"На картине, которую мы реставрируем в Андреевской церкви, художник изобразил своего друга Тараса Шевченко"
Известная миллионам людей по финальной сцене легендарного фильма «За двома зайцями» лестница Андреевской церкви все еще закрыта для посетителей — мастера завершают начатые там прежде работы.
*Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— К началу песенного конкурса «Евровидение-2017» (пройдет в мае в столице Украины) лестница будет полностью приведена в порядок, и любой желающий сможет подняться по ней на смотровую площадку храма, с которой открывается великолепный вид на Подол, а в хорошую погоду оттуда можно рассмотреть даже город-спутник Киева Вышгород, — рассказала нам исполняющая обязанности заведующей музея «Андреевская церковь» Лина Янченко. — А вот внутрь церкви доступ закрыт как минимум до конца нынешнего года — многое предстоит там отреставрировать. Эти работы уже начаты, пойдемте я познакомлю вас со специалистами, которые их проводят.
*Лина Янченко: «К началу „Евровидения“ мы разрешим посетителям подниматься на смотровую площадку церкви, откуда открывается великолепный вид на Подол»
Мы зашли в Андреевскую церковь и увидели, как трое реставраторов, стоя на строительных лесах, «колдуют» возле очень большой картины.
— Анатолий Николаевич, пожалуйста, спуститесь на минутку поговорить с журналистами, — Лина Янченко позвала одного из них — мужчину с бородкой. — Это заведующий реставрационной мастерской Национального заповедника «София Киевская» Анатолий Остапчук. Со своими коллегами он сейчас реставрирует картину «Проповедь апостола Андрея». Она примечательна не только впечатляющими размерами (15 квадратных метров), но и тем, что ее автор — художник Платон Борисполец (1805—1880 годы) — изобразил Тараса Шевченко в образе одного из персонажей.
*На картине изображено, как апостол Андрей проповедует на горе над Днепром, где затем была построена Андреевская церковь
*В левом углу полотна художник изобразил Тараса Шевченко
Реставрационные работы этого большого полотна проводились и ранее, но только сейчас картину впервые сняли со стены. Ее реставрация проходит прямо в церкви.
— Мы планировали начать с другой картины, но, когда осмотрели «Проповедь апостола Андрея», занялись этим полотном, — вступает в разговор Анатолий Остапчук. — Дело в том, что нижняя кромка картины прогнила. Это произошло из-за того, что с обратной стороны между холстом и подрамником десятилетиями оседала и накапливалась пыль. Под ее слоем началось разрушение холста, образовалось несколько разрывов и сквозных отверстий.
Картину нужно было снять со стены. Это весьма непростая задача, ведь только вес холста — около ста килограммов, прибавьте к этому массу деревянной рамы. Справиться с задачей нам помогли инженеры и рабочие, которые сейчас выполняют работы в Андреевской церкви. Они задействовали тяговые устройства и монтажные блоки, по нашей просьбе установили картину в горизонтальном положении. Затем к работе приступили мы, реставраторы. Вначале сняли пыль с помощью пылесоса. Заделали порывы, а сейчас приклеиваем полоску из ткани на поврежденную нижнюю часть полотна. Предстоит очистить от загрязнений красочный слой. Для этого используем эмульсию скипидара с водой. Возможно, сделаем тоньше или вообще удалим слой лака, которым покрыта картина (она написана масляными красками).
— Вы уже нашли на картине образ Тараса Шевченко? — спрашивает корреспондентов «ФАКТОВ» Лина Янченко. — Вот он — с левой стороны полотна. На картине вы видите сцену проповеди апостола Андрея скифам. Согласно летописям, это событие произошло в сороковые годы первого столетия на горе, на которой сейчас возвышается Андреевская церковь.
Женщина на картине одета в клетчатую красную юбку (плахту). У воина казацкие усы и сабля. Тарас Шевченко — один из самых узнаваемых и популярных украинцев — находится среди людей, обступивших апостола. Художник тем самым подчеркивает: изображенное на картине событие произошло на территории, где затем возникла Украина.
— Автор картины был знаком с Кобзарем?
— Конечно, они оба учились в Санкт-Петербурге в Академии художеств. Молодость Борисполец посвятил военному делу — служил офицером-артиллеристом. Только когда в 35 лет подал в отставку, решил заняться своим любимым делом — живописью, получить художественное образование. В академии он познакомился и подружился с Тарасом Шевченко. Их сближению способствовало то, что они оба были из Украины.
— Шевченко позировал для картины «Проповедь апостола Андрея»?
— Нет, автор написал ее в Париже в 1847 году, когда Кобзарь находился в ссылке. Вполне возможно, что решение изобразить Шевченко в образе одного из персонажей было продиктовано стремлением Бориспольца проявить солидарность с запрещенным ссыльным поэтом.
— Как получилось, что это полотно оказалось в Киеве и было размещено в Андреевской церкви?
— Выпускники Академии художеств, которые получали за свои работы золотые медали, имели право за счет учебного заведения отправиться за границу для совершенствования мастерства. Устав Академии художеств предусматривал награждение большой золотой медалью выпускников в возрасте до 30 лет, а Платону Тимофеевичу было уже гораздо больше. Вместо медали за картину «Воскресение Христа» ему предложили звание академика. Он отказался. Поехал в Европу за свой счет. Кстати, мечта побывать там была и у Шевченко. Однако его картина «Цыганка-ворожка» была отмечена только малой серебряной медалью.
Борисполец отправился сначала во Францию, а оттуда — в Италию. Его творчество пользовалось успехом, и большинство картин находили покупателей. Но полотно «Проповедь апостола Андрея» художник подарил городу Киеву. Попросил митрополита Киевского Арсения найти картине достойное место.
В 1867 году отмечалось 100-летие со дня освящения Андреевской церкви. Организацией празднования занимался известный в те времена церковный и общественный деятель писатель Андрей Муравьев. По его инициативе Андреевской церкви были подарены две большие картины «Проповедь апостола Андрея» и «Выбор веры князем Владимиром», которые по сей день украшают стены храма. «Выбор веры…» находится в хорошем состоянии, а вот «Проповедь…» пришлось неотложно «лечить».
С приведения в порядок этой картины начинается реставрация живописи храма. Только после завершения этих работ мы вновь откроем сюда доступ посетителям. К слову, нельзя допускать, чтобы здесь одновременно находилось более ста человек, иначе будут неприемлемые колебания влажности воздуха, что отрицательно сказывается на сохранности икон и картин.
— В каком состоянии находятся фундаменты Андреевской церкви?
— Их капитально укрепили накануне Евро-2012 (речь идет о сложной системе укрепления холма сваями), так что с этим проблем нет.
Андреевская церковь получила статус музея без малого 50 лет назад. С тех пор проведено несколько масштабных реставраций. В ходе одной из них (1978—1979 годы) куполам вернули их первоначальный вид. Дело в том, что во второй половине XIX века во время грозы в главный купол ударила молния и серьезно повредила его. После этого все купола оббили жестью и выкрасили в серый цвет. При этом была искажена оригинальная форма и утрачен великолепный накладной декор в стиле барокко. К счастью, в 1970-е годы во время проведения ремонтно-реставрационных работ под руководством архитектора Валентины Ивановны Корнеевой были обнаружены оригинальные чертежи Андреевской церкви в архиве венского музея Альбертина. Куполам вернули оригинальную форму, цвет и позолоченный накладной декор.
— Как чертежи оказались в Австрии?
— Их отправил туда автор проекта архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Дело в том, что после смерти его покровительницы, императрицы Елизаветы Петровны, он остался на старости лет не у дел. Занявшая российский трон императрица Екатерина II отдавала предпочтение вошедшему в моду архитектурному стилю классицизм. Растрелли же был непревзойденным мастером барокко, вот и остался без работы. В поисках новых заказчиков рассылал чертежи своих творений царствующим особам по всей Европе. Так документация по Андреевской церкви попала в Вену.
В конце 1970-х в ходе реставрационных работ вернули оригинальный тон и иконостасу Андреевской церкви. В свое время цвет иконостаса выбирала лично императрица Елизавета. Она пожелала видеть его ярко-пурпурным.
Иконостас был вырезан из липы в Санкт-Петербурге по чертежам Растрелли. Перевозить иконостас пришлось в разобранном виде. Доставлять его в Киев на подводах по ухабистым дорогам было рискованно, поэтому дождались февраля и отправили на санях.
— Почему в Андреевской церкви нет колоколов?
— Изначально она была построена и функционировала как дворцовая церковь царской семьи Романовых. В такого рода храмах колокола не вешают, ведь их смысл в том, чтобы созывать прихожан в храм.
К слову, существует старинное киевское предание о том, что если на Андреевской церкви зазвонят колокола, то из-под холма, на котором она стоит, хлынут многочисленные потоки воды, которые затопят чуть ли не половину Украины. Легенда возникла из-за того, что люди неоднократно видели, как из холма вытекает большое количество ручейков. В середине XVIII века с этой проблемой столкнулся архитектор Иван Мичурин, который руководил строительством Андреевской церкви. Прежде чем приступить к работам, он провел инженерно-геологическое исследование холма, по результатам которого распорядился снести холм и насыпать искусственный (камни для него специально привозили из Ржищева и Бучи). Мичурин создал сложную систему отвода воды с этого места. Интересно, что воду, которая отводилась от холма, использовали для работы городских фонтанов, в том числе знаменитого фонтана «Самсон». Он по сей день находится на Подоле на Контрактовой площади. Верхушка ротонды, которая стоит над «Самсоном», увенчана фигурой апостола Андрея — в знак того, что вода на этот фонтан подавалась из-под основания Андреевской церкви. Тем не менее возникла легенда о том, что воды, некогда выходившие на поверхность холма, упрятаны под церковь и обязательно выльются, если в Андреевской церкви зазвонят колокола…
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2762Читайте нас у Facebook