ПОИСК
Культура та мистецтво

Когда музыканты в ресторане ушли на перерыв, максим рыльский сам сел за пианино и исполнил украинские песни в своей аранжировке

0:00 3 серпня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
95 лет назад вышла первая книга выдающегося украинского поэта. А в нынешнем году исполнилось 110 лет со дня его рождения

10 фактов из жизни

1. Максим Рыльский родился в 1895 году в Киеве. Его отец, Тадей Розеславович, известный ученый-этнограф и просветитель, был помещиком, а мама, Мелания Федоровна, — крестьянкой. В родовом поместье Рыльских в селе Романовка Киевской губернии прошло детство поэта.

2. Уроки фортепианной игры подростку Рыльскому давал друг его отца Микола Лысенко. Позже Максим Тадеевич не раз садился за рояль фирмы Шредера (этот инструмент он приобрел у вдовы поэта Михаила Семенко), аккомпанируя гостю своего дома Ивану Козловскому и поражая присутствующих своими фортепианными импровизациями. Забавный случай приключился в киевском ресторане «Театральный», где отмечали юбилей поэта. Когда музыканты ушли на перерыв, юбиляр сам сел за пианино и стал играть украинские народные песни в своей аранжировке. Тут же один из гостей взялся за скрипку, другой — за ударные и получился джаз-оркестр.

3. Первую свою поэтическую книгу — «На бчлих островах» — гимназист Рыльский издал в 15 лет. Дебют был блистательным. Книгу, написанную в духе европейского модерна, удостоила похвалы сама Леся Украинка, крайне скупая на комплименты. Интересно, что пути знаменитой поэтессы и юного автора тогда пересеклись в прямом смысле слова: частная гимназия, где учился Рыльский, находилась на улице Ярославов Вал (сейчас в этом здании музыкальная школа), а Леся Украинка с мужем жила рядом — на улице Малой Подвальной… В 20-е годы Рыльский, ставший уже мэтром поэзии, входил в группу киевских неоклассиков. Так называли себя литераторы, отстаивавшие культурные традиции — в противовес пролетарским лозунгам и «идейному» искусству. За чашкой чая, заваренного по особому рецепту, поэты собирались у Миколы Зерова, энциклопедически образованного человека, ученого и литератора. После посмертной реабилитации Зерова книга его избранных произведений вышла под редакцией и со вступительной статьей Максима Рыльского. Фактически все «неоклассики» погибли в сталинских лагерях. Рыльский лишь чудом избежал этой участи.

РЕКЛАМА

4. Женой поэта в 1926 году стала Катерина Николаевна Паткевич. До революции она закончила Киевский институт благородных девиц. Ее сын от первого брака Георгий (родные звали его Жоржем) жил в семье Рыльских. А бывший супруг Иван Очкуренко бывал в их доме, и, когда Катерина Николаевна умерла, он и Рыльский, обнявшись, плакали в рабочем кабинете поэта…

В подарок жене Максим Тадеевич однажды привез саженцы редких деревьев. Они прижились и поныне растут в голосеевском доме писателя, где в 1968 году открылся литературно-мемориальный музей Рыльского. Садоводством поэт увлекся еще до войны, когда у семьи была маленькая дача в Ирпене. Микола Бажан тогда в шутку прозвал Рыльского «преобразователем пустыни»: участок стоял на песке. И тем не менее у Рыльского принялись фруктовые деревья, а предметом его особой гордости были розы и клубника.

РЕКЛАМА

5. Ордер на арест Максима Рыльского в 1931 году был выписан в день его рождения. (Поразительно, но, спустя ровно 12 лет, в этот же день — 19 марта — по радио сообщили о присуждении поэту Сталинской премии!) Во время обыска жена поэта незаметно сняла со стены охотничье ружье и спрятала под одеяло на кровати. Когда же работники ГПУ велели «гражданке» встать с постели, она изобразила удивление: «Смотрите, ружье как-то сюда попало». Интересно, что ружье не конфисковали… В Лукьяновской тюрьме поэт находился несколько месяцев. Ему инкриминировали… руководство «военным отделом» украинской националистической организации. На свидания в помещение ГПУ (Октябрьский дворец) Катерина Николаевна носила мужу домашние пирожки, кофе и бутерброды. Все эти деликатесы появлялись благодаря Торгсину, где на ценные вещи выменивали муку, жиры и мясо. Сама же семья перебивалась тогда варевом из «горлянок» — костей… Однажды в письме к Рыльскому жена написала, что начала увлекаться поэзией Ахматовой, и дважды подчеркнула фамилию. Он понял, что речь идет о Генеральном прокуроре Ахматове, на прием к которому ездила Катерина Николаевна. Уже зная, что принято решение об освобождении поэта, следователь цинично объявил ему: «Поедете на 10 лет на Соловки». «Соловки, так Соловки», — безучастно сказал Рыльский… После выхода поэта из тюрьмы его опекал Остап Вишня. А когда уже Вишня отбыл свой 10-летний срок, он в первый же день освобождения пришел к своему другу. Максим Тадеевич выхлопотал для него продуктовые карточки.

6. У страстного охотника Остапа Вишни была «говорящая» собака, а у такого же любителя охоты Рыльского — не менее знаменитый пес — «литературный критик». Этот трюк не раз восхищал гостей поэта. Собака, замерев, сидела напротив хозяина, а тот бросал ей кусочек колбасы, называя фамилии литераторов и добавляя — «великий поэт». На одни имена пес абсолютно не реагировал и к еде не притрагивался. Когда же Рыльский говорил: «Тычина — великий поэт», собака подбрасывала вверх кусочек колбасы, на лету подхватывала и съедала. Фокус был в том, что Максим Тадеевич приучил умницу ирландского сеттера реагировать на слова, произнесенные с особой интонацией.

РЕКЛАМА

Жена Рыльского прекрасно готовила зайца, нашпигованного салом, чем вдохновила Остапа Вишню на юмореску «Захць». А вот супруга юмориста Варвара Алексеевна однажды не на шутку рассердилась на Рыльского. Она запрещала приносить в дом спиртное и обыскивала всех гостей-мужчин на предмет «контрабанды». Рыльский всегда приходил с большой кожаной папкой. Спокойно выворачивал карманы и проходил к Остапу Вишне в кабинет. Спустя время выяснялось, что и хозяин, и гость изрядно навеселе. В конце концов супруга Вишни решила заглянуть в папку Рыльского. И оказалось, что вместо рукописей там лежали… маленькие бутылочки водки.

7. В 1938 году нарком внутренних дел УССР Успенский потребовал немедленного ареста Рыльского как «буржуазного националиста». Своего рода «охранной грамотой» для поэта послужила тогда его «Пчсня про Сталчна» (музыку к стихотворению, начинавшемуся словами «цз-за гчр та

з-за високих», написал Левко Ревуцкий). Песня была необычайно популярна. Никита Хрущев, симпатизировавший Рыльскому, в разговоре со своим сыном Сергеем вспоминал, что, улучив момент, обратился к вождю: «Товарищ Сталин, как можно арестовать поэта, написавшего «Песню о Сталине», которую поет вся Украина? « Сталин задумался и через некоторое время произнес: «Передайте этому дураку Успенскому, чтобы он не влезал не в свое дело». Максим Рыльский был спасен.

8. Но «охранная грамота» действовала до поры до времени. В 1947 году над Рыльским снова сгустились тучи. Готовилось постановление ЦК КП(б)У «О буржуазно-националистическом уклоне на Украине». Итогом его должен был стать судебный процесс над деятелями украинской культуры, в числе главных подсудимых планировались Рыльский, Довженко и Юрий Яновский. Максиму Рыльскому говорили: «Вы же были петлюровцем!» Его перестали печатать — не только стихи, но и переводы. (К слову, Максим Тадеевич переводил стихи с 40 языков и до сих пор считается лучшим переводчиком Пушкина и Мицкевича. ) А в 1951 году в «Правде» вышла разгромная статья о стихотворении Владимира Сосюры «Любчть Укращну». Между прочим, упоминалось, что под этим стихотворением с удовольствием подписался бы Петлюра или Бандера, особенно поддерживал и пропагандировал стихи Рыльский…

Максима Тадеевича постоянно «прорабатывали» на собраниях и активах. Парадокс: он оставался директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР (который сейчас носит его имя), академиком АН УССР, депутатом Верховного Совета СССР. Но в каждой рецензии на его новую книгу упоминалось об «ошибках» и «заблуждениях», которые Максим Рыльский преодолевает благодаря «партийной критике». Как пишет сын поэта Богдан Рыльский в книге «Мандрчвка в молодчсть батька», «положение отца в то время немного напоминало состояние репрессированного, которого досрочно освободили, но не реабилитировали».

9. Коренной киевлянин Максим Рыльский любил Киев не абстрактной любовью, посвящая городу множество тонких и точных стихотворений. У него есть стихи об одной улице — Пушкинской — и даже об одном лишь доме — знаменитом доме с химерами архитектора Городецкого. Поэт угадал, что это — фантазии чудака-охотника… О Рыльском в Киеве ходила масса анекдотов. Да и сам Максим Тадеевич, будучи очень остроумным человеком, буквально на ходу создавал анекдоты, которые тут же шли «в народ». Однажды Рыльский с приятелем, попав под дождь, решили укрыться в подъезде одного из домов. И тут на балконе на втором этаже послышался девичий смех. «Максиме Тадейовичу, над нами смчються», — сказал спутник поэта. «Це не над нами, а з нас смчються», — с улыбкой поправил его Рыльский.

Последняя книга Рыльского, которую он увидел при жизни, — это цикл очерков «Веччрнч розмови». Его публицистические статьи-раздумья публиковались в газете «Веччрнчй Кищв» несколько лет, в каждом субботнем номере. И читатели ожидали их с нетерпением.

10. 65-летие Максима Рыльского совпало с 50-летием его творческой деятельности. На юбилейном вечере в филармонии звучали долгие пространные выступления, а затем ведущий — Павло Тычина — предоставил слово юбиляру. Максим Тадеевич подошел к трибуне, снял очки, положив их в боковой карман пиджака. Поблагодарил выступавших и Павла Григорьевича. А затем, обращаясь к залу, произнес одну-единственную фразу: «А вам всчм я хочу сказать словами нашего великого Шевченка: «Свою Укращну любчть!» После этого Максим Тадеевич сошел со сцены. Зал замер. А через несколько секунд взорвался овациями…

Подготовила Ольга УНГУРЯН, «ФАКТЫ»

1279

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів