ПОИСК
Культура та мистецтво

Александра маринина: «мой дед был сыщиком, родители и муж — тоже менты»

0:00 16 червня 2007
Сегодня популярной писательнице исполняется 50 лет

Александру Маринину называют российской Агатой Кристи. Произведения писательницы переведены на 24 языка и издаются в 26 странах мира. Общий тираж ее книг уже превысил 32 миллиона экземпляров. Александра Маринина (Марина Анатольевна Алексеева) на первый взгляд кажется человеком жестким, прагматичным, лишенным всяческих женских эмоций. Это — интеллигентная дама в очках, которая снисходительно относится к собственной популярности, не стремится никого убедить в своем литературном таланте, удивляет изысканными манерами и благожелательностью.

«Первые три года своей жизни я провела во Львове»

- Марина Анатольевна…

- Зачем же так официально?! Можно просто Марина, еще лучше — Маша или Маня, дома меня иначе и не называют (смеется).

- Вы в Одессу надолго?

РЕКЛАМА

- Увы… На полдня, проездом. Я здесь впервые. Рада посетить город, давший миру стольких выдающихся писателей, музыкантов, артистов. Мне Одесса видится исключительно в желто-песочном цвете. Вот Киев — голубо-синий, Львов — кирпично-красный. Решила, что обязательно вернусь сюда, когда времени будет больше.

- Тем более что в Украине вы свой человек, можно сказать, почти наша землячка.

РЕКЛАМА

- В какой-то степени. После войны бабушка и дедушка оказались во Львове. Там моя мама закончила школу, училась во Львовском университете, затем вышла замуж и переехала в Россию. Но рожать приехала к маме, поэтому я жила во Львове до трех лет. И проводила там все летние каникулы.

- Выбирая профессию, вы сознательно пошли по стопам родителей?

РЕКЛАМА

- Я отроду в «криминальной теме». Мой дед был сыщиком. Оба родителя — тоже менты. Мама — ученый-теоретик, специалист в области уголовного судопроизводства и суда присяжных. Она человек авторитарный, сделала научную карьеру. И сегодня считается в России одним из ведущих специалистов. Все это и особенности ее характера давали, наверное, основания полагать, что она лучше меня знает, когда мне вставать, как одеваться, какую носить прическу, что есть. Многие неписаные законы из моего детства, сопряженные с понятием «нельзя!», перекочевали в юность, затем — во взрослую жизнь. Почти до сорока моих лет мы жили в одной квартире: мама, я и мой первый муж. Когда я начала писать книги, оказалось, что без ее указаний у меня тоже неплохо получается. Она уяснила, что я и сама что-то могу. Отношения с ней изменились. Мама очень внимательно читает мои книги, но никогда не критикует. Папа (ныне уже покойный) — сугубо практик, работал в уголовном розыске, специализировался на раскрытии квартирных и музейных краж. В свое время в Ленинграде он в считанные дни раскрыл кражу дуэльных пистолетов Александра Пушкина.

- Мечтали о карьере в милиции?

- «Карьера» — громко сказано! За двадцать лет службы я так ее и не сделала — не стремилась, вернее, не хотела прислуживать. В последнее время настолько тошно было, что даже не стала дожидаться полковничьих погон, хотя обещали вот-вот дать…

В детстве мечтала о «киношной» карьере. Нынче в кино и вовсе не хожу. Последний раз была там лет десять назад. А вот в телевизор, бывает, залезаю с головой: обожаю фильмы 50-60-х годов. Что касается театров, то посещаю больше оперный. Драматические театры — лишь в том случае, если кто-то из знакомых актеров пригласит на премьеру. Вот и нынче еду по приглашению.

- Куда?

- В Николаев, в тамошнем русском художественном драматическом театре — премьера спектакля по моей пьесе «Ну, ребята, вы попали!»

- Вы становитесь драматургом!

- Нет уж, спасибо! Просто иногда пьесы пишутся… сами по себе. Эту пьесу написала «между двумя романами», без какой-либо перспективы на постановку.

«Только первые десять книг писать легко, а после 20-й — очень трудно»

- Каменская — ваш любимый образ?

- У меня нет любимых женских образов в художественной литературе. То, что происходит со мной, влияет на Каменскую. Не хочу ни на кого быть похожей. Каменская же решает мои проблемы: борется со страхом смерти, перемен. На ней я моделирую свои действия, смотрю на себя как бы со стороны. Каменская 1960 года рождения, а я 57-го — мы почти ровесницы… Однако своей любимой и самой удачной вещью считаю роман «Тот, кто знает» — «московскую сагу» с элементами детектива.

- Как отмечаете юбилей?

- Очередной книгой, тридцать пятой по счету.

- Вы быстро пишете?

- Я не связана никакими долгосрочными договорами, поэтому пишу так, как пишется. Только первые десять книг писать легко, а после двадцатой очень трудно. У меня есть книги-рекордсмены: «Чужая маска», «Стилист» и «Не мешайте палачу». Каждая из них была написана за полтора месяца, одна за другой. Этот подвиг я уже никогда не повторю: тогда я была на большом эмоциональном подъеме — поссорилась со своим издателем. А вот «Украденный сон» писался очень долго — девять месяцев. Все зависит от настроения, состояния души и семейных обстоятельств, которые или заставляют нервничать и отвлекаться на них, или, наоборот: все спокойно, тихо, сиди, придумывай, пиши.

- Некорректный вопрос: каковы же семейные обстоятельства?

- Вполне корректный! Хотя это — личное дело каждого, но ведь здесь возразят: вы, дескать, человек публичный. Значит, давай — выкладывай! Верно?

- Абсолютно!

- Любовь и совместная жизнь — это совершенно разные вещи. Любить можно и одного, и двоих, и даже десятерых, пока не встретится тот, с кем ты захочешь еще и жить. Это может случиться и в 25, и в 40, и в 50 лет. Я, например, вышла замуж «по правилам», в 18 лет. И что? Прожили четыре года и развелись. Ребенка не рожала, умная была. Когда мой бывший муж приезжает в Москву, он обязательно звонит мне, приходит, показывает фотографии детей, которых у него уже трое (и все от разных браков). Тем не менее замужество принесло мне положительные результаты. Я поняла, что такое совместная жизнь и каким должен быть тот человек, который сможет терпеть меня. После первого замужества я вела довольно бурную личную жизнь, влюблялась, крутила романы, пока наконец на четвертом десятке не встретила того самого мужчину. Своего!

- Правда ли, что вы с нынешним супругом познакомились на улице?

- В трамвае. Был час пик, трамвай Ь 27 (кстати, 27-го числа) шел от метро, поэтому был набит под завязку. Я буквально висела на подножке, и молодой человек, чья большая спортивная сумка мешала мне пошевелиться, убрал ее и сказал: «Девушка, вставайте сюда, вам здесь будет удобней!» Я его поблагодарила, начали разговаривать, как-то очень быстро выяснили, что мы оба из милицейской среды. И моментально нашли огромное количество общих тем — за одну остановку, за три минуты! Причем мы тогда не познакомились в прямом смысле слова, не представились друг другу — просто говорили. Когда вышли из трамвая (я ехала на работу в Академию МВД, а он жил в академическом общежитии), вместе зашли в наш буфет, выпили кофе и узнали, как друг друга зовут. Потом начали встречаться, а через некоторое время — жить вместе. Все это длилось восемь лет: у Сергея Заточного есть сын от первого брака, мальчику в то время было десять. До совершеннолетия сына ни о Сережином разводе, ни о нашем браке вообще речи быть не могло. Это понимали мы оба. Мы встречались, общались, а когда Максиму исполнилось восемнадцать, и он уже был слушателем школы милиции, Сергей мне сказал: «Все, я подаю на развод, теперь мы можем жениться!» То есть сказал именно «можем», а не «я делаю тебе предложение», как будто это давно уже было решено. Правда, к тому времени мы уже жили одной семьей.

«Для меня даже яичницу сделать — большая проблема»

- Как распределены обязанности?

- Если честно, все держится на Сергее. У меня жесткий график: в шесть утра подъем, утренние процедуры, к девяти — в офис (моего литературного агента) и до шести вечера. В доме просто опасаюсь писать: то и дело тянет что-то отведать, а это — лишняя масса!

- Вкусно готовите?

- Издеваетесь, да? Мне сотворить яичницу — большая проблема. Ставлю сковороду на газ и иду искать масло. Пока найду, сковорода раскалится — дым столбом. Когда в нее наливаю масло, оно мгновенно чернеет, а вся плита — в жирных пятнах. Потом я начинаю искать яйца…

- Часто ли вы с супругом дарите друг другу подарки?

- Да. Причем без всякого формального повода! Расскажу один забавный случай. Я — девушка слабовидящая, у меня очки с неполной коррекцией, которые специально ношу, чтобы не прогрессировала близорукость. Мы тогда только что переехали на новую квартиру в новом доме. На лестничной площадке не было света, лифт не работал… Я сидела одна дома, раздался звонок в дверь. Открываю и вижу: на пороге сидит щенок сенбернара! У меня первая мысль: «Потерялся! Теперь будет мой! Сережу уговорю, мы его оставим!» Причем живем мы на последнем этаже, и как он мог приблудиться именно сюда, я даже не подумала! Более того — в дверь-то как он позвонил?! Это до меня потом только доперло. В общем, села перед ним на корточки — и вдруг слышу из-за угла сдавленный хохот! Сережа, оказывается, давно за мной наблюдал: посадил игрушку, позвонил в дверь, спрятался и смотрел, как я буду реагировать. Потрясающий пес! Через несколько месяцев муж мне подарил еще одного ему в пару. Их очень удобно использовать в качестве подушек и подлокотников, особенно когда смотришь телевизор.

- Живую кошку тоже муж подарил?

- Нет, Марьяну мы купили вместе. Причем определенного решения взять кошку у нас тогда не было. В парке Сокольники, недалеко от которого мы живем, вот уже несколько лет проводятся выставки кошек. Мы часто ходили туда гулять. Муж, зная мою слабую натуру, перед первым посещением выставки сказал: «Значит так, Маня: вошла — руки в карманы и не вынимать! И в руки ничего не брать: возьмешь, а потом не отдашь и в результате приобретешь животное, которое тебе не нужно». В первый раз я действовала по его инструкции. А в следующий взяла в руки первую же кошечку. Она посидела у меня на руках, я ее погладила, поцеловала и отдала заводчице. Мы походили еще немножко, идем домой, а у меня по лицу слезы катятся. Муж даже испугался: «Ты чего плачешь? Так хочешь эту кошку? Ну, пошли, я тебе ее куплю!» Мы вернулись, я бегом подлетела к той же клетке. Кошка стоила всего сто пятьдесят долларов. Как же я была счастлива, когда мы несли ее домой!

- Какие запреты вы ставите сейчас сами себе?

- У меня четкий запрет — переходить улицу на красный свет. И я не пойду, пусть даже два часа ночи и пустой перекресток. Я все равно буду стоять и ждать зеленого. Потому что помню: кроме таких законопослушных придурков, как я, есть еще огромное количество пьяных, обкурившихся лихачей, просто безмозглых…

- Поэтому не водите машину?

- Боюсь ездить в машине даже в качестве пассажира. Есть люди, которым управление автомобилем дано от природы, но есть и такие, кому это противопоказано. Почему-то считается, что ловить преступников, писать книги, лечить людей дано не каждому, а водить машину может кто угодно. И я вас уверяю: если бы те, кому этим заниматься нельзя, не садились за руль, пробок и аварий у нас было бы намного меньше.

3828

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів