Улегшись в муравейник в позе покойника, христа ради юродивый старец феофил показал императору николаю i, чем кончится для него крымская война
Что гадалок в Киеве было достаточно, мы знаем из классической литературы. И по сегодняшний день они не перевелись, наоборот, множатся и процветают, зарабатывая своим ремеслом немалые деньги. Но истинная прозорливость, как подтверждает история, даруется не столь многим и не для корысти
В июле мы отмечали день памяти основателя Киево-Печерской лавры святого старца Антония. Это к нему приходили князья Ярославичи, чтобы узнать исход предстоящей битвы с половцами, которые стали всерьез тревожить Русь. И преподобный Антоний предсказал им поражение на реке Альте. Но Антоний Печерский лишь первый в череде тех, чьи имена история сохранила как имена киевских провидцев.
«Ваше будущее уже известно: все вы, вместе с вашим князем, утонете в водах»
История Киевской Руси -- это история войн. Удивительно ли, что за советом и поддержкой в Лавру князья чаще всего обращались перед решающими битвам? Вот и весной 1093 года черниговский князь Владимир Мономах и юный переяславский князь Ростислав идут в Лавру помолиться и попросить божественного заступничества в предстоящей битве с врагом. Они приближаются к монастырю, а им навстречу преподобный отец Григорий Чудотворец. Увидев чернеца, воины Ростислава стали над ним потешаться.
«Где бы трепет иметь и усердно всех попросить о молитве, так вы вместо этого совершаете зло, каковое противно Божьей воле, -- передает ответные слова старца «Киево-Печерский Патерик». -- Оплакивайте погибель свою, кайтеся в своих согрешениях, чтобы потом, в Судный день, обрести отраду. Ведь ваше будущее уже известно: вы все, вместе с вашим князем, утонете в водах».
Ростислав возмутился: «Мне ли, умеющему плавать в воде, предрекаешь смерть от нее?» -- и велел воинам связать старца и с камнем на шее бросить в воду.
Но пророчество Григория Чудотворца сбылось. Битва, в которой участвовали киевский князь Святополк, переяславский -- Ростислав и черниговский -- Владимир Мономах, состоялась близ современного Триполья. Владимир не советовал переходить реку Стугну, но решено было ее все-таки перейти и дать бой на другом ее берегу. Половцы опрокинули ряды русичей, и при отступлении Ростислав утонул.
А почти через восемь веков лаврский старец Феофил Китаевский (по месту, где прожил последние годы и скончался: это была Китаевская пустынь) предсказал поражение в Крымской войне императору Николаю I. В 1852 году, когда наметился серьезный дипломатический кризис во взаимоотношениях между Российской и Османской империями, Николай I посетил Киевского митрополита Филарета Амфитеатрова, с которым и поделился тревожными мыслями: мол, вынуждают его обнажить меч. Так нет ли, спросил государь, в Лавре духоносных старцев, которые могли бы открыть ему будущее? Митрополит сказал, что есть, и вместе они отправились в Китаевскую пустынь, к Феофилу.
Вперед себя митрополит отправил гонца с предупреждением: в Китаево едет сам император! Гонец старца не застал, но прозорливому и не нужен был посыльный -- он уже знал, кто и зачем к нему направляется. На обочине дороги Феофил разрыл муравейник и лег в него, исцарапав себе лицо, в позе покойника. Подъехав к месту, императорская коляска остановилась. Митрополит и Николай I подошли к Феофилу. Император стал задавать вопросы, но старец лежал молча.
Митрополит пояснил: дескать, то, что старец изображает, и есть ответы на вопросы императора. Однако сам Филарет не мог внятно объяснить действия старца, Николай I уехал раздосадованный. Только когда через три года русские войска сдали Севастополь, а Николай I, узнав об этом, скоропостижно умер, Филарет Амфитеатров сказал в близком кругу, что теперь понял суть пророчества старца.
«Мне так нехорошо, и я так не хотел бы ехать на этот парад »
Если Николай I не предчувствовал своей кончины, то у киевского генерал-губернатора Александра Дрентельна оно было. В 1898 году Киев праздновал 900-летие крещения Руси. Намечались грандиозные торжества, в программе которых значилось открытие памятника Богдану Хмельницкому на Софиевской площади. По этому случаю должен был состояться парад, а командовать им предстояло Дрентельну. Но, собираясь на площадь, губернатор сказал жене: «Мне так нехорошо и я так не хотел бы на этот парад ехать » Однако служба есть служба, и он отправился.
Потом жене Дрентельна рассказывали: выстроившиеся на площади войска ждали генерал-губернатора, но еще до его приезда появился старец Паисий с горшком каши в руках. Полиция вежливо попросила старца удалиться, ибо кто не знал Паисия?
Рясофорный монах Киево-Печерской лавры вел страннический образ жизни, ходил оборванным и неопрятным, но был любим киевлянами. Однако парад есть парад. Старец его не украшал, поэтому его и попросили. «Душечки, -- сказал Паисий, -- я сейчас уйду», -- и с этими словами бросил горшок на мостовую. Полицейские собрали черепки и готовы были списать случившееся на своеобычность Паисия, но буквально через несколько минут на этом месте Александру Дрентельну вдруг стало плохо, он упал с лошади и умер.
Трагедия произошла на глазах у сотен киевлян, молва о ней быстро разнеслась по городу, и неудивительно, что она вошла в историю.
«Рукополагайся Будешь митрополитом Киевским
Были среди киевских пророчеств и не такие грустные. Правда, то, о котором пойдет речь, прозвучало в Чернигове, но к Киеву имеет самое прямое отношение, ибо Лаврентий Черниговский, монашествовавший в Троице-Ильинском монастыре, можно сказать, предрек Киеву митрополита.
Дело было в послевоенные годы, когда слава о преподобном шла по всему Советскому Союзу. В Чернигов отовсюду тянулись люди, пришел и подросток и Виктор Сабодан. Паренек колебался в выборе жизненного пути: он хотел посвятить себя церковному служению, но мучился сомнениями. Не успел подросток, войдя в келью к старцу, поздороваться, как тот назвал его по имени и сказал: «Рукополагайся, рукополагайся Будешь митрополитом Киевским». Пройдут годы, и летом 1992 года Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (такое имя он принял в монашестве) будет избран Митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви.
-- Говоря о славе прозорливцев, -- замечает сотрудник Музея истории Киева Владислав Дятлов, -- нужно отметить, что сами они даром своим не кичились, чувствуя себя инструментом в руках Провидения. А вот других их необыкновенные способности иной раз искушали. История той же Киево-Печерской Лавры знает человека, которого такое искушение бросило в руки демонических сил. Сделавшись монахом, Никита вскоре высказал намерение идти в затвор, где, как правило, и рождался у старцев провидческий дар. Его отговаривали: дескать, молод и не готов к аскезе. Он не послушался и через некоторое время удивил братию способностями, не сопоставимыми ни с его духовным опытом, ни с образованием: неграмотный, а читал наизусть отрывки ветхозаветных текстов.
Обеспокоенная братия почуяла неладное, и над Никитой совершили специальный молитвенный чин, который должен был вызволить его из демонических пут. После этого попросили повторить хоть один из тех текстов, которые он якобы читал, и сделать это он не смог. Никита начал в Лавре новый путь, прошел его достойно, став впоследствии новгородским епископом.
Узнаешь такую историю и поневоле подумаешь: помолился бы кто над нашими нынешними «ясновидящими», у которых, может, и есть какой дар, но торгуют они им явно не по наущению Божию.
452Читайте нас у Facebook