Алексей горбунов: «сниматься в кино я начал благодаря олегу меньшикову. Он был занят в других фильмах, и роль доставалась мне»
В театрально-киношной среде об Алексее Горбунове ходят легенды. Не поступив с первого раза в театральный институт, он стал рабочим сцены в Театре имени Леси Украинки. Все спектакли смотрел из-за кулис, поэтому знал их наизусть. Одаренного юношу заметил Константин Степанков и взял к себе на курс, а когда выпускникам вручали дипломы, у Алексея был первый съемочный день — Горбунов сыграл главную роль в советском боевике «Груз без маркировки». Сегодня он один из самых востребованных актеров, с ним охотно работают Никита Михалков, Роман Балаян, Филипп Янковский, Валерий и Петр Тодоровские.
«С удовольствием сыграл бы урода, но никто такую роль не предлагает»
— Алексей, в родном Киеве часто бываете?
— Очень редко. И то, что я вижу, мне совсем не нравится. С городом моей юности Киев ничего общего не имеет. Сегодня это сплошная стройка. Кажется, скоро я начну ненавидеть строителей, хотя это благородная профессия, и я с уважением отношусь к людям, которые умеют что-то делать руками. Да они в общем-то ни при чем, виноваты те, кто выделяет средства на строительство, зарабатывая на этом огромные деньги. Они не понимают, что детям нужно оставить не каменные коробки, а парки и сады. Нам же дышать нечем! Закончится все тем, что у нас на улицах будут стоять автоматы со свежим воздухом. Когда двадцать лет назад их открыли в Японии, все смеялись. Киев в то время был одним из самых зеленых и чистых городов мира. Мы и представить себе не могли, что такие автоматы станут насущной потребностью и для нас.
— С друзьями общаться успеваете?
— Как правило, приезжаю на пару дней, чтобы повидаться с семьей, погулять с дочкой. Встретиться, к сожалению, почти ни с кем не успеваю. Большая часть моей жизни проходит в России — причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, а и в Мурманске, Владивостоке, Тюмени, Перми, Новосибирске. Живу там, где снимаюсь. И хотя уже девять лет езжу туда-сюда, российские таможенники и пограничники до сих пор удивляются, открывая мой паспорт: «Ты что, с Украины?» Сейчас вот приехал, чтобы записать несколько выпусков телевизионного проекта «Чудо-люди» на телеканале ICTV.
— Программа посвящена тем, кто имеет уникальные способности. Что поразило вас больше всего?
— Все сюжеты настолько необычны, практически невозможно выбрать что-то одно. Журналистам удалось снять, как один парень поджигает себе волосы, а другой — прыгает с моста. На мой взгляд, это полное безумие, но оно впечатляет. А самая маленькая в мире девочка, не превышающая ростом куклу! При этом она ведет нормальный образ жизни: ходит в школу, у нее есть подруги. Или сюжет о женщине, которая, узнав, что у нее рак, попросила заморозить себя с тем, чтобы ее разморозили через сто лет. К тому времени должны уже найти средство от рака, и ее смогут вылечить. Особенно остро я переживал несколько первых сюжетов, потом восприятие притупилось. Но осознание того, что эти люди действительно уникальные, остается. Замечательная идея — рассказывать о рядовых гражданах, способных на необычные поступки. Люблю странных людей, да и сам иногда не прочь дурака повалять. С большим удовольствием сыграл бы какого-нибудь урода — странного, придурковатого, возможно, сказочного.
— Так за чем же дело стало?
— Никто пока такую роль не предлагает.
«Когда в съемках возникали перерывы, шел работать таксистом»
- Насколько я знаю, у вас в жизни были не только взлеты, но и падения?
— Причем последние, как правило, очень серьезные и болезненные. Во время съемок у меня случались неожиданные перерывы, и тогда я сидел без копейки денег. Приходилось работать таксистом. Крутил баранку, а пассажиры слушали мою программу на радио «Континент» «Двадцать минут с Владимиром Высоцким».
— Есть люди, которым вы благодарны за участие в вашей судьбе?
— Мне в этом смысле очень повезло. Во-первых, потому что такие люди были, а во-вторых, они всегда появлялись именно в тот момент, когда больше всего оказывались нужны мне. Это Кость Петрович Степанков — педагог в театральном институте, Владимир Михайлович Попков — мой первый кинорежиссер. А уж сколько всего связано с Олегом Меньшиковым! Можно сказать, я и в кино попал благодаря ему. Ведь в моей первой картине «Груз без маркировки», вышедшей на экраны в 1984 году, должен был сниматься Олег. Но он был занят в другом фильме. Его долго ждали, а когда сроки начали поджимать, режиссер Владимир Попков сказал: «Ищем другого артиста!» Этим актером стал я. И в картину Романа Балаяна «Филер» я попал точно так же: был назначен Меньшиков, но он снимался в «Покровских воротах», поэтому снова утвердили меня. Я еще тогда подумал: если мы с Олегом когда-нибудь встретимся, надо ему что-нибудь подарить и поблагодарить. Из-за того, что у него постоянно не было времени, я получил прекрасные роли.
— Подарили?
— Пока что подарки делает только он. Я играю в его спектаклях, объездил не только весь СНГ, но и мир посмотрел.
— Где вы встретились?
— В Киеве, на фильме «Яма», который по повести Куприна снимала Светлана Ильинская. Меня тогда поразило, что он, будучи уже звездой, оказался коммуникабельным и простым в общении. А года три спустя мы снова встретились, когда Олег приехал в Киев со спектаклем «Горе от ума». Он записал номер моего телефона, а через месяц позвонил и предложил роль в своем спектакле «Кухня». И надо же было такому случиться, что именно в тот день у меня начинались съемки в картине «По следу оборотня». Отказаться от фильма я не мог. И не потому, что были жесткие штрафные санкции, эту проблему я решил бы. Дело в том, что фильм снимал Владимир Попков, которому я многим обязан. Он не только дал мне первую роль в кино, но и пригласил в сериал «Графиня де Монсоро» — буквально спас меня от безработицы и безденежья.
— И как вы вышли из положения?
— Похоронил надежду когда-нибудь сыграть в спектакле у Олега. Последний съемочный день выпал на мой день рождения — 29 октября. И снова звонок от Меньшикова: «Ну что, съемки закончились? Можешь сегодня выехать в Москву?» Оказывается, он ждал меня два месяца, пока я снимался в Киеве, и за две недели(!) до премьеры ввел в свой спектакль. Это был, наверное, самый дорогой подарок ко дню рождения из всех, что я когда-либо получал.
— Какой жизненный принцип считаете для себя определяющим?
— Все надо делать самому, не ожидая от кого-то милостей. Я это понял в один из самых тяжелых периодов своей жизни и с тех пор стараюсь руководствоваться этим правилом.
531
Читайте нас у Facebook