Иосиф кобзон: «муслим магомаев был даже популярнее, чем «битлз»
Детство маленького Мусика — именно так звали родные Муслима Магомаева — прошло в Баку. Рос мальчик в творческой среде. Его отец — Магомет Магомаев — был художником, сыном азербайджанского композитора Муслима Магомаева, мать — Айшет Ахмедовна — драматическая актриса. Неудивительно, что сына было решено отдать в музыкальную школу при Бакинской консерватории. В отличие от точных наук, игра на рояле давалась мальчику легко, и преподаватели прочили ему большое будущее. Но Муслиму не хватало усидчивости и в 14 лет он увлекся пением.
Уже в 20 лет, после выступления в Кремлевском Дворце съездов на фестивале азербайджанского искусства, к нему пришла известность. Он стажировался в миланской «Ла Скала» и пел в парижской «Олимпии». Восторженные слушатели несли на руках его автомобиль. В 31 год он стал народным артистом СССР! Магомаев очень любил, когда его называли бакинским соловьем. Ведущие, объявляя его выступление, не успевали произнести фамилию. После одного имени Муслим зал взрывался аплодисментами.
У него было все: сумасшедшая слава, толпы поклонниц, стадионы зрителей, миллионные тиражи пластинок, деньги. «Достаток для меня не самое главное», — повторял Магомаев и никогда не копил денег. Он любил жить на широкую ногу и слыл жутким транжирой. Пока не получил квартиру в Москве, селился в лучших гостиницах. Сперва в шикарном люксе «Метрополя», затем в «России» — в пятикомнатных апартаментах. Аккомпаниатор певца рассказывал, что, бывало, прятал от Муслима его же деньги у себя под подушкой. Как-то на Дальнем Востоке Магомаев заработал 20 тысяч рублей — огромные по тем временам деньги! И хотя певец давно мечтал о машине, спустил заработанное на друзей. Каждый день в московском гостиничном номере Магомаева собирались по 20-30 человек: завтракали, обедали и ужинали. Машину купил лишь в июле 1978 года. В Калуге Магомаев впервые сел за руль своей новенькой «Волги» и тут же въехал в клумбу. Появился милиционер со строгим лицом, но, увидев за рулем певца, попросил автограф. Водительских прав тогда у Муслима не было, но на следующий же день ему выписали удостоверение отличника вождения!
Личная жизнь баритона била ключом, пока он не встретил самую большую любовь всей своей жизни — оперную приму Тамару Синявскую, с которой прожил 35 лет! После знакомства с Тамарой любимец публики перестал обращать внимание на других женщин, но оформлять свои отношения не спешил. Однажды кто-то из знакомых взял паспорта парочки и отнес их в загс. 23 ноября 1974 года Синявская и Магомаев расписались.
Несколько лет назад Муслим Магомаев распрощался со сценой и большую часть времени проводил дома, в шикарной квартире в центре Москвы, за компьютером: обновлял свой сайт, отвечал на вопросы фанатов. В начале июня нынешнего года Магомаев с жалобами на резкие боли в сердце, головокружение, одышку и быструю утомляемость попал в больницу. Певцу был поставлен диагноз ишемическая болезнь сердца и атеросклероз сосудов. В июле знаменитый баритон перенес операцию аортокоронарного шунтирования. Вроде бы пошел на поправку, но 25 октября утром ему стало плохо. Супруга Тамара Синявская вызвала «скорую». Буквально через три минуты врачи были на месте, однако спасти кумира миллионов не удалось. 66-летний Муслим Магометович так и не пришел в сознание, а в 6 часов 49 минут его сердце остановилось
«Он был обласкан всеми: и народом, и властью, и временем»
— Свой огромный талант Муслим пронес через всю жизнь, — вспоминает о друге Иосиф Кобзон. — Причем талант Магомаева проявился во всех ипостасях: оперного певца, эстрадного исполнителя, просто человека. Он великолепно играл на фортепиано, писал музыку, рисовал Удивительный талант. Такого я не знал ни до него, ни после. Думаю, это хорошая единица измерения: «один Магомаев». Все остальные могут себе проценты начислять. Муслим — это глыба. Слава Богу, остались его записи. Ведь даже те, кто никогда не слышал, как поет Магомаев, могут познакомиться с его великолепным творчеством.
— Иосиф Давыдович, вы помните свою первую встречу с Муслимом Магомаевым?
— Помню. Это был далекий 1961 год. Совсем юный Муслим в потертом коротком пиджачишке, брючках выскочил на сцену, представляя самодеятельность Чечено-Ингушской республики. Такой весь испуганный. Это уже потом он вырос в великого мастера, выдающегося исполнителя. По популярности он превзошел всех. Страсти по Магомаеву можно было сравнить только с безумием из-за «Битлз». Думаю, он был даже больше популярен, чем они. Надо было видеть, что творилось, когда Муслим приезжал в какой-нибудь город. Поклонники поднимали и несли на руках его автомобиль, караулили у гостиницы, под концертным залом. Мы с ним неоднократно гастролировали, выступали на разных фестивалях. Подобного успеха не знал никто в мире. Очень печально, что Муслим покинул нас. Он болел, но все-таки была надежда, что поправится. И хотя уже давно не пел, сознание того, что он есть, что рядом, как-то согревало. В нашей жизни произошло печальнейшее событие.
— Вы признаете, что Магомаев был популярнее вас?
— Намного, что вы! Никакого сравнения. Даже Алла Пугачева не была такой популярной, как Муслим Магометович.
— Вас не пытались сталкивать? Вы не были конкурентами?
— Никогда. Я занимался своим творчеством, он — своим. Только иногда, когда он по определенным политическим соображениям отказывался петь песни Арно Бабаджаняна, их исполнял я. А так у каждого из нас был свой репертуар. У нас были замечательные отношения. Мы вместе ловили рыбу, ели шашлык, общались семьями. С Муслимом и Тамарой у нас были очень дружеские отношения.
— Сильные мира сего любили Магомаева, он был обласкан властью.
— Да, его очень любили. Особенно, когда министром культуры СССР была Екатерина Фурцева. Он стал самым молодым народным артистом Советского Союза. Ему был всего 31 год. Он был обласкан всеми: и народом, и властью, и временем
— Последний раз вы давно общались?
— На день рождения Муслима, 17 августа. Меня тогда не было в Москве, но я ему позвонил, и мы долго говорили. Я его просил: «Муслим, бери с меня пример, бросай курить». Он ответил: «Я еще немного подожду, а потом брошу, я ведь моложе тебя». К сожалению, не получилось
«Когда заболевал любимый пудель Муслима Чарлик, певец отменял гастроли»
— Мы с Магомаевым познакомились очень давно, — рассказывает популярная телеведущая Ангелина Вовк. — В 1965 году после окончания ГИТИСа я приехала в Одессу на съемки фильма «Прощай» режиссера Григория Поженяна. Меня пригласили в Одесский оперный театр, где Муслим Магомаев, восходящая тогда звезда, давал сольный концерт. Конечно, попасть в театр было невозможно, нам по блату достали билеты. Тогда я впервые услышала Муслима. Конечно, он был великолепен. Чистый, красивый баритон, сам — красавчик. Женщины сходили с ума, буквально падали с балконов вниз — так им хотелось поближе увидеть своего кумира.
После концерта у нас были небольшие дружеские посиделки. Муслима пригласили киношники, с которыми работала и я. Он чувствовал себя уверенно. Был в прекрасном настроении, много шутил, смеялся, рассказывал анекдоты. К сожалению, очень много курил. Он был истинно восточным человеком, никогда не прислушивался к советам окружающих. Конечно же, у него были авторитеты, мнением которых Муслим дорожил. Это был его дядя, высокие по положению друзья из Баку.
Позже судьба снова свела меня с Магомаевым — я работала с ним во многих концертах. Мы встречались на «Голубом огоньке», в «Песне года». Иногда выезжали вместе в командировки. У Муслима не было амбиций, как у современных звезд. Несмотря на то что он народный артист Советского Союза, мог добираться до места и в РАФике. Это был человек безукоризненной творческой репутации. Никогда не капризничал, не требовал особых условий, крутых гостиниц.
— Магомаев всегда был на пике?
— Помню, одно время он оказался в тени. В шальные 90-е годы все бросились на молодую эстраду. Настоящих профессионалов стали оттеснять. Не зрители, которые в основной своей массе ничего не решают, а люди, которые стоят у руля, чиновники от культуры. Но Магомаев всегда был человеком с чувством собственного достоинства, никогда не жаловался, всегда улыбался, всем своим видом демонстрируя, что у него все прекрасно. Потом этот кризис миновал. Оказались нужны и Магомаев, и Лещенко, и Кобзон, и Толкунова.
А еще меня поражало отношение Муслима и его жены Тамары Синявской к животным. У них был пудель по кличке Чарлик. Если Чарлик заболевал, выступление отменялось. Какие бы гонорары ни сулили устроители концерта, Чарлик был дороже. И когда Муслим приезжал с Тамарой (а они всегда ездили вместе) на концерт, гостиничный номер обязательно должен быть таким, чтобы разместить собаку. Они даже далеко не отправлялись на гастроли, потому что невозможно было взять Чарлика.
— Последнюю встречу с Магомаевым помните?
— Это было год назад на концерте, где Муслим выступал вместе с Тамарой. Концерт проходил в холле проектного института, но там не было никаких музыкальных инструментов, а Магомаев всегда вживую работал. И мы специально для него купили пианино. Инструмент сделан в Калуге, но нас уверяли, что звучание очень хорошее. Когда Магомаев вышел и увидел это пианино, он его разломал у нас на глазах. Снял боковые крышки, верхнюю — остались только клавиатура и сама начинка. Я спросила, что он хотел этим сказать, но поскольку вела концерт, не было возможности поговорить, и ответ так и не узнала. То ли он был возмущен (привык к роялю, пианино — не его уровень), то ли знал, что звучание будет лучше, когда отломаешь доски
— Говорят, Муслим Магометович сильно болел.
— Не знаю. Я в последнее время пыталась пригласить его на концерты, но получала отказ. Думаю, из-за здоровья.
Самые интересные фрагменты книги Муслима Магомаева «Живут во мне воспоминания» читайте в еженедельнике «СОБЫТИЯ» (»ФАКТЫ» по понедельникам), который выйдет в понедельник, 3 ноября.
3086
Читайте нас у Facebook