«До операции пульс у меня падал до 30 ударов в минуту. А сейчас на велосипеде гоняю»
В юности Иван был спортивным молодым человеком. Занимался гимнастикой, на турнике по 50 раз подтягивался. Служил в армии, после сделал карьеру архитектора. Много работал, много нервничал. Даже не заметил, что на ногах перенес инфаркт. Затем еще один. В свои 50 с небольшим мужчина чувствовал себя старым и немощным. Чтобы помочь сердцу, ужгородские врачи установили Ивану однокамерный кардиовертер-дефибриллятор. Но прибор с нагрузкой не справлялся. Его заменяли еще дважды на более совершенный, немецкий.
— Гарантия на приборы давалась семь-восемь лет, но они не справлялись, отключались — и я терял сознание, падая прямо на дороге, — вспоминает Иван Бидзиля. — Тогда мои дети решили всерьез заняться моим здоровьем. Четыре года назад львовские врачи предложили установить мне трехкамерный кардиовертер-дефибриллятор. Во Львовской областной больнице такая операция выполнялась впервые, а я стал первым пациентом, чье сердце оснастили этим сложным устройством.
— И вы сразу почувствовали себя лучше?
— После операции начал жить совершенно по-новому, у меня появилось столько энергии! Прибор работает безупречно. Могу поднимать тяжелые предметы, подолгу хожу пешком, катаюсь на велосипеде. Подрабатываю в страховой компании. Мои родители умерли, когда я учился в десятом классе. А я так хотел дождаться внуков, забавлять их! Сейчас у меня уже трое внуков. Счастлив, что мне успели поставить дефибриллятор, и очень благодарен врачу Остапу Герете.
— У таких пациентов, как Иван Бидзиля, камеры сердца работают асинхронно, — объясняет заведующий отделением электрофизиологических исследований сердца Львовского областного кардиологического центра Остап Герета. — А это значительно усложняет сердечную недостаточность: левый желудочек сокращается со значительным опозданием и фактически не выполняет своих функций. Трехкамерный кардиовертер-дефибриллятор синхронизирует работу правых и левых отделов сердца и таким образом улучшает насосную функцию этого органа.
* «Из тридцати пациентов, которым мы установили трехкамерные дефибрилляторы, лишь трое получили их от государства, а остальным пришлось приобретать приборы за свой счет», — говорит Остап Герета
Чтобы установить Ивану новый прибор, врачи шли на риск: надо было сначала убрать старый искусственный водитель ритма, а при его отключении сердце мужчины останавливалось. Пришлось делать все одновременно — поддерживая непрерывную работу сердца, отключать старые электроды и имплантировать новые.
— Сложно ли было оперировать этого мужчину?
— Для пациентов с хронической сердечной недостаточностью важно свести к минимуму травматичность операции. Они тяжело переносят наркоз и открытые вмешательства, у них бывают осложнения в послеоперационный период. Именно для таких пациентов применяем щадящую методику имплантации левожелудочкового электрода через коронарный синус. В мире этим методом пользуются уже более десяти лет. Ивану повезло: противопоказаний для того, чтобы воспользоваться щадящей методикой, у него не было. Поэтому сложную операцию ему провели через небольшой разрез. По нашим подсчетам, у пятой части пациентов, чтобы имплантировать этот электрод, приходится идти на открытую операцию.
— Как выполняется щадящее вмешательство?
— Через левую подключичную вену и другие сосуды электроды проводим к сердцу. Иногда это занимает много времени. Если врачи сделают все правильно, такое оперативное вмешательство дает хорошие результаты. Операция у Ивана прошла успешно. Уже через десять дней мужчина, не задыхаясь, преодолевал любые подъемы.
Имплантация может длиться от полутора до 12 часов. Прибор включают перед операцией, выполняют базовые настройки, а после вмешательства работу устройства проверяют с помощью специального программатора. Пациент находится под кардиомонитором, и тогда уже медики, опираясь на данные электрокардиограммы, фактически вручную управляют работой желудочков сердца человека.
* После того как Ивану Бидзиле установили трехкамерный водитель ритма, он вернулся к активной жизни. «За это стоило бороться, — говорит мужчина. — Я чувствую себя нормально и рад, что вижу, как растут мои внуки». Фото из семейного альбома
— Как часто надо проверять работу прибора?
— С одно- и двухкамерным кардиовертерами пациенты проходят плановую проверку ежегодно. Тем, у кого трехкамерный, приходится посещать медиков чаще — примерно раз в полгода. Ведь, если вовремя не поменять батарею, которая разряжается, или не заметить отклонений в работе самого стимулятора, сердце может остановиться.
Прибор стоит более 200 тысяч гривен. В редких случаях их предоставляет государство. На сайте Минздрава Украины есть реестр больных, нуждающихся в имплантации этих приборов. Туда фамилии пациентов вносят лечащие врачи. А министерство выделяет приборы в порядке «живой» очереди.
В этом году мы получили приборы, закупленные министерством еще в 2016 году! Когда будет следующая поставка — неизвестно. А ведь трехкамерный кардиовертер-дефибриллятор спасает пациентов от внезапной смерти: электрический разряд «лечит» желудочковые тахиаритмии и сложные нарушения ритма, из-за которых человек с хроническими болезнями сердца может умереть во сне.
Из тридцати пациентов, которым Остап Герета делал операции по имплантации кардиовертеров-дефибрилляторов, только три человека получили приборы от государства. Другим пришлось покупать их за свой счет, в том числе и нашему герою.
Во Львовском областном кардиологическом центре говорят, что пациенты с хронической сердечной недостаточностью — это кандидаты на пересадку сердца. Однако в то время, когда за рубежом людям ставят кардиовертеры-дефибрилляторы для того, чтобы они спокойно дождались пересадки сердца, в Украине закон о трансплантации приняли только в мае. А ведь эти приборы дают шанс пациентам с хроническими болезнями сердца вернуть нормальное качество жизни.
1482Читайте нас у Facebook