Микола Лукив: "Моя вечная боль, что я так и не спела "Черешню", — говорила Юлия Пашковская"
Многие стихи известного украинского поэта, главного редактора журнала «Дніпро» Миколы Лукива стали песнями, которые исполняют звезды украинской и зарубежной эстрады. За то, что их любят, в частности в России, лет десять назад Николай Владимирович был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Удостоверение поэту вручал сам президент Владимир Путин. Но когда Россия развязала агрессию на востоке Украины, Лукив сказал: «Я по-прежнему уважаю и люблю братский российский народ. Но политикой его президента разочарован и возмущен. А стихи пишу не ради званий. Надеюсь, они и так останутся с людьми…» И в знак протеста отказался от почетного российского звания, о чем публично заявил на страницах «ФАКТОВ» и нескольких других изданий, напомнив известное изречение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Впрочем, Лукив — поэт Божьей милостью. И его песни, написанные в соавторстве с известными композиторами Украины, России, Белоруссии, Польши, уже много лет не стареют и звучат на разных континентах, куда судьба забрасывает наших соотечественников.
— Николай Владимирович, как появилось стихотворение, из которого родилась знаменитая песня?
— Все мы родом из детства, у каждого есть или была мама… — говорит Микола Лукив. — Моя мама, простая женщина, всю жизнь прожила в селе Кумановцы на Виннитчине, где я родился и вырос. Она была неграмотной женщиной, но хорошо знала «Кобзарь» Тараса Шевченко и пересказывала нам, детям, содержание его поэм. Если есть во мне что-то хорошее — это мне дали мама и отец-фронтовик, сельские труженики. Об этом всегда буду помнить. Перед родителями все мы в вечном долгу. Когда их не стало, я понял, что навещать мать и отца надо чаще. К сожалению, некоторые важные вещи осознаешь, когда исправить что-то уже поздно…
— Эту мысль вы передали в другом известном стихотворении — «Приїжджайте частіше додому…» С легкой руки того же Анатолия Горчинского оно тоже стало популярной песней.
— Наверное, так получается, когда души поэта и композитора работают на одной волне. У моих родителей на подворье росла старая черешня. Вся родня собиралась под ней. Позже я узнал, что у мамы Анатолия Горчинского в Фастове в саду весной тоже расцветала черешня. Он вспоминал, как теплыми ночами любил спать под ней.
— В 1990-е годы вы явились инициатором учреждения нового праздника — Дня матери, который ежегодно отмечается в Украине в первое воскресенье после Дня Победы…
— Женщины, особенно матери, в жизни всегда несут более тяжелый груз, чем мы, мужчины. И муки рождения детей, и вечные заботы, и тревоги о них. Поколение моей мамы еще и войну пережило! Многие женщины не дождались с фронта мужей, сыновей. Мама рассказывала, что 9 мая 1945 года, когда пришла весть об окончании войны, половина села радовалась, а половина — плакала.
— И об этом у вас есть стихотворение, тоже ставшее песней — «Половина саду квітне, половина в’яне» на музыку композитора Александра Бурмицкого в прекрасном исполнении Виталия Билоножко — о том, что после войны одни радовались жизни, а другие печалились…
— Эту песню, кстати, очень любил покойный премьер-министр России, а затем выдающийся дипломат Виктор Черномырдин. Он был настоящим другом Украины. Да, от любой войны или политико-экономических катаклизмов всегда больше всего страдают те, кто не виноват в этих бедах — женщины и дети. О матерях надо помнить не только в праздники.
С Анатолием Горчинским мы познакомились в 1990 году на Днях украинской культуры в Тернополе. Анатолий Аркадьевич работал режиссером местного драмтеатра. Но известность обрел, наверное, все-таки благодаря своим песням, которые писал еще с 1950-х годов. Весь Советский Союз облетели его «Здравствуй, чужая милая», «Не топчіть троянди», «Червона троянда»… Кстати, когда с Горчинским встретился другой классик нашей эстрады — Владимир Ивасюк, — он признался Анатолию Аркадьевичу, что именно «Червона троянда» подвигла написать его «Червону руту»! А первая исполнительница «Троянди» и других песен Юлия Пашковская — популярная в 60—80-е годы прошлого столетия певица (и, кстати, жена знаменитого юмориста Юрия Тимошенко — Тарапуньки) — уже на склоне лет говорила супруге композитора Елене Горчинской: «Моя вечная боль, что я так и не спела „Черешню“…»
Встреча с Горчинским произошла в актовом зале Тернопольского пединститута, где мы выступали перед студентами и преподавателями. Я прочитал несколько стихотворений из моей только что вышедшей книги «Мелодії для матері і коханої». Аудитория восприняла их очень тепло.
— «Черешню» вы тоже читали?
— Да. Но самый большой успех тогда имело стихотворение «Матері». Анатолий Аркадьевич растрогался, даже попросил меня переписать ему это произведение. Я, конечно, был польщен неожиданным для меня предложением сотрудничать с мэтром украинской эстрады, подарил ему книжку. Но знаете, как оно бывает. Чаще всего подаренные книги с автографами ставятся на полку нечитанными — до лучших времен. Я не был уверен, что у Горчинского, полностью поглощенного работой в театре немолодого уже человека, — хватит времени почитать стихи поэта, которого он, возможно, и не знал.
— Но ведь у вас, лауреата республиканской премии имени Николая Островского, уже вышло десять книг!
— Да брось… Начинались тяжелые 1990-е, литература, поэзия пользовались у людей, вынужденных не жить, а выживать, меньшей популярностью, чем в более сытые времена. Мои поэтические сборники издавались небольшими тиражами. Популярных песен на мои слова еще не было, разве что они изредка появлялись в музыкальных журналах. Так что седовласый тернопольский Маэстро мог и не знать малоизвестного киевского поэта. Я это понимал и был готов к тому, что песня, возможно, и не появится.
А где-то через год, осенью 1991-го (я как раз работал в Запорожье в группе поддержки Бориса Ильича Олийныка, баллотировавшегося в Верховную Раду Украины), вдруг утром в гостиничном номере по радио я услышал песню, слова которой показались мне до боли знакомыми: «Росте черешня в мами на городі»! Исполнял ее какой-то молодой певец, фамилию, каюсь, не запомнил. Откровенно говоря, тогда песня впечатления на меня не произвела. Не было в ней того глубокого душевного переживания, которое вложил композитор. Наверное, для исполнения таких произведений мало быть молодым певцом с хорошими вокальными данными.
— Не зря сильнее всего она звучит именно в исполнении светлой памяти Горчинского.
— Кстати, сердцем поет ее и ректор Национального университета культуры и искусств, народный артист Украины Михаил Поплавский. Я благодарен ему и за то, что в своем предисловии к сборнику воспоминаний об Анатолии Горчинском «Люблю — і все!», изданном несколько лет назад женой и друзьями композитора, Михаил Михайлович написал о «Черешне»: «Це справжній гімн матері».
— Ваша мама успела ее услышать?
— Да. Плакала, благодарила. А умерла она в начале 1995 года, в день, когда в столичном Доме художника я был на вечере, посвященном 60-летию со дня рождения Василя Симоненко.
— Первой, кто услышал эту песню, была жена композитора Елена. Когда Горчинский исполнил дома только что написанную музыку к «Черешне», она сказала мужу: «Это твоя вторая «Червона троянда». Как в воду глядела!
— Елена Эдуардовна — святая женщина, тонкая ценительница прекрасного, а прежде всего — чуткий, преданнейший и надежный друг, который был рядом с Анатолием Аркадьевичем до последних дней его жизни. Что-то есть и в том, что он — человек старшего поколения, если сравнить нас по возрасту, фронтовик, умер в мой день рождения — 6 января 2007 года. И словно передал мне эстафету стремления к настоящему искусству. Я считаю его своим крестным отцом в песенном творчестве. А просто в жизни — образцом скромности и порядочности.
Представь себе. Горчинский знаменит не только в Украине. Народный артист. Организаторы его концертов отправляются на гастроли на «Мерседесах», а он трясется в обычным рейсовом автобусе! Никогда не требовал комфортабельных номеров в гостиницах, не капризничал. Иногда мог переночевать на диване или даже на столе в кабинете заведующего клубом — не хотел стеснять людей, приглашавших к себе домой. Скоро десять лет, как Анатолия Аркадьевича нет с нами. И его по-прежнему так не хватает!
— Зато ваша с ним «Черешня» и другие песни звучат в эфире и со сцены уже более четверти века.
— Да, мне приходилось слышать «Черешню"и за рубежом, даже на египетских курортах. Но у популярности может быть и обратная сторона. Иногда эта песня звучала так часто, что мы с Анатолием Аркадьевичем даже переживали, не надоест ли она слушателям. Такое с хитами нередко случается. Однажды я даже зашел на Украинское радио и попросил сотрудников музыкальной редакции реже включать «Черешню» в развлекательные передачи.
В ответ мне показали горы писем: «Все конверты — заказы на вашу песню. Мы и сами пытаемся чередовать ее звучание в эфире с другими популярными мелодиями, но не всегда удается. Вот и незадолго до вашего прихода в редакцию позвонил солидный чиновник из очень высокой инстанции с просьбой передать именно вашу песню в день рождения его матери. Мы ответили, что хороших песен немало, предложили другую. Но уважаемый слушатель не согласился: «Если считаете, что «Черешня» часто звучит в эфире, не передавайте ее две недели перед маминым днем рождения. А в день рождения — поставьте…» И пришлось ставить!
Если честно — до сих пор не понимаю причин популярности «Черешни». Казалось бы, простые слова, незатейливая мелодия…
— Может быть, потому, что все гениальное — просто?
— Ну ты даешь… Скорее всего, потому, что слова и музыка рождены душой. Душа не обманет.
Фото в заголовке автора
1920Читайте нас у Facebook