В принятом виде автофиксация нарушений ПДД обречена на провал — правозащитники
Закон о системе автофиксации нарушений Правил дорожного движения, без которой практически невозможно преодолеть коррупцию, вступил в силу еще в августе 2015 года. Сразу после этого руководство полиции воодушевленно заявило, что в одном только Киеве для повышения дисциплины водителей будет установлено около тысячи приборов автофиксации. Нынешним летом руководство МВД помпезно презентовало пилотный проект по внедрению новой системы автофиксации в Киеве и в Одессе, в рамках которого в данных городах установили… три прибора фиксации нарушений Правил дорожного движения. При этом Арсен Аваков заявил о том, что на дорогах Украины планируют разместить более трех тысяч камер фиксации, что обойдется в несколько миллиардов долларов.
Увы, скоро Новый год, а автофиксация в Украине так и не заработала. Более того, недавно в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который, по заверению его авторов, сдвинет проблему с мертвой точки. Впрочем, некоторые правозащитники, специализирующиеся на этой тематике, по-прежнему настроены скептически…
Законопроект № 5314 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» ныне находится на рассмотрении в профильных комитетах. В пояснительной записке его авторы утверждают, что с принятием документа законодательные несоответствия, которые не дают возможности запустить систему автофиксации нарушений, будут устранены.
Оказывается, в принятом в 2015 году законе (№ 596-VIII) содержатся коллизии, нарушающие конституционные права и свободы граждан. Более того, Конституционный Суд Украины еще в 2010 году именно по этой причине отменил применение автоматической фиксации на дорогах. Речь прежде всего о том, что действующий закон предполагает привлечение к ответственности владельца транспортного средства, а не человека, управлявшего автомобилем. Хотя, согласно принципу презумпции невиновности и статьи 61 Конституции, гражданин может отвечать только за собственные поступки.
Правозащитники, специализирующиеся в сфере безопасности дорожного движения, утверждают, что в принятом виде автофиксация обречена на провал. Как только появятся первые судебные постановления, вынесенные не причастному к нарушению человеку, снова будет подано обращение в Конституционный суд, и вероятность повторной отмены автофиксации очень высока. Понимают это и руководители МВД и Нацполиции, напрямую причастные к принятию неконституционного закона и в свое время весьма горячо его отстаивавшие. Не исключено, что из-за этих «скользких» моментов они до сих пор не решились на полноценное внедрение новой системы. Осознают риски и потенциальные инвесторы, которые не спешат вкладывать огромные средства в заведомо провальный проект. А без них освоить многомиллиардную затею с внедрением автофиксации нереально.
Учитывая все подводные камни, авторы нового законопроекта предлагают прежде всего установить, что ответственность за нарушение, задокументированное с помощью средств автофиксации, будет нести лицо, которое в тот момент управляло автомобилем.
А чтобы определить нарушителя, предложен следующий механизм. Владельцу транспортного средства будет направляться письменное уведомление о факте зафиксированного нарушения. В уведомлении будет информация о времени, дате и месте его совершения, об интернет-сайте, на котором можно ознакомиться с изображением или видеороликом, а также напоминание об ответственности за непредоставление информации о лице, которое фактически управляло транспортом в момент нарушения. Вместе с уведомлением будут отправлять и заочное постановление.
Если владелец утверждает, что не совершал вменяемое ему нарушение, то придется предоставить в полицию информацию о человеке, который в указанное время находился за рулем его автомобиля, а также заявление нарушителя, подтверждающее согласие на привлечение к админответственности. Кроме того, провинившийся водитель может лично обратиться в полицию с заявлением о добровольном признании факта допущенного нарушения.
Если же автовладелец согласен с заочным постановлением, он платит штраф. Причем для стимулирования этой процедуры предусмотрена поощрительная «скидка» — сумма штрафа, оплаченного в течение 10 дней с момента вступления постановления в силу, снижается наполовину. Подобная льгота предусмотрена и в действующем законе, но для этого отведен вдвое меньший срок — 5 дней. Кстати, чтобы не утруждать автомобилистов запоминанием сроков вступления постановления в законную силу, возможности оплаты штрафа «со скидкой» и необходимости ответа на уведомление о лице, допустившем нарушение, авторы законопроекта установили единый срок — 10 дней.
Но если возможности установить нарушителя нет, а владелец транспорта не предоставляет информацию о нем, ответственность придется нести тем юридическим или физическим лицам, за которыми зарегистрирован автомобиль. Эту норму предлагают закрепить законодательно — владельцы должны знать, кто пользуется их машиной (которая является средством повышенной опасности).
Не останутся без внимания и автомобили с зарубежной регистрацией: если система автофиксации задокументирует нарушение с подобной машиной, ответственность будет нести тот, кто ввез его на территорию нашей страны. В таких случаях постановление об уплате штрафа будет вручать погранслужба Украины.
Кстати, в законопроекте № 5314 есть и другие не менее любопытные новшества. В частности, урегулирован вопрос начисления 150 штрафных баллов — предусмотрено, что неиспользованный остаток баллов в конце года аннулируется. Кроме того, отменено начисление пени в двойном размере суммы штрафа за несвоевременную его оплату — в данном случае предлагается принудительно изымать как сам штраф, так и пеню. В проекте говорится, что в случае несвоевременной оплаты исполнительная служба в принудительном порядке изымает двойной размер штрафа (без какой-либо пени). Кроме того, в документе прописан механизм лишения права управления. Так, при вынесении такого решения полиция вносит соответствующую информацию в свою базу данных, а срок действия водительского удостоверения приостанавливается с момента вступления этого постановления в законную силу. Если водитель был лишен прав на срок более года, он сможет вернуть права только после успешной сдачи практического и теоретического экзаменов в сервисном центре МВД.
Впрочем, несмотря на старания народных избранников привести автофиксацию в соответствие с нормами Конституции, некоторые юристы, специализирующиеся на этой тематике, по-прежнему настроены скептически. Известный правозащитник и автор нашумевшей книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев рассказал нам следующее:
— Зарегистрированный недавно и задекларированный в качестве «направленного на запуск фотофиксации» законопроект № 5314 повторяет старую ошибку. Постановление выносится «условно», но все равно на владельца, и это главное. Опять тупик! Ведь, напомню, Конституционный суд в 2010 году сказал: нельзя так делать, потому что юридическая ответственность имеет индивидуальный характер. Владельца автомобиля, сидящего перед телевизором и пьющего пиво в момент фиксации правонарушения, нельзя привлекать к ответственности за превышение скорости.
Непонятно также, как действовать в ситуации с автомобилями-двойниками и что делать с сотнями тысяч владельцев транспортных средств, зарегистрированных на временно оккупированных территориях? По утверждению правозащитника, для них сценарий развития событий всегда будет один: неполучение постановления, образование задолженности по штрафу, открытие исполнительного производства, задержание и отправка автомобиля на штрафплощадку. И потенциальных клиентов под этот «комплекс услуг» может оказаться не менее миллиона. Государство готово пойти на такие риски?
— Выход в сложившейся ситуации лишь один — не изобретать велосипед, ведь автоматическая фиксация правонарушений успешно работает во многих странах мира, — говорит Владимир Караваев. — Справиться с конституционными несоответствиями можно исключительно путем возложения ответственности на лицо, конкретно нарушившее Правила дорожного движения в момент автоматической фиксации правонарушения на дороге.
По словам правозащитника, в Европе владельца автомобиля законодательно обязывают сообщать полиции, кто управлял машиной в момент правонарушения. Не сообщаешь — плати штраф, но не за превышение скорости, а за бездействие. В США пошли дальше. Не хочешь предоставлять данные о нарушителе или оплачивать штрафы — получи «рецидив» на свое транспортное средство, после чего автомобиль считается потенциально опасным для других участников дорожного движения, в связи с чем государство может налагать на него целый ряд ограничений.
— Озвученные принципы заложены в законопроекте № 5184 «О дорожном движении и его безопасности». Лишь после его принятия автоматическая фиксация правонарушений получит не только «зеленый свет», но и главное — инвестиции, так необходимые сегодня Украине для уменьшения количества жертв на дорогах, — подытоживает Владимир Караваев.
Чтобы заработала предложенная правозащитником схема, необходимо для начала принять законопроект № 5184 о безопасности дорожного движения, о котором уже не раз писали «ФАКТЫ». А для того чтобы инвесторы активнее подключались к плану масштабного внедрения в Украине средств автофиксации, неплохо бы принять также еще один документ — № 5185 (об изменении в Бюджетный кодекс Украины), закрепляющий механизм финансирования системы автофиксации нарушений ПДД и распределение средств, полученных при ее использовании. Этот проект предлагает законодательно формировать источник возврата ивестиций, вводит современный европейского принцип, согласно которому нарушители правил движения финансируют его безопасность за счет уплаченных штрафов, а также — увеличивать поступления в спецфонд государственного и местных бюджетов для их использования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе внедрения, развития и обслуживания системы автофиксации нарушений ПДД.
1469Читайте нас у Facebook