боялся, как бы у меня не начались схватки и поэтому не пустил на банкет. И я долго держала на него зуб за то, что лишил меня законного куска осетрины. Это ведь был 1987 год — время жуткого дефицита. Потом я этот юбилей папе не раз вспоминала (улыбается).
— Наверное, и он его хорошо запомнил. Такой подарок преподнесли отцу — единственного внука!
— Они с Митей очень любили друг друга. А последний день рождения — 18 ноября прошлого года — папа не отмечал. Я приехала к нему, но он уже очень плохо себя чувствовал.
— Вы сказали, что отец любил дарить вам роскошные подарки. А чем его можно было обрадовать?
— Когда спрашивала, что подарить, отвечал: «Ничего не надо». Поэтому всегда приходилось ломать голову. Папа очень любил читать. Как правило, я дарила ему книги. Выбирала их всегда тщательно, чтобы пришлись ему по вкусу. Папа предпочитал мемуары.
— Культовый режиссер был богатым человеком?
— Не бедным. Конечно, по меркам нынешних олигархов, может быть, он и нищий, но с точки зрения обычных людей зарабатывал хорошо. Папа ведь всегда много трудился, поэтому не испытывал финансовых проблем, мог позволить дарить близким замечательные подарки и себе купить, что хотел. При этом ему не нужны были яхты и самолеты, бриллианты он не коллекционировал. За границей отдыхал редко. Больше всего любил проводить лето у себя в доме на Валдае. У него была моторная лодка, на которой любил кататься. Ловил рыбу, ходил за грибами. Такие вот простые человеческие радости.
— Наверняка Эльдар Александрович объездил полмира…
— Был и в Австралии, и в Новой Зеландии, и в Южной Америке… Естественно, в США и Европе много раз бывал. Как правило, это были командировки — недели советского кино, фестивали, кинопоказы. Отовсюду привозил мне и маме одежду, причем всегда угадывал с размером. Просто удивительно.
— Эльдар Рязанов бывал в Голливуде?
— Да. Но желания уехать туда насовсем и снимать там фильмы у папы никогда не возникало. Все его картины ведь укоренены в советскую действительность и быт. Папа знал только русский язык. Правда, когда снимал совместно с итальянскими кинематографистами фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», в процессе работы на бытовом уровне так освоил итальянский, что общался на нем запросто. Я диву давалась!
— Судьба вашего отца во многом парадоксальна. Он не мечтал быть режиссером. Во ВГИК отправился за компанию со знакомым, до этого понятия не имея, что означает эта аббревиатура. И стал гениальным режиссером! Эльдар Александрович верил в судьбу?
— Отец считал, что человек сам кузнец своего счастья.
— Известно, что трудился Эльдар Рязанов на износ. Меня потряс его рассказ, как он работал над фильмом «Карнавальная ночь-2». Со съемок приезжал домой в десять вечера и сразу падал в постель. А потом в 3—4 часа ночи вставал, продумывал, что будет снимать дальше. И рано утром опять отправлялся на съемочную площадку. Ходили слухи, что съемки подорвали здоровье вашего отца — ему ведь в 2006 году уже было 79 лет.
— Не думаю. Как раз наоборот — когда папа работал, он чувствовал себя хорошо. А перестал снимать, сразу навалились разные болезни. Однако все съемки, начиная с «Карнавальной ночи», были тяжелыми, выматывающими. Но без них он не мог. Хотя, к примеру, снимать «Карнавальную ночь» (в 1955 году. — Ред.) не хотел. Уговорили его директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев и моя мама. Был случай, когда папа приехал после съемок этого фильма домой, уставший рухнул на кровать и сказал маме: «Я тебе никогда не прощу, что ты меня уговорила снимать «Карнавальную ночь».
— Но ведь не зря ваша мама сделала это. Картина получилась замечательная. С нее и слава Эльдара Рязанова началась. К слову, как он ее ощущал?
— Папа пользовался своей известностью, чтобы помогать коллегам, друзьям, близким в получении квартир, установке телефонов. Во всех кабинетах отца принимали радушно.
— Поклонницы таланта досаждали Эльдару Александровичу своим вниманием?
— Нет. Такого, чтобы стояли под подъездом, не было.
— А вот писем Эльдар Рязанов, как он писал в своих воспоминаниях, получал огромное количество — особенно, когда стал вести «Кинопанораму». Меня поразило, с какой самоиронией он рассказывал о том, что написала ему поклонница его таланта из Воронежа: «Товарищ Рязанов, здравствуйте! Пишет вам незнакомая Мария. Вы меня извините, что я отнимаю у вас время, но о чем я буду писать, считаю важным для вас, вернее, для вашего здоровья… Вам не стыдно иметь такой живот? Руки у вас уже не сходятся на нем. Вы такой хорошенький мужичок, ставите такие отличные фильмы, и тут такое! Примите экстренные меры, чтобы быть в форме…» А далее следовали советы о диете, пользе зарядки и бега.
— Было подобное письмо и от зрительницы из Твери. Она писала отцу, что ей очень нравится, как он ведет «Кинопанораму», с удовольствием смотрит его фильмы, но ее тревожит то, что он производит впечатление человека… глубоко пьющего. Женщина призывала его не пить. На что папа ответил: «Я не пью, я ем!»
— И какое же у него было любимое блюдо?
— Выделить одно сложно. Когда папа стал следить за своим весом и старался худеть, больше всего мечтал о жареной картошке.
— Слышала, что Эльдар Рязанов в отличие от многих режиссеров вообще не пил.
— Ну как? В компании мог выпить. Естественно, не употреблял спиртного в одиночку или каждый день. Но по праздникам, когда собирались друзья, мог себе позволить. Трезвенником он не был — это уж точно. К слову, мне первый раз папа разрешил попробовать алкоголь лет в 15. У нас собрались гости, и я сказала, что хочу попробовать водку. Мама пришла в ужас. А папа сказал: «Пусть лучше попробует здесь в хорошей компании, чем неизвестно с кем в подворотне».
— Как познакомились ваши родители?
— Они учились во ВГИКе на одном курсе. Познакомились в 1944 году. Вместе жили до середины 1970 годов. При маме папа стал тем, кем он стал. Она уговорила его снимать «Карнавальную ночь», всегда поддерживала, отец с ней советовался. Мама (Зоя Фомина. — Ред.) была режиссером документального кино. После окончания ВГИКа они вместе пошли на студию документальных фильмов и там начинали работать. У них есть и совместные картины. Потом папа перешел на «Мосфильм», а мама осталась в документалистике и, нужно сказать, была успешным режиссером — даже стала лауреатом Ленинской премии. Маму наградили за фильм «Война в воздухе», вошедший в 20-серийную эпопею «Неизвестная война», которая снималась под руководством Романа Кармена.
— Почему же родители разошлись?
— И у папы, и у мамы появились другие интересы. Но и после развода они продолжали общаться. Папа приходил к нам в гости. Дачи родителей располагались в одном поселке под Москвой, в пяти минутах ходьбы одна от другой. Я всегда занимала в папиной жизни большое место. Он мне помогал, поддерживал, я могла с ним посоветоваться. Было ощущение, что я за каменной стеной, защищена и в безопасности. До последнего папа называл меня «малыш» и «ребенок», хотя мне уже немало лет. Такое обращение всегда грело душу.
— Как известно, Эльдар Рязанов был трижды женат. Вы общались с его женами?
— Мягко говоря, мы не являлись близкими подругами со второй женой Ниной Скуйбиной. А третьей — Эмме Абайдуллиной — я благодарна за то, как она относилась к папе. Ухаживала за ним и помогала ему, столько сил тратила на то, чтобы продлить ему жизнь. Она героическая женщина!
— Чем Эльдар Александрович увлекался, кроме творчества?
— Играл в бильярд и пинг-понг, рыбачил на Валдае, мы ходили за грибами, катались на лыжах… В детстве папа водил меня на каток.
— Какие воспоминания детства являются для вас самыми яркими?
— Папа любил вспоминать вот такую историю. Мне тогда было лет 14. Летом мы жили на даче. И каждый вечер, когда отец возвращался со съемок, в определенное время я ждала его у ворот гаража, открывала их, помогала разгружать сумки. И вот однажды он приезжает, а ворота закрыты, никто его не встречает. Отец выходит из машины, направляется к дому, а я иду ему навстречу со своим приятелем. Небрежно бросив ему: «Папа, привет!», выхожу с парнем за калитку, и мы отправляемся гулять. Папа говорил, что в душе у него в тот момент просто все вскипело. Он был вне себя! Но ничего мне не сказал. Всю ночь тогда не спал из-за того, что я пренебрегла им. Но пришел к выводу: меня перевоспитывать уже поздно, нужно самому перестраиваться — дочка выросла, и папа уже может быть не на первом месте. Этот случай — образец его толерантности.
— А на съемки вас брал?
— Да, я бывала на съемках. Например, «Гусарской баллады». Каталась на лошадях, меня одевали в гусарский мундир…
— Эльдар Александрович говорил, что не любит смотреть свои фильмы, так как знает, чем они заканчиваются. Но когда спустя почти полвека посмотрел свою «Гусарскую балладу», по его словам, позавидовал режиссеру, который был еще мальчишкой. А вас снимать отец пробовал?
— Был один опыт. Но не понравилось ни мне, ни отцу, и на этом мы поставили крест. У меня к актерской профессии нет ни способностей, ни данных. Это совершенно не мое, поэтому я и не рвалась сниматься.
— С удивлением узнала, что Эльдар Рязанов писал стихи и знаменитая песня из фильма «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды» — на его слова. Но еще больше поразил рассказ Эльдара Александровича, что он предложил это свое стихотворение композитору Андрею Петрову как произведение… английского поэта Вильяма Блейка.
— «У природы нет плохой погоды» — первое папино стихотворение. Он сочинил его в 49 лет. Как-то он гулял по лесу, и строки родились сами собой. Вернувшись домой, папа записал стихотворение и прочитал его мне. Но я сказала, что оно мне не нравится, так как с философией, согласно которой все, что сваливается на тебя в жизни, нужно благодарно принимать, не согласна. Папа тогда обиделся.
— Какой фильм отца вы больше всего любите?
— Сложно ответить на этот вопрос. Я люблю смотреть папины картины, но выделить одну из них невозможно.
— Говорят, последнее время ваш отец жил своим детищем — киноклубом «Эльдар». Я бывала в нем не раз на киносеансах. Поразило, что для влюбленных пар вход бесплатный, а каждый стул в кафе кинотеатра именной — на его спинке имена легендарных актеров: Папанова, Миронова, Смоктуновского…
— О себе папа шутил, что работает в своем киноклубе «вывеской». В последнее время бывал в нем нечасто. Всеми делами занималась его жена Эмма Валерьяновна. Думаю, она будет продолжать это делать и дальше.
— Как вы считаете, ваш отец был счастливым человеком?
— Однозначно! У папы была счастливой жизнь и творческая, и личная. Отец говорил, что у него было три жены и все очень хорошие. Правда, при этом добавлял, что и женам с ним везло.
6488Читайте нас у Facebook