ПОИСК
Культура та мистецтво

Владимир машков: «могилу своих родителей я нашел в день премьеры «папы» в родном новокузнецке»

0:00 16 вересня 2004
В Киеве режиссер презентовал свой второй фильм «Папа!», который за месяц проката завоевал три престижных награды

Вторая картина успешного российского и голливудского актера Владимира Машкова вышла на экраны через шесть лет после романтической новогодней мелодрамы «Сирота Казанская». Тогда актер Машков дебютировал как режиссер. Его следующий фильм, «Папа!», по мотивам пьесы Александра Галича «Матросская тишина», представленный на Международном московском кинофестивале, за два месяца успел завоевать три кинонаграды: приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Выборге «Окно в Европу», приз зрительских симпатий «Выборгский счет» и аналогичный приз на Московском международном кинофестивале. Несколько дней назад мэтр кино привез своего «Папу!» в Киев. Лично присутствовал на показе. Заходил в темный зал под титры, садился в кресло и последние 3--4 минуты, когда строчки под музыку, подобранную Владимиром Спиваковым, ползли по экрану, наблюдал за реакцией зрителей.

В основе сюжета фильма -- вечная история о любви, предательстве и прощении. Все, чем живет главный герой Абрам Шварц, -- его талантливый сын. Скрипка в руках мальчика оживает и заставляет людей плакать, позволяет отцу мечтать об огромных залах, рукоплещущих сыну. Отец ведет сына к мечте бережно, настойчиво и жестоко. Когда же повзрослевший сын становится лучшим учеником консерватории, все, чего хотелось бы отцу, -- увидеть своего мальчика в минуты славы. Но вместо счастья и благодарности он получает от сына… пощечину. Сын стыдится отца. И должны пройти годы, чтобы мальчик понял: отец простил его, потому что родительская любовь не знает ни обид, ни смерти…

«За время съемок я постарел лет на двадцать. Мне выстригали плешь и выщипывали бороду… »

-- Долго вы не садились в режиссерское кресло…

-- Да уж. В течение шести лет я в основном снимался в кино, вынашивал планы и набирался опыта. Ведь в картине я выступил сразу в четырех ипостасях -- исполнил одну из главных ролей, стал соавтором сценария, режиссером и продюсером. Признаюсь, это было непросто: думать о финансировании, о том, как все организовать, как сыграть свою роль, да еще и наблюдать за игрой других актеров. После такого «расчетверения» личности я только сейчас постепенно начинаю разгибаться. У меня было ощущение, что за время съемок я постарел лет на двадцать. Какое-то время я даже не мог быстро ходить…

РЕКЛАМА

-- Однако старика сыграли вы очень убедительно.

-- Роль непутевого пьяницы Абрама Шварца -- одна из самых ярких, сыгранных мной. Я долго не мог решиться снимать самого себя. Думал даже отдать роль Шварца солидному актеру. Параллельно стал искать деньги, нужно было три с половиной миллиона долларов. Спонсоры сказали, что профинансируют фильм только в том случае, если сниматься буду я. Пришлось согласиться. Тем более, что я четыреста раз сыграл эту роль на сцене МХАТА. Спектакль «Матросская тишина» шел в «Табакерке» с успехом почти десять лет.

РЕКЛАМА

Впервые сыграл эту роль, когда мне было двадцать четыре года, я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТа. Воплотить образ старика Абрама Шварца тогда, как, впрочем, и сейчас, было невероятно тяжело. Сложнее всего было понять состояние вселенской любви, которую невозможно выразить словами. Пришлось долго и серьезно готовиться: отрастить бороду, волосы, настроить себя морально. Потом, у меня был очень сложный грим. Его каждый раз накладывали два часа: выстригали на голове плешь, выщипывали бороду… Костюм героя несколько раз пачкали в грязи, стирали и снова пачкали. Ботинки мне подобрали на три размера больше.

-- Роль маленького Давида исполнил настоящий скрипач?

РЕКЛАМА

-- Не просто скрипач, а стипендиат Фонда Спивакова Андрей Розендент. Думал, что намучаюсь в поисках подходящего парня. Ведь он должен не только хорошо играть на скрипке, но и быть похожим на взрослого Давида, которого сыграл молодой актер Егор Бероев. Ситуацию спас Владимир Спиваков, порекомендовав мне Андрея. Как только я его увидел, сразу понял -- мой персонаж: маленький, длинноволосый, фантастически играет и все время недоволен собой. И не ошибся. Все партии в фильме Андрей исполнил сам. Музыку помог подобрать Владимир Спиваков. Сам маэстро в картине сыграл вокализ Сергея Рахманинова.

«На съемочной площадке Егор Бероев впервые в жизни произнес слово «папа». Своего родного отца он никогда не видел… »

-- Взрослый Давид тоже блестяще играет на скрипке?

-- Нет, Егор Бероев только имитирует игру. С ним пришлось немало поработать. Когда я увидел его в одном из российских телесериалов, он был круглолицый и довольно упитанный… Поражало абсолютное сходство Егора и Андрея. Роль была предназначена только ему. Егор сразу серьезно взялся за дело. Похудел. Начал осваивать манеру игры на скрипке. Ведь его герой -- талантливый скрипач, лучший студент Московской консерватории. Ходил в московскую музыкальную школу, наблюдал, как играют дети, пока усвоил, как правильно держать смычок и скрипку. Роль оказалась для Егора символичной. Именно на съемочной площадке он впервые в жизни произнес слово «папа». Своего родного отца Егор никогда не видел…

Я хотел показать отношения отца и сына. В пьесе и фильме нет мамы, не возникает даже вопроса о ней. Только отец и сын. Как Создатель и его Сын. Это как притча.

-- Говорят, в фильме отражена и ваша биография.

-- В том, что касается детства главного героя. Я был поздним ребенком, моему отцу тогда исполнилось сорок лет, и я не понимал глубины родительской любви. По молодости совершил много ошибок. Теперь каюсь. Эта боль и сейчас меня не отпускает. Думаю, фильм стоит посмотреть всем детям. Чтобы понять, что родители -- это самые близкие люди на свете. Неважно, кто они. Нужно просто любить их, уметь просить прощения. Я этого сделать не успел. Родителей я потерял в двадцать четыре года. Долгие годы не мог найти их могилу. Отыскал только спустя много лет. В день премьеры «Папы!» в моем родном городе Новокузнецке. Теперь живу с чувством неисполненного долга. Частично я хотел восполнить его картиной «Папа!». Ведь эта история заключена в круг жизни, по которому нас ведет любовь к родителям. Родители -- единственные люди на земле, любящие нас бескорыстно, ни за что. Но платить за эту любовь мы не всегда способны. Ошибочно считается, что дети -- наше будущее. Это не так. Наше будущее за родителями, потому что мы идем к ним, всех нас ждет один конец, один исход. И от того, насколько близок наш путь к родителям, насколько он наполнен искренней любовью, зависят наши отношения с собственными детьми. Дети идут за нами, мы -- их будущее.

«Мне предлагали сняться в блокбастере «Лара Крофт-2». Я отказался»

-- Вы считаете себя хорошим отцом?

-- Моя дочь говорит, что я самый лучший на свете. Стараюсь не разочаровывать ее. Она очень толковая девчонка, учится на первом курсе театрального вуза. Успела сняться в нескольких фильмах. Я ей тоже предложил роль. В массовке. Она отнеслась к этому очень серьезно. Чтобы понять атмосферу фильма, она вместе с ребятами из массовки каждые выходные ходила на стадион «Динамо», в Парк культуры и отдыха, на ВДНХ. А потом как отчет приносила мне фотографии.

В массовых сценах фильма снималось одновременно до 2500 человек. К ним пытались пристроиться прохожие. Во время съемок праздника Первое мая на здании Московской консерватории был вывешен портрет Сталина размером с пятиэтажный дом. Люди решили, что это какая-то политическая акция. Тут же присоединились и начали митинговать. Пришлось долго объяснять, что это всего лишь кино. Больше всего людей требовалось для съемок праздничной Москвы, в залах Московской государственной консерватории и в каменец-подольском гетто.

-- События происходят в Тульчине. А где проходили съемки?

-- Привокзальную часть мы снимали в Каменец-Подольском. Ездили туда два раза: летом, когда снимали события 1929 года, и осенью, чтобы запечатлеть город во время войны. Украинский городок Каменец-Подольский привлек тем, что его улицы не залиты асфальтом. Их будто не тронуло время. Мощеные улицы и крепости XVI--XVIII века оказались очень близкими по духу придуманному Александром Галичем городку Тульчину. Как и Тульчин, Каменец-Подольский находился в черте оседлости, и до сих пор его жители мало отличаются от людей довоенного времени.

Дом Абрама Шварца построили специально для съемок, причем так тщательно, что летом в нем вполне можно жить. В том же Каменец-Подольском группа возвела 70-метровую каменную стену высотой около 4 метров. Именно у этой стены, символизирующей, Стену Плача в Иерусалиме, мальчишки в фильме играют в футбол. Стена пригодилась и для съемки расстрела в гетто: камни разрушенной стены использовали и для съемок разбитого немцами Тульчина. Интересно, что для этого пришлось специально отстраивать рынок, восстанавливать дома, подлежащие сносу, а потом все это закоптить, разрушить и сжечь.

-- Правда, что ради «Папы!» вы отказались от роли в Голливуде?

-- Пришлось. Мне предлагали сняться в блокбастере «Лара Крофт-2». Я должен был играть напарника Анжелины Джоли. Пока шла подготовка к этому фильму, у меня работа тоже не стояла на месте -- был закончен сценарий «Папы!». Неожиданно быстро нашлись и деньги. Я стал перед выбором и сделал его. Надеюсь, он правильный.

 


2288

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів