ПОИСК
Культура та мистецтво

Тамара гвердцители: «я и представить себе не могла, что маргарет тэтчер появится на моей свадьбе»

0:00 29 жовтня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Во Дворце «Украина» состоялся сольный концерт народной артистки Грузии «Музыка -- храм души»

Знаменитая грузинка чуть-чуть опоздала на прямую линию с читателями «ФАКТОВ». Проклятые «пробки», так надоевшие Тамаре Гвердцители в Москве, «достали» ее и в столице Украины. Скинув модное светлое кожаное пальтишко, певица осталась в костюме своего любимого черного цвета. «Пожалуйста, чашечку крепкого черного чая», -- попросила Тамара, признавшись, что вообще-то любит кофе, пьет его по четыре чашки в день и лимит на сегодня уже исчерпала.

«Страшно волнуюсь», -- сказала Гвердцители, усаживаясь за стол перед телефоном. Кстати, поддержать певицу на прямую линию приехала даже ее мама Инна Владимировна. Но ничего страшного не произошло. Даже наоборот. Объяснения в любви и преклонении перед талантом певицы заняли приличную часть «прямой линии». А потом были подарки. Один, как оказалось, самый долгожданный. Главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец подарил певице книгу модного ныне писателя Паоло Коэльо «Алхимик». «Это просто знак судьбы», -- сказала Тамара, которая, как оказалось, давно уже собиралась прочесть нашумевшее произведение…

«Когда я первый раз в доме Рыбчинского услышала песню «Скрипка грає», меня начало трясти… »

-- Здравствуйте! Анна Ивановна из Запорожья. Мне необыкновенно повезло, что я вас слышу, Тамарочка! Я преклоняюсь перед вашим талантом! Вы восхитительная женщина! Вокруг вас нет никаких скандалов… Как вам это удается?

-- Спасибо вам за теплые слова. Честно говоря, для меня искусство и музыка никогда не являлись бизнесом, и слово «карьера» тоже неприменимо в данном случае. Наверное, потому, что я спокойно жила, сочиняла и исполняла музыку, не оставалось времени сочинять вокруг себя скандалы. Хотя… Я понимаю, что это часть шоу-бизнеса. Правда, не основная.

РЕКЛАМА

-- Вы не тусовочный человек? Более домашний?

-- Знаете, в Москве слово «тусовка» заменяет мне слово «застолье», к которому я привыкла, живя в Грузии. В Тбилиси мы часто собирались большими компаниями, просто я не знала, что это называется тусовкой. Узнала уже в Москве, где, кстати, неважно, с кем ты тусуешься, важен сам факт. В Грузии совсем по-другому. Ты приходишь в гости, если хозяева тебе приятны. И наоборот. Честно говоря, мне не очень интересно вливаться в московскую тусовку…

РЕКЛАМА

-- Тамара, здравствуйте, это Алевтина из Киева. Слышала, что новый клип для вас будет снимать Андрис Лиепа -- сын знаменитого Мариса Лиепы.

-- Это правда. Андрис стал режиссером моего киевского концерта. И я надеюсь на дальнейшее с ним сотрудничество. Конечно, периодически у каждого из нас возникают собственные проекты, но если нам придется вновь поработать вместе, буду рада. Тем более если в результате появится блестящее шоу.

РЕКЛАМА

-- Андрис не пытался поставить вас на пуанты?

-- Нет! У нас с ним есть другие высокие ноты. Поэтому каждый стремится выражать себя своим способом.

-- Можно Тамаре Гвердцители задать вопрос? Меня зовут Александр. Я из Киева. Работаю помощником редактора небольшой газеты. Просто не верится, что я слышу вас. Скажите, Тамара, что вас подвигло сняться в клипе вместе с Дмитрием Гордоном? Реклама, финансовая заинтересованность или личная симпатия?

-- Что подвигло меня сняться в клипе? Предложение, поступившее от Дмитрия Гордона, и бессмертное произведение Поклада и Рыбчинского «Скрипка грає». Я счастлива, что получила возможность спеть эту песню на украинском языке. Помню, когда первый раз услышала ее в доме у Рыбчинского, меня просто всю трясло.

-- Я слышал, на съемках вас тоже трясло… Было холодно?

-- Еще как! Съемки из-за мороза даже переносились. Вдруг наступила зима, а мы еще не все сняли. Но, слава Богу, завершить таки удалось.

-- Украинский язык оказался для вас тяжелым?

-- Совершенно нет! Украинский -- очень красивый язык, на нем поется великолепно! Он сродни итальянскому.

-- Спасибо вам, Тамара. Счастья и удачи! Мы вас любим!

«Я знаю наизусть миллион тостов»

-- Здравствуйте! Неужели это сама Тамара Гвердцители?! Ваш голос не спутать ни с каким другим. Меня зовут Инга, я из Мукачево. Вы часто бываете на своей родине, в Грузии?

-- Хотелось бы чаще, но не получается. Из-за гастролей, разъездов… Знаете, по-моему, люди в Грузии стали жить лучше, чем несколько лет назад. И раньше всех из состояния общественного транса выходят люди искусства. Искусство способно творить чудеса. Оно стало для многих единственным утешением и спасением в страшные годы. Наверное, так и должно было произойти. Культура спасала людей -- и люди спасали культуру. Как могли.

-- Считается, что застолье -- часть грузинского образа жизни.

-- Так и есть. Это часть культуры. Без этого грузины не могут жить. И это нормально, естественно.

-- Женщины в Грузии за столом имеют право произносить тосты?

-- Женщины -- слушают. И учатся, чтобы потом сыновьям передать опыт. Уметь слушать -- это тоже большое дело, целое искусство. Причем, один и тот же тост может произноситься в твоей жизни уже в 540-й раз, но ты слушаешь его, как в первый. Я знаю наизусть миллион тостов! Дети впитывают их с материнским молоком (смеется).

-- Скажите, пожалуйста, тост, который вам нравится больше всех.

-- (После паузы. ) Да много есть тостов, которые нравятся… А если серьезно. Раньше тост «за мир» воспринимался как лозунг. Но, когда люди столкнулись с ужасами войны, они поняли, что ничего смешного в этом нет. Даже старцы, мудрецы всегда начинают застолье словами: «Выпьем за мир!» Мир, который у нас в душе, в нашей семье, в нашем саду… Когда в 1991-м в Грузии началась стрельба и всех ввергли в гражданскую войну, люди вставали и со скорбными лицами произносили этот тост. Они чувствовали, насколько это серьезно. Могучая энергетика тостов неистребима! Это сидит глубоко в душе народа.

-- Тамара! Это Даниил из Симферополя, большой поклонник вашего творчества. Читал, что у вас на свадьбе в Тбилиси была сама Маргарет Тэтчер.

-- Да, заезжала (хохочет). Но приглашала ее не я. Как раз в это время она была в Грузии по приглашению Шеварднадзе. А в Тбилиси открывали новый загс. Нам вручили ключи из папье-маше, чтобы символически открыть дверь Дворца бракосочетаний. Это было что-то вроде шоу. В общем, свадьба была показательной. И вдруг в середине церемонии я увидела женщину, которую безумно уважаю. Я и представить себе не могла, что Маргарет Тэтчер окажется на моей свадьбе. Но мне повезло, я увидела женщину, которой хотелось подражать. И вместе с тем почувствовала, какие мы все слабые.

-- На ее фоне?

-- Да. Все было как во сне. 1984 год, какая там Маргарет Тэтчер, когда в Болгарию никого не пускали! Я была растеряна, ошеломлена происходящим. Но там были специально подготовленные люди, которые произнесли тост. И все было очень достойно. Говорят, Тэтчер запомнилась эта свадьба.

-- Добрый день! Светлана Павловна из Киева. Тамара, переводится ли с грузинского как-то ваша фамилия?

-- Мало того, что моя фамилия труднопроизносимая -- она еще и состоит из двух слов. Цители -- красный, гверд -- бок…

-- Интересно, как же тогда французы произносили вашу фамилию?

-- Они не произносили, они говорили (грассируя): Тамара-а-а (хохочет). Звучит, как сценический псевдоним. Я бы до такого не додумалась никогда. А Мишель Легран, представляя меня в «Олимпии», сказал: «Тамара-а-а!.. Запомните это имя!»

-- Тамара, ваш муж русский. Какие блюда преобладают в вашей кухне?

-- Я предпочитаю более нежную кухню, супруг -- острую, кавказскую. Какой брак, такая и кухня! Думаю, это нормально.

-- Как вам французская кухня?

-- Я большая поклонница французской и итальянской кухни. С 1988 года работала и жила во Франции, и поняла, что кухня -- это часть культуры, образа жизни страны.

-- Добрый день, Тамара. Галина из Киева. Я в восторге от вашего творчества. Есть в вашем репертуаре иранские песни?

-- Я их знаю. У меня есть кассета с иранскими песнями. Просто не приходилось пока их выучить и спеть! Но они о-очень красивые! Думаю, когда-нибудь все-таки их исполню. Музыка ведь не имеет границ.

«Наш бурный роман с Мишелем Леграном -- просто слухи… »

-- Здравствуйте, Тамара. Это Любомир Васильевич из Броваров. Вы часто сталкиваетесь с проявлениями восторга на своих выступлениях?

-- Самое приятное, когда восторга ожидаешь меньше всего. Тогда это воспринимается острее. Недавний пример -- фестиваль Окуджавы в Польше, в Кракове. На репетиции все звучало не так и шло очень плохо. Думала: что будет вечером? На фестивале выступали представители 20 стран. Я представляла Россию. Вернулась после репетиции в гостиницу и думаю: «А вдруг или сцена, или декорация упадет?» Уж слишком «кислые» были репетиции.

Фестиваль проходил на самой большой площади в Европе, где помещается 40 тысяч человек! И пришли люди, которые «от и до» знают творчество Окуджавы. Я пела «Молитву». Когда я начала, то закрыла глаза и думаю: «Господи, мне бы дожить до конца этой песни!» Такое произведение, такая ответственность! Когда я закончила, зал просто взорвался аплодисментами! И такая медитирующая волна пошла! Люди стояли, закрыв глаза, и я чувствовала, как музыка летит в небо.

-- Вы верите в какие-то мистические предчувствия? Умеете прислушиваться к себе?

-- (После паузы. ) Это серьезная тема. Мистика присутствует в жизни, и человек должен уметь ее разгадывать. Наверное, прекрасно, когда сон диктует какие-то ступеньки твоей дальнейшей жизни. Но я воспринимаю знаки судьбы с опаской. Уж слишком серьезное это дело.

-- Прямая линия? Это Эльза Викторовна из Киева. Тамарочка, я обожаю ваше творчество! Спасибо, что нашли время приехать в Киев. Скажите, вы с Мишелем Леграном поддерживаете дружеские отношения? Одно время писали, что у вас был бурный роман…

-- Конечно, мы дружим до сих пор. Что же до бурного романа, то это просто слухи. Естественно, и сейчас у нас с Мишелем возникают какие-то проекты. Помню, киевский концерт Леграна был просто потрясающим! Это был праздник души и музыки. Мишель взлетел сам над собой. Напоминал героев Шагала. Он парил над своей музыкой. Слышал и сочинял ее прямо на сцене Дворца «Украина». Больше подобного концерта не было. Просто тогда так сошлись звезды. Четыре репетиции и никаких мучений. Оркестр был в восторге!

У нас были концерты и в «Карнеги-холле», и в Париже, но с малым составом. А вот с оркестром -- чтобы так звучало и чтобы это приобрело такой вселенский масштаб! Наверное, и не надо, чтобы такое бывало часто.

-- С Леграном сложно работать?

-- Очень просто. Он профессионал высочайшего уровня. Сложно с непрофессионалами, которые ДУМАЮТ, что они профессионалы! А такого ранга и масштаба музыкант, как Легран, неподражаем! Я счастлива, что судьба свела меня с таким мэтром. Хотя на самом деле все произошло довольно случайно. Из многих кассет с песнями, присланных Леграну в офис, он выбрал мою и пригласил меня в Париж. Судьба…

-- Можно поговорить с Тамарой Гвердцители? Тамарочка, это Иванна из Днепропетровска. Скажите, еще существует в Грузии детский ансамбль «Мзиури», в который вы пришли в десятилетнем возрасте?

-- Да, выступает уже девятое его поколение.

-- Вас привела туда мама?

-- Меня выбрали. Мама такая же скромная, как и я… была (смеясь). И мама не «привела», потому что в десять лет я была вся в классической музыке, выступала с оркестром, играла концерты Моцарта, Гайдна…

-- На каком инструменте вы играли?

-- На фортепиано. Во втором классе уже играла репертуар шестого. Мне пророчили будущее великой пианистки. При этом я еще и пела в хоре. Когда я первый раз пришла в «Мзиури», мне там очень не понравилось, но со временем, конечно, увлеклась. От этого можно было сойти с ума! Мы выступали в знаменитом «Октябрьском» зале в Ленинграде -- этот запах кулис, нарядная публика. Тебе все аплодируют! Кто же от такого откажется? Люди бьются, чтобы сорвать хотя бы жидкие аплодисменты, а тут -- 20 девочек на сцене и такой глобальный успех! Нас даже показывали Леониду Брежневу. Он говорил нам какие-то теплые слова. В общем, опекал…

-- Тамара, это Авдотья Петровна из Бучи (под Киевом. -- Ред. ), ваша страстная поклонница. Спасибо вам за ваше творчество и тем людям, которые вас окружают. Правда, что с мужем вы познакомились, будучи его пациенткой?

-- Да, мой муж хирург. Я была его пациенткой. Но, конечно, история нашей любви началась гораздо позднее. А когда я встретила его в первый раз, то ни о чем, кроме боли, думать не могла! Я заболела как раз перед Новым годом. И один мой приятель приехал вместе с Сергеем меня обследовать. На следующий день меня положили в больницу, в Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, где и работал мой будущий муж. К счастью, все прошло хорошо во многом благодаря Сергею, его замечательному отношению ко мне. Чтобы я не скучала, Сергей принес мне в палату магнитофон, колонки, часто меня навещал. А потом… мы влюбились. После больницы я уехала в Америку, Сергей мне постоянно звонил, истратил кучу денег на переговоры. И когда я вернулась в Москву, то поняла, что нам будет слишком трудно жить друг без друга. Теперь он и мой сын Сандро -- мои самые любимые мужчины в этой жизни…

Материал подготовили Татьяна ИВАНОВА, специально для «ФАКТОВ», Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ».

 


704

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів