ПОИСК
Події

Автогонщик вадим нестерчук: «сделав сальто на «мицубиси-l200», мы приземлились на колеса… Метров через пятьдесят»

0:00 5 липня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Члены экипажа «Оптима Лизинг Украина» стали первыми украинцами, принявшими участие в одной из самых трудных и продолжительных гонок мира — «Трансориенталь-2008»

На этой неделе украинская команда «Оптима Лизинг Украина» благополучно вернулась из Китая, где финишировала одна из самых трудных и продолжительных гонок мира. «Трансориенталь-2008» в этом году отметил свое 101-летие. Проходит трасса по территории трех стран — России, Казахстана и Китая. 136 участников стартовали 12 июня на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Через 16 дней в Пекине финишировали только 82. Не все смогли выдержать дистанцию в 11 тысяч километров. Не обошлось и без трагедий — погибли два спортсмена. О трудностях, с которыми столкнулся украинский экипаж, впервые принявший участие в этих престижных соревнованиях, читателям «ФАКТОВ» рассказал пилот команды Вадим Нестерчук.

«Спуски достигали 200 метров. Езда иногда напоминала «американские горки»

 — В этом году наша команда должна была участвовать в престижной гонке «Париж-Дакар», — рассказывает Вадим Нестерчук.  — Но гонку по соображениям безопасности отменили. Соревнования из Африки перенесли в Аргентину и Чили, мы уже туда подали заявку на участие. Также организаторы проводят несколько этапов в Европе. Прежде чем опробовать свои силы в таком непростом марафоне, как «Трансориенталь», наша команда проехала Центрально-Европейское ралли, проходившее на территории Венгрии и Румынии. После этих соревнований у нас даже появилось определенное головокружение от успехов. Ведь мы в зачете на своем «Мицубиси-L200» оставили позади заводской экипаж «Мицубиси». И, надо сказать, в какой-то мере усложнили себе гонку «Санкт-Петербург-Астана-Пекин». Кстати, несколько раз эти соревнования стартовали из Парижа, так как их основатели — французы. И назывались они «Париж-Пекин».

На данный момент «Трансориенталь» — самая длинная в мире гонка. И одна из самых трудных. Участвуют в ней грузовики, легковые машины и мотоциклы. Стартовали в России. Там лес, песок. Затем пошли болото, грязь, чернозем. А потом началась пустыня. Песок. Как в Марокко. Дюны просто огромные! Некоторые спуски достигали двух сотен метров (это высота 50-этажного дома). Иногда езда напоминала «американские горки».

Анализируя пройденный этап, могу сказать, что мы допустили несколько ошибок. После Центрально-Европейского ралли у нас оставалось всего месяц-полтора на подготовку к этому марафону. А это очень мало. Практически мы сделали машину в последнюю ночь перед выездом в Санкт-Петербург. Нам не хватило времени нормально ее протестировать. К такой гонке нужно, как к «Дакару», готовиться несколько месяцев. В том числе и самим спортсменам. Ведь выдержать за рулем по 700-800 километров бездорожья каждый день, причем без нормального сна, не всякий сможет.

РЕКЛАМА

К тому же уже на первом этапе наш автомобиль перевернулся (такое же случилось на последнем отрезке). Мы упустили время и вынуждены были догонять. Но главное — нам удалось вовремя финишировать на первом отрезке и не получить штраф. На каждый спецучасток выделяется зачетное время, в течение которого ты должен отметиться на 30-40 точках. На каждой машине стоит специальный прибор, фиксирующий прохождение зачетных точек. Если ты пропускаешь хотя бы одну, тебе могут добавить час времени. По этому показателю у нас не было проколов, а вот авария и последующий ремонт стоили нам не одного часа…

 — Из-за чего у вас авария произошла? Карту маршрута плохо изучили?

РЕКЛАМА

 — Перевернулись мы за шесть километров до финиша. Реально мы попадали в десятку сильнейших, поэтому и ехали не статистами. А когда ты едешь на результат, у тебя неприятных случайностей и опасностей больше. Мы ярко стартовали, обогнали более двух десятков экипажей, шли пятыми-шестыми. Наша машина была одной из самых быстрых в гонке — ее скорость достигала 175 километров в час. Одна из ям на карте (у нас она называется легендой) была плохо прописана — значилась как безопасная. На нашем автомобиле мы могли проходить ее не притормаживая. К тому же у нас были немного жестко настроены амортизаторы. Плюс пустой бак. Яма оказалась глубокой, мы просто вошли в нее «носом», разбили полностью радиатор и переднее крыло. Но так как скорость была достаточно высокой, порядка 120 километров в час, нас попросту «выбросило», и, сделав в воздухе сальто через крышу, мы приземлились на заднюю часть автомобиля и снова стали на колеса. Удар был такой силы, что на запасках, закрепленных сзади, погнуло титановые диски, и колеса спустились. Мы пролетели метров пятьдесят!

Заглушились. Вышли, осмотрелись. Собрали все, что могли собрать, — колеса, трапики, которые подкладываются, когда машина буксует, лопаты… Проехали около километра. Потек радиатор. Машина закипела, и была вырвана задняя полуось. Дождались своего грузового автомобиля-»ассистанс», также шедшего в зачете. Он нас подтащил к финишу, который мы проехали уже своим ходом. Причем уложились в зачетное время!

РЕКЛАМА

«Российская команда привезла с собой на гонку даже… бочку с холодным пивом»

 — Такая помощь разрешена?

 — Если участник помогает участнику. Если ты идешь на результат, ты не можешь ехать один. Шансов очень мало. Нужна сплоченная команда. Чужим командам тоже разрешается помогать, но только если существует реальная опасность для жизни. Помогаем ставить машину на колеса, оказываем первую медицинскую помощь и дальше продолжаем гонку. А может он ехать или нет — это его проблемы. На «шнурке» тянуть никто не будет.

 — Участникам гонки где-то можно было перекусить, отдохнуть?

 — По ходу всей гонки были обустроены бивуаки. Это такие мини-городки, охраняемые либо полицией, либо военными. На этой территории мы могли разбивать палатки, ставить автомобили. Установлены биотуалеты, душ. Но эти удобства имеются не всегда. В больших шатрах организовывались завтраки и ужины. Утром — яичница с ветчиной, йогурт, фруктовое пюре, сыр, мед, вода, чай, кофе. Вечером — каша или макароны с мясом, йогурт, сыр, чай, кофе, пиво, красное вино.

 — А как насчет чего-то покрепче?

 — Мы с собой взяли водку с медом и перцем. Но исключительно для сувениров. Потому что, честно говоря, было не до того. Ни нам, ни механикам. Если с машиной случалась серьезная поломка, приходилось ее всю ночь ремонтировать. Кстати, лучше всего с бытом обстояло дело у российского «КАМАЗА». У них были гоночные грузовики и такие же грузовики сопровождения, которые идут в качестве поддержки в гоночном зачете. А еще грузовики-»ассистанс», везущие запчасти и прочее. Один грузовик в этой команде предназначался только для отдыха. В нем обустроены купейные номера с лежаками и выдвижная платформа с тентом — столовая. Там же — бочка с холодным пивом. Везли они и свои продукты.

 — Это же сколько тонн груза! У нас, наверное, все гораздо скромнее…

 — Да, у нас один грузовик «Мерседес», который шел в гоночном режиме. Еще один грузовик-»ассистанс», а также «Каравелла» для прессы и наш джип. Двенадцать человек команды. Что касается груза, то одних только колес у нас на эту гонку было около 60-ти. Еще набор запасных частей, даже запасная коробка передач, которую мы поменяли через неделю марафона — в день отдыха. Большая вероятность того, что старая коробка не доедет до финиша. По 20 фильтров — воздушный, топливный, масляный — на каждый день. Бочка с маслом, бочка с жидкостью гидроусилителя, две бочки с водой плюс запчасти, три лобовых стекла, крылья, бампера. В общем, еще один автомобиль.

 — Как решалась проблема с топливом?

 — Организаторы предоставляли топливо, но оно было очень дорогим. Стоимость за литр — от 3,6 евро до 5,5. В России и Казахстане мы заправлялись 98-м, в кузове «ассистанса» имелось две 200-литровые бочки с нашим бензином. Несколько раз приходилось заправляться у организаторов. Средний расход по ровной дороге у нашего автомобиля — 25-30 литров на 100 километров. В песке и высоких дюнах расход доходил до семидесяти литров на 100 километров. Но у нас большой бак — это требование организаторов. 520 литров. Полтонны бензина!..

«Французский мотоциклист погиб, столкнувшись в пыли с КамАЗом

- В подготовку вашего «Мицубиси-L200» вы, насколько я знаю, вложили миллион евро.

 — Базовая модель такого автомобиля стоит полмиллиона евро. Сама подготовка к таким соревнованиям, как «Дакар» или «Ориенталь», выливается в такую же сумму. Минимальный бюджет команды — порядка трехсот тысяч евро. Призовой фонд в таких марафонах обычно не предусматривается.

 — Эта гонка унесла две человеческие жизни…

 — Первым погиб штурман китайского экипажа. Причем по нелепой случайности. Их автомобиль в Казахстане застрял в болоте. Вытаскивали тросом. Штурман помогал выталкивать машину и снял шлем — было очень жарко. Трос оборвался, и крюк ударил его по голове. Во время марафона обязательно дежурят четыре вертолета. Пострадавшего доставили в больницу, но спасти ему жизнь не удалось.

Потом погиб французский мотоциклист. Прямо на трассе. Мотоциклы стартуют первыми, а через час после них — остальные автомобили. Это было в Казахстане. Там на маршруте всегда страшная пыль. Очень тяжело ехать! За автомобилем тянется полукилометровый пылевой шлейф. Видимость нулевая. Этот мотоциклист заблудился, его догнали автомобили. Он столкнулся с российским КамАЗом. Удар был такой силы, что у КамАЗа погнулся бампер. Тут же провели расследование и признали экипаж Владимира Чагина невиновным в этой трагедии. Чагин выиграл этап, но вечером россияне приняли решение отказаться от дальнейшего участия в соревнованиях.

 — Организаторы марафона обеспечивали безопасность на трассе?

 — Старались. В России с нами приключилась такая история. Мы заехали на какой-то военный полигон. Посреди дороги, из несусветной грязи, торчала неразорвавшаяся ракета… Города мы проезжали колонной. В Китае было самое большое количество зрителей. Нас приветствовали местные жители. Даже дети в галстучках вышли. Китай произвел на меня неизгладимое впечатление. Мы покидали Казахстан, а там дороги только в Астане. Все в основном ездят по обочинам и по степи — ям меньше. А все остальное — бездорожье. Мы пересекаем границу, открываются ворота в Китай, и перед нами… шесть полос идеального автобана. По бокам стоят навытяжку в белых перчатках китайские пограничники и каждому экипажу вручают папку и книжечку «Как вести себя в Китае». Потом они еще прессу отдельно собрали и проинструктировали: о Мао Дзэдуне не писать, о его дочери не писать, все материалы перед отправлением на родину давать на вычитку.

Затем каждый автомобиль заезжал колесами в яму с хлоркой, а сверху — дезинфицирующий душ, чтобы мы, не дай Бог, какую-то заразу не завезли в Китай. Тут же через несколько метров — организованный обмен денег. В сопровождении полиции въехали в город, где практически все население приветствовало нас цветами и ленточками. Знаете, что поразило в этой стране больше всего? Народ живет очень бедно: одна рубашечка, одни шлепанцы и кровать на улице, но везде автобаны, ветряные мельницы. Такое впечатление, что ты едешь в Германии или Голландии…

401

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів