ПОИСК
Гроші

На украинских АЗС может возникнуть дефицит топлива: что происходит

12:41 13 червня 2019

За последнюю неделю стоимость бензина и дизтоплива существенно не изменилась, а вот сжиженный газ заметно подорожал. С начала месяца литр автогаза стал дороже в среднем на 20 копеек. В среду, 12 июня, средняя стоимость литра бензина А-95 составляет 30,31 грн, дизельного топлива — 29,81 грн, сжиженного газа — 13,65 грн. Хотя ранее эксперты говорили о том, что горючее может существенно подорожать из-за предполагаемого дефицита.

Напомним, что в апреле Россия ввела ограничения на поставки в Украину нефти и нефтепродуктов. Как тогда заявил глава правительства РФ Дмитрий Медведев, это ответный шаг на предыдущее постановление украинского правительства о расширении списка товаров, запрещенных к ввозу с территории России.

А в начале июня стало известно, что Министерство экономического развития Российской Федерации выдало разрешения на поставки дизельного топлива и сжиженного газа в Украину в июне 2019 года, сократив их на 30−50% по сравнению с майскими объемами. При этом Россия фактически заблокировала транзит нефтепродуктов из Казахстана, предназначенных для поставки в Украину через российскую территорию. Казахстанские компании не получили согласования планов по железнодорожным отгрузкам через территорию РФ на июнь.

В результате в Украине возникла серьезная угроза дефицита дизтоплива и сжиженного газа. О нынешней ситуации с поставками в Украину этих видов топлива «ФАКТАМ» рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

- Для начала рассмотрим ситуацию со сжиженным газом. В понедельник, 10 июня, стало известно, что россияне разблокировали транзит топлива из Казахстана. Поэтому напряжение немного спало. С другой стороны, нет хороших новостей по российским ресурсам, там пока все ограничения остаются в силе.

РЕКЛАМА

Это почти в два раза сниженный объем привычных поставок автогаза. Вместо 50 тысяч тонн в Украину будет поставляться порядка 30 тысяч тонн. Для нашего рынка это большая нехватка. В июне, скорее всего, не будет каких-то последствий такой ситуации, поскольку есть хорошие запасы, и главным образом благодаря им цена не смогла взлететь так, как это было в мае. Тогда были сформированы хорошие запасы сжиженного газа, соответственно, июнь мы проходим нормально. Но основной вопрос: что будет в июле и в августе? Это месяцы пикового потребления топлива. Ведь остается неопределенность: будут эти ресурсы поступать в Украину или не будут? Это следствие российских санкций. Мы уже не понимаем, что произойдет, и вынуждены ждать, что же скажут в Москве.

По дизельному топливу на июнь ситуация, в принципе, аналогичная: в мае были сформированы очень большие запасы, пришло несколько танкеров, они даже еще не все растаможены, но стоят в портах. Продукта на рынке пока много. Но, опять-таки, урезаны почти в четыре раза объемы поставок из России. А в течение июня основная часть этих запасов будет израсходована. И встает острый вопрос о поставках дизтоплива в июле и августе. Ведь именно это топливо активно используется аграриями в период сбора урожая.

Но самое неприятное в нынешней ситуации, что теперь Россия будет утверждать объемы поставок горючего в Украину каждый месяц. Раньше трейдеры разрешение получали на год, а теперь они сидят и гадают, сколько же им позволят купить в следующем месяце.

РЕКЛАМА

Не меньшие проблемы и у морских поставщиков, в первую очередь дизельного топлива. Они не понимают, везти ли им более дорогое дизтопливо танкерами на замену дешевому российскому и смогут ли они его продать, если в следующем месяце объемы поставок из России увеличатся.

Кроме того, обвалились мировые цены на топливо. И получается, что трейдеры сейчас сидят с дорогим майским ресурсом и не могут его продать. Эта ситуация, к сожалению, может стать хронической — в связи с новыми российскими правилами поставок нефтепродуктов. Поэтому основная интрига в том, что будет летом. Насколько я знаю, крупные поставщики все-таки уже изучают варианты контрактования морских поставок.

— А есть какие-то шаги со стороны нашего государства для содействия поставкам нефтепродуктов из других источников, кроме России?

— 15 мая принято постановление о введении санкций на российские товары в ответ на российские апрельские санкции. Документом предусмотрено, что с 1 августа пошлиной будут облагаться все российские товары (кроме критического импорта), в том числе дизтопливо. Но бензин и сжиженный газ почему-то отнесли к критическому импорту, а значит, поставлять эти виды горючего всё равно будет выгоднее из России, чем по морю из других стран.

РЕКЛАМА

Согласно постановлению российское дизтопливо будет облагаться двухпроцентной пошлиной. Также устанавливается квота на его поставки в размере 2,5 миллиона тонн на год. По сути, этот объем отвечает текущим поставкам. Но загадочным образом это постановление куда-то исчезло. Его до сих пор не опубликовали, хотя в правительстве подтвердили факт принятия. Остается интрига.

Серьезное влияние на ситуацию постановление все равно не окажет, ведь пошлина небольшая. Но она дает уверенность в том, что альтернативный продукт, который везут по морю, будет более конкурентоспособным, — подытожил Куюн.

Стоит напомнить, что в 2017 году произошел наиболее резкий скачок стоимости сжиженного газа. Он подорожал почти в 1,5 раза — до 17 грн за литр. Такая ситуация была вызвана дефицитом автогаза на заправках.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

1855

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів