ПОИСК

Хирург александр ткаченко: «самая страшная операция в моей практике — когда спасали беременную женщину, сбитую на пешеходном переходе. Удалось сохранить жизнь и маме, и малышу»

0:00 8 липня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, становятся все более тяжелыми, поскольку современные машины скоростные, а водители лихачат. Узнав, что с кем-то из близких или знакомых случилось несчастье, тут же спрашиваешь: «Где он сейчас — в Больнице скорой помощи?» Чаще всего именно в эту клинику везут травмированных и раненых. Ежедневно сюда доставляют до 190 пациентов! Половину из них госпитализируют. «Мы работаем 24 часа в сутки семь дней в неделю!» — говорит главный врач Больницы скорой медицинской помощи Александр Ткаченко. Наш собеседник — ученик известного доктора Владимира Земскова, девять лет работал главным хирургом Киева, поэтому опыт у него очень большой, ведь его вызывали на самые сложные операции.

«Увидеть близкого человека в реанимации — стресс для родственника»

- Добрый день, беспокоит Геннадий. С какими травмами к вам чаще всего попадают пациенты?

- С различными. Но за последние годы выросла степень тяжести травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий. Автомобили стали более скоростными, правила дорожного движения не все водители соблюдают. Участились случаи, когда страдает много людей, которые ехали в маршрутке или автобусе… В нашей больнице одновременно могут работать минимум 14 операционных. При необходимости врачей вызывают из дома. Если сразу поступают 19-20 человек, для нас это нормальная ситуация. Очень часто привозят людей без документов, и мы не знаем, кто это — бомж или депутат. Помощь оказываем всем одинаково.

- Бывают случаи, когда вы приглашаете на консультацию врачей из других больниц, потому что у вас таких специалистов нет?

РЕКЛАМА

- В Больнице скорой медицинской помощи нет акушеров. Несколько лет назад меня и главного акушера-гинеколога Киева, которым тогда был Михаил Макаренко, вызвали к женщине, находившейся на девятом месяце беременности. Ее сбила машина. Пострадавшая получила тяжелейшие травмы. Ей провели операцию кесарева сечения. Малыш появился на свет живым, но у него тоже были повреждения. Главное, что нам удалось спасти жизнь и младенцу, и маме. По сей день считаю: этот случай был самым страшным в моей практике.

- Ефим Зиновьевич из Одессы. Скажите, пожалуйста, в вашей больнице есть методики, аппараты, которые больше нигде не используют?

РЕКЛАМА

- В каждом отделении применяют что-то уникальное. Например, нейрохирурги спинального отделения используют керамические заменители позвонков, разнообразные металлические конструкции. Причем проводят операции в течение одних-двух суток после поступления пациента, чтобы не погиб спинной мозг. Только в нашей больнице существует отделение неотложных состояний, или неотложной терапии. Здесь помогают всем пострадавшим, не требующим хирургического лечения: после утопления, повешения, находящихся в состоянии комы, гипертонического криза.

- Вы разрешаете заходить в реанимацию родственникам тяжелобольных?

РЕКЛАМА

- Иногда. Но перед этим дежурный врач или заведующий отделением реанимации беседуют с людьми. Если человек неуравновешенный, его не пропустят. Увидеть близкого в тяжелом состоянии — это стресс и для здорового. Обычно мы просим принести любимую музыку и включаем своим пациентам. Это помогает «пробудить» человека. Но есть и активные родственники, которые могут помочь больным. Им мы позволяем навестить пациента.

«При удалении грыжи применяем специальные сетки, нити которых частично рассасываются»

- Здравствуйте, вам звонит Алексей из Киева. Несколько лет назад было много случаев отравления некачественной водкой. Сейчас вы сталкиваетесь с подобными ситуациями?

- Суррогатов алкоголя, в которых намешано множество токсических веществ, включая технический спирт, на нашем рынке очень много. И страдают от употребления таких «напитков», как правило, молодые люди. Работая с пациентом, мы определяем, что вызвало отравление. Очень часто употребляют медикаменты, вещества типа барбитуратов, снотворные препараты. Такие пострадавшие поступают в отделение токсикологической реанимации в тяжелом состоянии. Ведь у них страдают центральная нервная система, почки, часто происходит заражение крови.

- Говорят, от метилового спирта, подмешанного в алкоголь, можно ослепнуть…

- Да, потеря зрения — первый симптом, указывающий на употребление именно такого спирта. Но подобных случаев у нас все меньше. Зимой был один пострадавший.

- Я недавно красил на даче двери, подоконники… Надышался парами краски. С таким отравлением можно попасть в больницу?

- Летом, когда ремонтные работы делают при открытых окнах и дверях, люди не так страдают от испарений красок, лаков, мастик. А в холодное время года можно серьезно отравиться. Бывает, такого пациента спасти не удается.

- Добрый день! Я из Пирятина Полтавской области. У меня после операции по удалению матки образовалась пупочная грыжа. Раньше она была маленькой, но три месяца назад начала выпирать. Что можно сделать и где, учитывая, что я диабетик и гипертоник?

- Грыжу нужно удалить. А в процессе подготовки к операции другие ваши болезни — подлечить. Можете приехать к нам: город Киев, ул. Братиславская, 9, Больница скорой медицинской помощи.

- Насколько опасна грыжа?

- Она страшна тем, что дает спаечный процесс. Кишечник может попадать в спайки, и тогда развивается его непроходимость. Если больной жалуется на болевые ощущения, это говорит о том, что периодически происходит или ущемление внутренних органов, или активизируется воспалительный процесс.

Сегодня существуют отработанные методики по удалению грыжи. Дефект в брюшной стенке закрывают пластическим материалом — полипропиленовыми сетками. Есть такие, у которых часть ниток со временем рассасывается.

«Ежегодно только в Киеве 6 тысяч человек нуждаются в шунтировании сердца»

- Здравствуйте, это Любовь Ивановна, киевлянка. Я знаю, что при инфаркте в определенный промежуток времени нужно ввести препарат, который позволит растворить тромбы и предотвратить тяжелые последствия. У вас такие лекарства есть или их приходится покупать родственникам?

- Мы обеспечены тромболитиками — препаратами, убирающими тромб, который закупорил коронарную артерию. Их применяют в Центральной городской больнице (бывшая «Октябрьская»), Институте кардиологии. Бюджет Киева выделяет деньги на закупку лекарств для спасения таких людей.

- Сейчас строится Центр сердца рядом с Больницей скорой медицинской помощи. Какая в нем необходимость, ведь в нескольких института Киева оперируют сердечников?

- Институт сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова и Институт хирургии и трансплантологии принимают только плановых больных. По скорой помощи людей госпитализируют в Центральную клиническую больницу Киева, Больницу скорой медицинской помощи, Институт кардиологии имени Стражеско. В новом же центре будут максимально совмещены все методы диагностики и лечения. Представьте: поступает больной с инфарктом. Ему тут же делают коронарографию, ставят стенты в сузившиеся сосуды и выводят из острого состояния. У нас же пациент может несколько дней ждать, когда ему сделают диагностику.

Новый центр строится по аналогии с немецкими. В нем будет стерилизационное отделение по замкнутому циклу. Таких технологий в Украине пока не используют. В центре будут работать томографы нового поколения. В отделении радиоизотопной диагностики определят даже, например, насколько пострадала сократительная способность мышцы сердца при инфаркте. От этого зависит и успех лечения. Подобные центры должны быть в каждой области страны. Сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте среди причин смертности не только у нас, но и во всем мире. Только в Киеве ежегодно требуется около 6 тысяч операций аортокоронарного шунтирования, а делают их намного меньше.

- Алексей Викторович звонит. К вам часто поступают с острыми хирургическими проблемами?

- Страдающие желчнокаменной болезнью и острым холециститом, аппендицитом, осложненной язвенной болезнью к нам поступают каждый день. Уже несколько лет при лечении осложненной язвы желудка используют лапароскопический метод. Острый холецистит тоже лечится малотравматичными методами. Кровотечения желудочно-кишечного тракта останавливаем эндоскопически с помощью аргоново-плазменных коагуляторов или металлических клипс, которые накладывают на сосуды.

- Вас беспокоит Зинаида Львовна из Киева. При ударах в живот или падении с высоты в первую очередь страдает селезенка. Не опасно ли для здоровья ее удаление?

- Раньше при разрывах селезенки, как правило, орган удаляли. Тогда его функции на себя берут другие органы, например, лимфоидная ткань. Но с появлением новых технологий появилась возможность выполнять так называемые органосохраняющие операции. Можно лапароскопически останавливать кровотечения, «сваривая» ткани. Ведь все, что есть в организме человека, ему необходимо. Кстати, благодаря современным методикам можно останавливать кровотечения и при травмах печени.

Иногда удивляешься запасу прочности человека. Бывает, у пациента повреждено все: головной мозг, грудь, руки, ноги… Кажется, что на спасение нет никаких шансов. А после операции больной идет на поправку. Недавно к нам привезли избитого парня в крайне тяжелом состоянии. Он три месяца находился в коме. А потом пришел в себя и потихоньку восстановился. Сейчас проходит курс реабилитации…

- Прямая линия? Елизавета Андреевна из Луцка. Скажите, пожалуйста, есть операции, которые бы вы хотели внедрить в нашей хирургии?

- Мне бы очень хотелось, чтобы в Украине и в Киеве, в частности, более активно развивалась трансплантология. К сожалению, у нас это происходит медленно, поскольку родственники погибшего не разрешают брать органы для пересадки. Люди должны понять: это необходимо, чтобы спасти жизнь другому человеку. Причем один донор может помочь трем-четырем пациентам. Украинские хирурги делают сложные пересадки, но для успешного развития трансплантологии нужны новые юридические условия, понимание в обществе.

Подготовила Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»

1587

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів