Паралимпийская чемпионка Оксана Шишкова: «Труднее всего из шести наград далась... бронзовая медаль»
— Знаю, меня с первой золотой наградой поздравил президент Украины на своей страничке в «Фейсбуке», — улыбается Оксана Шишкова. — Очень приятно, конечно, но я не видела этого поздравления. Просто некогда сидеть в социальных сетях. И вообще, на таких ответственных соревнованиях лучше, когда меньше знаешь, что происходит вокруг. А больше всего меня успокаивает и настраивает на борьбу классическая музыка, поэтому слушаю ее практически все свободное время.
— Какая из медалей досталась тяжелее всего? Наверное, золотая?
— Как ни странно, бронзовая. Просто не рассчитывала ее завоевать и вырвала уже из последних сил. За день до этого, 13 марта, я, несмотря на жуткий ветер, первой преодолела десятикилометровую дистанцию, уложившись в 38 минут и почти 22 секунды. Лыжи были хорошо подготовлены, огневые стрельбища прошла без ошибок. Увы, на следующий день чувствовала себя физически истощенной. Предстояла спринтерская дистанция — полтора километра. Но, чтобы попасть в ее финал, нужно было пройти два этапа: отборочный и полуфинал. После пролога говорю своему гайду (гайд — спортсмен-лидер, сопровождающий незрячего спортсмена специальными звуковыми сигналами, идя впереди по трассе. — Авт.): «Виталик, я уже не могу!» Но он подбодрил меня, и я как-то собралась с силами. «Я уже точно не могу!» — говорю ему после полуфинала. «Оксанка, потерпи, осталось каких-то пять минут — и финиш», — начал он меня уговаривать. Деваться было некуда…
В этот день, кстати, температура воздуха в Пхенчхане резко поднялась почти до семнадцати градусов. Лыжную трассу, чтобы она не растаяла, поливали специальным химическим раствором. Очень сложно было подобрать одежду, чтобы не простудиться и не перегреться. На участниках других команд видела даже комбинезоны с короткими рукавами. Такая погода для наших биатлонистов была непривычной.
А «золото» как-то без особых усилий далось. Возможно, потому, что перед этим бежала пятнадцать километров и после них дистанция в десять километров показалась попроще. Хотя на такую высокую награду я не рассчитывала.
* Оксана со своим гайдом Виталием Казаковым. Фото Getty Images
— Ну, а в командной эстафете на 2,5 километра в день закрытия Паралимпиады украинцам вообще не было равных. Какие наставления давали вам тренеры перед стартом?
— Бежать так, как будто в последний раз! Но не спешить — лучше побежать на полсекунды позже, чем сделать фальстарт. В общем, мы — Юрий Уткин, Людмила Ляшенко, Юлия Батенкова-Бауман и я — старались изо всех сил. Оказаться первыми среди тринадцати команд — это большой успех. Хотя, если честно, настроены были бороться за «серебро». Очень много в этой победе усилий и наших гайдов. Они тоже все удостоены таких же наград, как и паралимпийцы.
— Ты в отличной физической форме!
— Годы тренировок зря не прошли (улыбается). Подготовка у меня хорошая. Очень часто я так выкладывалась, что просто выползала из спортзала. Паралимпийцы и деф-лимпийцы имеют очень хорошую базу для подготовки — Западный реабилитационно-спортивный центр в селе Яворов Турковского района Львовской области, построенный при поддержке в том числе президента Национального паралимпийского комитета Валерия Сушкевича. Мы по три-четыре раза в год выезжаем туда на сборы. Тренируемся также в спорткомплексе Министерства обороны Украины, который является и местом тренировок олимпийской сборной Украины, в карпатском Тысовце. Отличные условия для спортсменов-лыжников созданы также в специализированной школе олимпийского резерва в Чернигове. Когда есть деньги, выезжаем на заграничные базы, а когда нет — могу тренироваться и в Харькове.
— Соперники на этой Паралимпиаде были сильными?
— Слабых на таких мероприятиях не бывает. Мы ведь серьезно готовимся к выступлениям, и каждый мечтает победить. Поэтому сложно все. Но главное, чтобы борьба была честной. К сожалению, в паралимпийском спорте бывают проблемы с классификацией. Меня это очень возмущает.
— У тебя, как я заметила, особенно жестко складывается борьба с россиянкой Михалиной Лысовой. Четыре года назад в Сочи на шестикилометровой дистанции она стала золотым призером, а ты — бронзовым, и разрыв в результатах там был доли секунды. В этом году на этой же дистанции с минимальным преимуществом тоже победила Михалина. У нее «золото», а у тебя «серебро»…
— Знаете… Фамилия Лысовой появилась в списках участников за два дня до открытия Паралимпиады. Говорят, она была в черном списке, связанном с допинговым скандалом… Я не могу доверять слухам, но все же…
— Ты рассчитывала на такое количество наград?
— Нет, конечно. Для каждого спортсмена медаль — это счастье и большая гордость. Но, несмотря на такой успех, понимаю, что еще есть над чем работать. Нужно улучшать и технику, и скорость, и стрельбу.
— Оксана, интересно, а насколько лыжи выше тебя? Ты ведь такая маленькая…
— Мой рост всего 156 сантиметров, размер обуви — 35-й, перчатки покупаю в детском отделе. А лыжи 181—182 сантиметра. Они, как и палки, подбираются особо тщательно. Их несколько пар — на разную погоду.
* Оксана Шишкова: «Для каждого спортсмена медаль — это счастье и большая гордость». Фото Getty Images
— Что помогает побеждать? Может быть, у тебя есть какие-то амулеты?
— Знаю, что некоторые спортсмены перед соревнованиями не стирают носки или костюмы. Кто-то вкладывает амулеты в носки, не меняет шапочки… Я свободна от всяких предрассудков. Выхожу на старт лишь с мыслями о своих близких, которые волнуются за меня.
— Кто за тебя держит кулаки в Харькове?
— Родители, старшие брат и сестра. Мама отдала меня в цирковую студию, где тогда занимался брат, в три года. Потом в семь лет я по его примеру увлеклась кунг-фу. А позже стала защитником детской сборной футбольной команды «Металлист». Никому не сказав о том, что я практически не вижу.
— А что случилось?
— Просто вдруг начало падать зрение. Первым на это обратил внимание брат, заметив, что я слишком близко смотрю телевизор. Когда проверилась у окулиста, оказалось, что вижу всего на пятьдесят процентов. Довольно скоро зрение ухудшилось до десяти. Мне пришлось переводиться в школу для слабовидящих детей. Однако спорт не бросила. Лет в 13—14 начала заниматься паралимпийской легкой атлетикой. Моими коронными дистанциями были бег на 100 и 200 метров. Получила звание «мастер спорта Украины», принимала участие в чемпионате Украины по легкой атлетике. Кто знает, как бы сложилась моя судьба, если бы меня не заметил тренер паралимпийской сборной по биатлону Николай Васильевич Ворчак. «Давай попробуем», — предложил он. Я согласилась не раздумывая. И не жалею.
— Слабое зрение передалось тебе по наследству?
— У всех моих родственников, даже у троюродных братьев, со зрением все в порядке. Врачи говорят, возможно, у кого-то из дальних предков были проблемы. Кстати, мой прапрадедушка по отцу — известный писатель Владислав Шишков, автор романа «Угрюм-река».
— Помнишь свое самое первое выступление на Паралимпиаде?
— Моя первая Паралимпиада была восемь лет назад в Ванкувере. Мне тогда еще не исполнилось 18 лет, и я летела в Канаду без особых надежд. Но уже в первый свой заезд чуть не финишировала третьей. Так получилось, что мой гайд ушел вперед, и я потеряла ориентацию. На повороте меня выбросило «под откос». Ну, ничего, пришла пятой. А со второй Паралимпиады, проходившей в Сочи, уже вернулась с четырьмя наградами. Все они были бронзовыми.
— Что в ближайших планах?
— Побыть с семьей, с которой не виделась почти три месяца. Заняться восстановлением здоровья — буду лечить зрение, руку, шею. К сожалению, профессиональный спорт связан с частыми травмами.
— У Оксаны бойцовский характер, — отзывается о титулованной паралимпийке бывший начальник Харьковского регионального центра «Инваспорт» Николай Овчаренко. — Чудес в спорте ведь не бывает. Чтобы войти в десятку лучших в своем виде, нужно лет пять — восемь очень тяжело трудиться. И прежде чем научиться ездить на лыжах, надо привыкнуть терпеть боль от падений. Девочка воспитывала в себе выносливость с самых ранних лет, занимаясь восточными единоборствами и футболом, которые традиционно считаются мужскими состязаниями. Это была довольно сильная закалка.
Но в успехе спортсмена, кроме его волевых качеств, большую роль играет еще и опыт тренера. С Оксаной Шишковой и другим нашим золотым медалистом биатлонистом Виталием Лукьяненко работают лучшие в своем деле мастера, имеющие звания заслуженных — многократный призер мировых чемпионатов по лыжам, лидер гайдов Владимир Иванов и старший тренер национальной паралимпийской сборной Валерий Казаков. Особо хочу сказать о Валерии Николаевиче. Этот человек имеет собственные наработки в подготовке детей с инвалидностью. Еще в 1998 году он возил своих воспитанников с нарушением интеллекта на Паралимпиаду в Нагано (Япония). Их успешные выступления подняли престиж Украины в мире, а наставник был удостоен звания заслуженного тренера Украины. Но, например, спортсменов с умственной отсталостью уже давно исключили из числа участников такого уровня соревнований. Однако Валерий Николаевич не отказался от детей, имеющих те или иные недостатки развития. Он практически все свои финансовые вознаграждения за подготовку чемпионов вкладывает в развитие спорта, в частности биатлона. На эти деньги построил небольшой спортивный комплекс, где имеют возможность тренироваться дети с инвалидностью. Сборы для юных спортсменов, как и питание, тренер оплачивает из собственного кармана. Это действительно человек, отдающий своим воспитанникам все, что может.
Вот в его руки и попала Оксана. Она и сама имеет доброе сердце. Ее лучшей подругой является 24-летняя медалистка Пхенчхана Людмила Ляшенко. Люда родилась с недоразвитыми конечностями, перенесла много операций и росла в интернате. Семья Шишковых приняла ее как родную.
Родители у Оксаны — золотые люди с крепким внутренним стержнем. Валерия, ее отца, я давно знаю. А после того как в 2015 году в возрасте пятидесяти лет он, выросший в Луганской области, добровольно стал на защиту Украины, записавшись в 92-ю отдельную механизированную бригаду, мое уважение к этому человеку возросло многократно.
А яблоко от яблони, сами знаете, недалеко падает…
1486Читайте нас у Facebook