Народный художник украины анатолий гайдамака: «вместе с президентом ющенко мы придумали посадить калиновую рощу на месте будущего мемориала памяти жертв голодомора»
В середине сентября жюри конкурса на лучший проект мемориала памяти жертв голодомора объявило победителем творческий коллектив под руководством народного художника Украины Анатолия Гайдамаки, в который вошли скульпторы Николай Обезюк и Петр Дроздовский, а также сотрудники галереи дизайна «Аратта». На вопрос, какова сумма премии за первое место, Гайдамака с явным безразличием произнес: «Не интересовался. Я, знаете ли, не из тех, кто гонится за деньгами». Мы поверили сразу, вспомнив историю, которую пересказывают в среде художников и скульпторов: Гайдамака отдал свои кровные 30 тысяч долларов на комплекс казацкой славы возле 700-летнего дуба в За-порожье. И это при том, что сейчас у него нет собственного жилья!
Ныне Анатолий Гайдамака больше времени проводит не в своей киевской мастерской, а в Крыму. Недалеко от Алушты на отвесной скале над морем по его проекту возводится первый в Украине мемориал памяти погибших на морях, частью которого станет храм Николая Мирликийского. На его главном куполе установят световой маяк. Застать Анатолия Васильевича на прошлой неделе в Киеве мы смогли благодаря Президенту Украины: он назначил Гайдамаке встречу, чтобы обсудить создание мемориала памяти жертв голодомора. Художник на своем автомобиле за одну ночь приехал в столицу из Крыма.
- Сначала городские власти предлагали создать мемориал неподалеку от памятника князю Владимиру, потом — возле моста Патона, в парке имени Примакова, где стоит знаменитая ладья со скульптурами Кия, Щека, Хорива и Лыбеди, — рассказывает Анатолий Гайдамака. — Эти варианты заслуженно критиковали многие, в том числе и я. Но какова альтернатива? Я присмотрел интересный участок на одном из холмов неподалеку от гигантской скульптуры Родины-матери. Рассказал об этом Виктору Андреевичу Ющенко. Президент осмотрел это место и решил: не подойдет. Там слишком суетно, шумно. Действительно, рядом шоссе, много машин, загазованность Другое мое предложение — парк Вечной Славы — все признали удачным, в том числе и Виктор Андреевич. Сами посудите: неподалеку Аскольдова могила, где, согласно преданию, был похоронен киевский князь Аскольд. Там же когда-то было кладбище, которое Тарас Шевченко запечатлел на своих рисунках. А в 1918 году в этом месте похоронили студентов, погибших под Крутами. В самом же парке Вечной Славы — обелиск на могиле неизвестного солдата. Так что вполне уместно создать здесь еще один мемориальный комплекс.
Вход в мемориал памяти жертв голодомора я запланировал сделать на площадке, расположенной между обелиском на могиле неизвестного солдата и Киево-Печерской лаврой. Посетители будут проходить между двух бронзовых фигур ангелов, опустившихся на одно колено. Далее — статуя худенькой девочки, держащей в руках пять колосков. В 1947 году, когда свирепствовал голод, мне было восемь лет. Помню, как мама готовила черные оладьи из листьев липы. Мы с приятелями ходили на колхозное поле за колосками.
- Фигура девочки — центральный образ комплекса, — продолжает Анатолий Гайдамака. — За ней поставим колокольню с четырьмя прозрачными стеклянными крестами. Они будут светиться в темное время суток. Из колокольни посетители попадут в подземный музей голодомора, символизирующий ад, который устроили большевики. Выход из музея выведет на склоны парка, в Эдемский сад. По моим представлениям, люди, пережившие ад, обязательно должны попасть в рай. Его символы — несколько тысяч кустов калины, высаженных в память о селах, вымерших от голода. Это, кстати, наша с Президентом Ющенко совместная идея. Таким образом, весь комплекс будет условно разделен на две части: земной ад и библейский рай.
- Много написано о том, как у вас появилась идея памятника героям Крут — в ночь на 29 января 2004 года, в 86-ю годовщину трагедии под Крутами.
- С этим памятником действительно связана удивительная история, — отвечает Анатолий Васильевич. — Из-за ежедневной текучки я забыл, что настала годовщина гибели под Крутами студенческого отряда, пытавшегося защитить Киев от большевиков. А вечером 29 января мне позвонил знакомый, рассказал, что в выпуске новостей Президент Ющенко сокрушался, мол, до сих пор под Крутами нет памятника. «Ты не поверишь, — отвечаю знакомому, — но минувшей ночью я воочию увидел, каким должен быть этот памятник: красная колонна, точно такая, как колонны главного корпуса Киевского университета. Ведь большинство отряда составили его студенты. На колонне трезубец, а под ней — белый мрамор, символизирующий снег. На нем — расстрелянная пулеметной очередью шинель из металла». Почему я все это увидел во сне именно в ночь на 29 января? Не иначе как посыл свыше.
- Теперь поставлена задача создать под Крутами музей, — продолжает художник. — А ведь там чистое поле. И в один день меня осенило: взять четыре «древних» вагона (их еще можно отыскать в тупиках на провинциальных станциях), отремонтировать и построить копию перрона киевского вокзала в таком виде, в каком он был в 1918 году.
- Доводилось читать, что вы с Виктором Ющенко друзья
- Да, еще с тех пор, как он возглавлял банк «Украина». Когда Виктор Андреевич пришел туда работать, решил обустроить внутренний дворик с садом. Меня пригласили заняться этим проектом, тогда мы и познакомились.
- Сейчас, когда Ющенко стал Президентом, вы обсуждаете с ним творческие проекты в его рабочем кабинете?
- Как правило, мы встречаемся в неформальной обстановке. Я, кстати, являюсь внештатным советником Президента Украины по вопросам культуры. Высокие должности не влияют на отношения Ющенко с людьми. Когда он стал премьер-министром, я решил не звонить ему и не заходить в гости, понимал, что он очень занятой человек. Но однажды вечером раздался звонок в дверь, и на пороге появился Виктор Андреевич: «Здравствуй, Анатолий Васильевич! Борщ есть? Разогревай!» Скажу вам, как на духу: никогда для себя у него ничего не просил. Скрывал от Ющенко даже то, что после развода с женой остался без квартиры. А за других случалось словечко замолвить.
1186
Читайте нас у Facebook