Автор музыки к фильмам «соломенная шляпка» и «белое солнце пустыни» исаак шварц в советском союзе не был награжден ни одной кинопремией
«Ваше благородие, госпожа удача », «Любовь и разлука», «Не обещайте деве юной », «Капли датского короля», «Жоржетта, Лизетта, Жанетта » -- все эти песенные хиты принадлежат выдающемуся советскому композитору Исааку Шварцу. 13 мая ему исполнилось 80 лет! Меломаны помнят его зажигательные мелодии к фильмам «Женя, Женечка и «катюша», «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни», «Последняя жертва», «Бегство мистера МакКинли», «Соломенная шляпка». Он написал музыку к балетам «Накануне», «Страна чудес», «Веселый портной»; к спектаклям «Идиот», «Горе от ума», «Еще раз про любовь», «Между ливнями», «Бесприданница»
Несколько интересных фактов из жизни
1. Исаак Шварц родился в небольшом городке Ромны Черниговской области в семье служащего. Обнаружив музыкальную одаренность сына, родители отправили его в 7-летнем возрасте в ленинградский Дом художественного воспитания детей. Через семь лет Исаак оказался в столице Киргизии Фрунзе, где продолжил свое музыкальное образование у известного композитора и педагога В. Г. Фере. Когда началась война, он, еще юноша, стал музыкальным руководителем хора и оркестра ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1945 году Исаак Шварц возвращается в Ленинград, где заканчивает консерваторию.
2. Шварц считает себя кинокомпозитором. Его работа в кино началась в 1959 году, когда на экранах появились сразу два фильма с его музыкой -- «Наш корреспондент» и «Неоплаченный долг», не оставившие заметного следа в истории советского кино. Зато для самого композитора второй фильм связан с довольно неприятными событиями.
Сюжет фильма банален: выпускница института не хочет ехать работать на периферию и решила остаться в городе. Ее играла студентка ГИТИСа Элла Прохницкая. Нужна была лирическая песенка, исполняемая героиней. Шварц тщательно готовился к работе и очень обрадовался, узнав, что текст будет писать Михаил Светлов. Но его радость была преждевременной. Дело в том, что как раз в это время Михаил Аркадьевич был в глубоком запое и срывал все назначенные сроки. Поэтому пришлось привезти Светлова на съемки в Ленинград, снять ему номер в гостинице «Астория» и, утром отправляясь на съемки, закрывать его снаружи с надеждой, что к вечеру текст будет готов. Но вечером «готов» был поэт, а не текст. Больше всех переживал Шварц -- ведь это была его первая песня для кино. Все терялись в догадках, как же умудряется Михаил Аркадьевич «нагрузиться». Лишь через десять дней выяснилось, что Светлов из окна номера (он находился на первом этаже) на галстуке спускает швейцару деньги, тот покупает водку, но так как поднимать бутылку на виду у всех было неудобно, на кухне наливали водку в блюдце и просовывали в щель между полом и дверью номера. Когда это обнаружилось, щель заделали, и Светлову ничего другого не оставалось, как написать текст. И вскоре Прохницкая бойко запела: «Жизнь прекрасна, мой друг, что же ты, что же ты проходными дворами уходишь?» Песня получила распространение в быту, а вот на радио, телевидение, в нотные издательства путь ей был закрыт -- пела-то ее отрицательная героиня.
3. Больше Исааку Иосифовичу повезло, когда он стал работать над песнями с поэтом Булатом Окуджавой. Они и в жизни были единомышленниками и друзьями. «Я знаю многих композиторов, -- говорил Окуджава накануне 60-летия Шварца. -- Они все замечательные музыканты и даже, может быть, гении. В них тоже бушует музыка и переполняет их до краев. Но чтобы так сильно, как это у Шварца, я не встречал Я разговариваю с ним о чем-то важном. Он смотрит на меня очень внимательно большими добрыми глазами и тихонечко что-то насвистывает. Я замечаю нервно: «Ты меня не слушаешь! Кому я все это говорю?» Он отвечает спокойно, с расстановкой, словно перед ним маленький рассерженный мальчик: «Я тебя очень внимательно слушаю Я все могу повторить слово в слово Хочешь?» Он, довольный, откидывается и, прикрыв глаза, продолжает посвистывать. Сердиться невозможно».
4. Киномузыка Исаака Шварца высоко ценится во всем мире. Когда выдающийся японский кинорежиссер Куросава готовился к съемкам фильма «Дерсу Узала», его помощники устроили заочный, по меткому выражению Окуджавы, «конкурс музыкальных невест». Известных фамилий там было предостаточно, но Куросава без колебаний остановил свой выбор на «невесте» Исааке Шварце и никогда об этом не жалел.
На Международном кинофестивале в Триесте Исаак Шварц был удостоен «Приза за лучшую музыку к кинофильму» (»Бегство мистера МакКинли»). А вот в Советском Союзе ни один фильм Шварца никакими призами и премиями отмечен не был, хотя сам композитор был удостоен звания народного артиста России.
5. Как истинно творческий человек, Исаак Иосифович не любит шумных сборищ, фуршетов, банкетов, повышенного внимания со стороны окружающих. Когда общественность Ленинграда собиралась пышно отметить его 70-летний юбилей, он просто сбежал в Дом творчества в Матвеевском. Он не любит городского шума и в настоящее время живет на станции Сиверской Ленинградской области, да еще на улице Пушкинской, носящей имя его любимого поэта. По словам Шварца, там пролетают «тихие ангелы Пушкина и Набокова». Это самое его любимое место на земле.
6. Национальным человеческим достоянием он считает Шостаковича, Сахарова и Солженицына, его любимый персонаж русской истории -- император Александр I, «о котором ходит прекрасная легенда, что он ушел в монастырь». Он всегда нравился женщинам, а они ему лишь тогда, когда «говорят правду». Ему нравится одиночество, когда «его в любой момент можно прервать». А на вопрос о суевериях Исаак Иосифович лаконично отвечает: «Может ли позволить себе такую роскошь человек, который родился тринадцатого числа?»
914Читайте нас у Facebook