ПОИСК
Культура та мистецтво

Народная артистка россии светлана крючкова: «на мою долю выпало много испытаний: я могла спиться, сломаться, сойти с ума, покончить с собой»

0:00 22 червня 2005
Сегодня известной актрисе исполняется 55 лет Светлане Крючковой подвластны многие жанры. Она — одна из тех немногих актрис, кто может сыграть практически любую роль — от трагедии до гротеска. И, хотя Крючкова снялась в более чем полусотне фильмов, роли у нее были не всегда большие, но непременно колоритные. Да и сама она дама импозантная, обаятельная и улыбчивая.

«Долгое время папа стриг меня «под мальчика» и называл Петькой»

- Светлана Николаевна, вы себе на экране нравитесь?

- Сейчас смотрю фильмы со своим участием и думаю: какая молодая, красивая. А тогда, кстати, я себя не воспринимала такой.

- Вы ведь счастливый человек: вашими партнерами на съемочной площадке были легендарные Леонов и Мордюкова, вас снимали выдающиеся Гайдай и Михалков…

РЕКЛАМА

- Никита Михалков — мой любимый режиссер. Я снималась у него в «Утомленных солнцем» и «Родне». Период работы над «Родней» я считаю одним из самых счастливых моментов в жизни. Никита Сергеевич на этой картине посвятил меня в киноактрисы, именно тогда я почувствовала специфику профессии. Хотя один момент вспоминаю без особого восторга: в фильме есть эпизод, где я принимаю душ. По тем временам это было страшно — раздеваться на глазах у всей съемочной группы…

- И как же снимали?

РЕКЛАМА

- Всех выгнали, оставили только операторскую группу. А горячей воды, кстати, не было. Тогда Никита Сергеевич сказал: «Кто у нас самый здоровый и недавно от жены?» Надо было меня поливать теплой водой из лейки. Я тогда от стеснения на первом дубле даже текст забыла. Пришлось самому Михалкову брать лейку и поливать меня.

- У вас такие колоритные героини выходят: взять хотя бы мадемуазель Куку из «Безымянной звезды» или героиню в «Старых клячах» Эльдара Рязанова. А чего стоит домработница Мохова из «Утомленных солнцем»!

РЕКЛАМА

- Образ Моховой собирали по кусочкам. Поскольку она девственница, ей приделали косу. Однако, чтобы Мохова не выглядела интеллектуалкой, ей вдвое уменьшили лоб, сделав специальную накладку. Кстати, белые реснички — это мои настоящие. А с подносом, которым моя героиня постоянно прикрывалась, вообще интересно получилось. Возник он спонтанно, а стал яркой деталью. Дело в том, что у Никиты Сергеевича была одна привычка. Чтобы сделать приятное женщине, он манерно протягивал: «Здравствуй, дорогая!» и хватал за особо чувствительные места. Дамы пищали. Вот на съемках и родилась идея взять поднос, чтобы защищать Мохову от хозяина-проказника, которого играл Михалков. С Никитой Сергеевичем очень интересно работать — он постоянно импровизирует.

Мало кто знает, что во время съемок «Утомленных солнцем» актеры дрожали от холода. Работа над картиной затянулась, на дворе уже была осень, а по сюжету все происходило в разгар лета. Для соответствующей картинки деревья даже обклеивали искусственной листвой. Дочери Никиты Сергеевича Наде тогда было 7 лет, а ее почти раздетой снимали в холодный ноябрьский день. Кстати, для того чтобы изо рта не шел пар, его полоскали ледяной водой — давний киношный трюк.

- Как я погляжу, не так уж и распрекрасна актерская доля, как многим кажется…

- Поверьте, я это на себе испытала. Например, съемки фильма «Ольга и Константин» обернулись настоящей драмой. У меня до сих пор мурашки по спине, когда вспоминаю эту картину. Во время одной из сцен я получила тяжелейшую черепно-мозговую травму. Я категорически отказывалась войти в коровник и поставить скотине ведро. Корова была беременной, напуганной большим количеством приборов и людей. Но, как всякий артист, подчиняющийся воле режиссера, я подсознательно следовала его командам. Режиссер приказал: «Открой дверь, войди, поставь ведро». Я все сделала и инстинктивно дернулась назад. А корова в это время наклонила голову и подняла ее. В результате она рассекла мне пополам губу, содрала роговицу, и я получила очень тяжелое сотрясение мозга. Страшнейшая тройная травма, после которой я два года не работала. Фильм досняли без меня, взяв дублера.

Много всего на мою долю выпало. Я могла спиться, сломаться, сойти с ума, покончить с собой… Очень тяжело было.

- Вы коренная москвичка?

- Нет, я родилась в Кишиневе. Папа, отличавшийся суровым нравом, служил в органах. После ХХ съезда ушел в отставку. Мама работала в отделе кадров Кишиневского института управления. Была отменной певуньей — ее даже приглашали в хор имени Пятницкого. Но отец настоял, чтобы она занималась семьей. Все без исключения бытовые проблемы ложились на плечи матери, а после 30 лет совместной жизни папа оставил семью ради другой женщины и переехал в Москву.

Вообще, по крови я поморка. Это видно — широкие плечи, широкая кость, голубые глаза, светлые волосы. У меня есть старшие сестра и брат. Отец мечтал еще об одном сыне, но, к его разочарованию, родилась я. Он меня долгое время стриг «под мальчика», надевал на меня матроску и называл Петькой. А вообще, от детства осталось ощущение одиночества, будто я никому не нужна была. Кстати, из-за этого и читать-то научилась: сидела дома, разглядывала газеты и в 5 лет начала читать.

- В школе, небось, круглой отличницей были?

- Как-то папа сказал мне: «Окончишь на отлично четыре класса — куплю тебе пианино». А я о музыкальном инструменте мечтала, уж очень хотела научиться играть на пианино. У меня были одни пятерки, но пианино отец мне так и не купил. Я стала учиться как попало. Эта обида у меня на всю жизнь осталась, поэтому я не позволяю себе что-то пообещать детям и не выполнить. Если я не могу — говорю: «посмотрим», а если я сказала «да», то должна сдержать слово.

«Я голодала, держала вещи в камере хранения на вокзале, а переодевалась… в общественном туалете»

- Вы, как и все девчонки, грезили об актерской профессии?

- Вовсе нет. Надо сказать, что у меня юность была достаточно счастливой: совпала с хрущевской оттепелью. Это только что появившийся журнал «Юность», первые стихи Ахмадулиной, Окуджавы, Рождественского, это Кузнецов в прозе, Гладилин, Аксенов. Безумно интересно было. К 10-му классу я твердо решила стать филологом, но поездка после выпускного вечера на экскурсию в Москву предопределила мою дальнейшую судьбу. Гуляя как-то по столице, очутилась рядом со Щепкинским театральным училищем. Зашла посмотреть, а там как раз было предварительное прослушивание. Совершенно случайно прошла первый тур. Потом второй. Однако на третьем провалилась и уехала домой. Год отработала машинисткой и опять отправилась в Москву. Теперь уже целенаправленно — поступать в театральный. Но снова был провал. Устроилась слесарем-сборщиком на ЗИЛ, правда, через два месяца не выдержала и вернулась в родной Кишинев.

- Сдались?

- Нет, я мыкалась, убегала из дому в Москву. Очень тяжело жила, голодала по нескольку дней. Кстати, до сих пор не могу оставлять еду на тарелке. Сдавала вещи в камеру хранения на вокзале, а переодевалась в общественном туалете. Были обида, боль, негативный опыт во взаимоотношениях с людьми. Кстати, все это прозвучало в отрывке из Куприна, который я читала на вступительном экзамене. Прямо перед приемной комиссией я расплакалась и очень натурально сказала последнюю фразу: «Ну, хорошо же, вы мне еще это вспомните! Вы еще наплачетесь досыта!» Теперь я думаю, что и не имела права предыдущие два года быть принятой. Все-таки артист должен что-то пережить, чтобы было о чем рассказывать со сцены.

Я поступила в Школу-студию МХАТ. В тот год конкурс был около 200 человек на место! Это был самый популярный, но одновременно и самый строгий вуз в столице. Нужно было вставать, когда в аудиторию входили не только преподаватели, но и старшекурсники. Категорически запрещалось курить, а девушкам — ходить в брюках и краситься. А еще очень серьезно — вплоть до исключения — наказывали за съемки в кино.

- Но вы ведь в «Большой перемене» снялись, еще будучи студенткой?

- Я запрет нарушила, но, слава Богу, от этого не пострадала (улыбается). Дело в том, что фильм «Большая перемена» вышел за месяц до окончания Школы-студии. Так что ко дню выпуска я была известной актрисой. Более того, меня приглашали сразу в пять(!) московских театров.

- О вас можно сказать «наутро проснулась знаменитой»?

- Поскольку «Перемена» фильм 4-серийный, по телевизору он шел четыре дня подряд. А в те времена появление многосерийной картины было заметным событием. Естественно, что меня стали узнавать. Помню, как-то я шла по улице и услышала вслед: «Нестор Петрович! Нестор Петрович!» Потом мне стали улыбаться люди на улице…

- Голова от свалившейся славы не закружилась?

- Быть может, от этого меня спас мой первый муж, который постоянно мне твердил, что я страшная, как печка, и бездарная. Я, кстати, так и думала о себе. Мне вообще мужчины никогда не дают расслабиться. Не дают почувствовать себя прекрасной, красивой, талантливой. Все время они меня критикуют (смеется). А может, это и хорошо.

- На съемках «Большой перемены», наверное, весело было?

- Там собрался просто потрясающий актерский состав. Евгений Павлович Леонов, Ролан Быков, молодые Кононов, Збруев, Крамаров, Гвоздикова, Проскурин, Носик. На съемочной площадке то и дело происходили какие-то истории: смешные и не очень. Во время съемок сцены, когда Нестор Петрович Северцев тонет, а герой Быкова бросается ему на помощь, Быков ведь и правду чуть не утонул вместе с действительно плохо плавающим Кононовым. А помните сцену, когда Нелли Леднева собирает на педсовет своего непутевого отца, которого играл Леонов? Нужно было завязывать галстук, а я не умела. И тогда Евгений Павлович научил меня.

- После, наверное, посыпались приглашения в кино, зазывали работать в театр?

- Я как верная ученица Ефремова, окончив учебу, пошла во МХАТ. Правда, долго там задержаться мне не пришлось. Я влюбилась в оператора Юрия Векслера и уехала в Петербург. Спустя три месяца меня пригласил Товстоногов в спектакль Сергея Юрьевича Юрского. Юрский был моим первым ленинградским режиссером. Я, между прочим, была очень влюбчивой. Мне всегда нравились мужчины старше. Если у меня возникали романы, Ефремов почему-то всегда об этом знал. Помню, приехала после съемок «Старшего сына», позвонила ему домой и говорю: «Олег Николаевич, я ухожу из театра». Он мне: «С ума сошла, мы тебе собирались новую роль давать — Юлию в «Дачниках». «Олег Николаевич, я выхожу замуж!» — сообщаю ему я.  — «За кого?» — «За Векслера» — отвечаю. Наступает пауза, после чего он сказал: «За Векслера? Выходи!» Они были знакомы — вместе работали на картине «Здравствуй и прощай». Я уехала в Питер, а документы забирала потом.

- С Векслером вы познакомились на съемочной площадке?

- Юра Векслер работал оператором на картине «Старший сын». Я влюбилась ТАК, что готова была остаться безработной, лишь бы рядом с любимым человеком, несмотря на то что уже имела печальный опыт семейной жизни. (Первый брак Крючковой продлился всего четыре года. Она выскочила замуж еще совсем юной.  — Авт. ) Правда, в загс мы пошли только через шесть лет после знакомства — накануне появления первенца Мити.

- А еще говорят, двум творческим натурам трудно уживаться под одной крышей…

- Так и получилось. С Юрой была очень сложная история. Он ведь тоже творец. Два творческих человека в одном доме. Он со временем — а прожили мы вместе 14 лет — стал очень ревниво относиться к моим творческим успехам. Если у меня что-то получалось, пытался испортить настроение: болезненно реагировал на мои удачи. Это было странно. Я ведь Юру всегда очень любила. Мне казалось, что это наш общий успех. Ведь картины, где я играла, а он снимал — «Женитьбу», «Старшего сына» и «Царскую охоту», — я считаю самыми удачными. Потом Юра мне заявил: «Мне очень трудно жить с женщиной, которая зарабатывает больше, чем я».

- Ваш нынешний супруг тоже из киношной братии?

- Нет уж, хватит (смеется). После нашего развода с Векс-лером были люди, которые проявляли ко мне интерес, но категорически не воспринимали моего сына Митю. Я их просто вычеркнула из жизни, и все. Я из тех женщин, для которых ребенок на первом месте. Наверное, это плохо, но я такая. Кстати, именно благодаря сыну я познакомилась со своим мужем Александром. Как-то раз с Митей и подругой Ларисой Гузеевой сидели в ресторане. Пока мы разговаривали, сын прогуливался по залу, а потом подошел ко мне и представил «дядю Сашу», который работал в этом ресторане. И опять любовь. Наверное, так распорядились звезды, ведь я и Саша родились в один день — 22 июня, только с разницей в 12 лет.

- У детей нет желания пойти по стопам знаменитой мамы?

- Старший сын Митя стал профессиональным звукорежиссером. Александр-младший только учится в школе. Когда Саша подрос, я стала очень бояться отпускать его от себя. Но надо приучаться к мысли, что детей рожают не для себя. Они сами должны выбирать себе жен, стиль жизни, профессию, круг общения — это их право.

- А что это за жуткая история о вашей квартире, в которой не то что жить, находиться было опасно для здоровья?

- Несколько лет назад выяснилось, что мы живем в смертельно опасной квартире, зараженной парами ртути. Переехать нам тогда было некуда. Однако Никита Михалков, Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон и Лия Ахеджакова добились, чтобы мне предоставили другую квартиру. А вот руководство БДТ по непонятным причинам мне отказало. Не предоставили даже академический отпуск на год, о котором я просила. С тех пор наши отношения с родным театром осложнились.

В этом году будет ровно 30 лет, как я работаю в Большом драматическом. Правда, к сожалению, в последнее время не играю! Но я живу надеждой, что будет пьеса, где для меня найдется роль, и кому-нибудь из режиссеров захочется со мной работать (улыбается).

- А чего еще для полного счастья не хватает?

- Я прекрасно запомнила один момент в своей жизни, когда я пришла усталая домой и завалилась на кровать. Рядом лег муж, с другой стороны Митя, а маленький Саша — на меня. Я лежала и думала: «Боже мой, какая же я все-таки счастливая женщина!»

605

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів